8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
singapure_bf

ЭКСПО надо было проводить в Алматы

Авторитетный американский журнал Foreign Policy назвал  ЭКСПО скучным.

Статья вышла с убийственным заголовком «Казахстан потратил 5 млрд. долларов на «звезду смерти», которая не стреляет.

Центрально-Азиатские страны построили футуристический город для проведения Всемирной выставки и создания собственного бренда. Одна маленькая проблема: забыли пригласить гостей, - пишет Джеймс Палмер.

Я был единственным посетителем павильона Греции. Когда я шел через туннель философов, энергичный молодой казах пристал ко мне: “Это греческий алфавит! Он имеет 24 символа, и это был оригинальный язык науки. Вот, пожалуйста, можно прийти и сфотографироваться у моря”. Мне пришлось уступить. Средиземноморский фон превосходил меня пять к одному.

На второй день ЭКСПО-2017, состоявшейся на окраине Астаны, было солнечно. Выставка имеет глобальный статус “Олимпийских игр в экономике, бизнесе, культуре,” где каждая страна-участница демонстрирует свои национальные достижения в переполненных людьми павильонах. Но сегодня на первой выставке, когда-либо проводившейся на постсоветском государстве, не было никаких толп.

"Есть два основных способа разозлить казахов,” отметил один из делегатов: назвать имя Бората или назвать купол «звездой смерти»

…“Есть два основных способа разозлить казахов,” отметил один из делегатов: назвать имя Бората или назвать купол «звездой смерти.

Мы должны готовиться к худшему сценарию — отсутствию посетителей нашего мероприятия

Греция - не единственный заброшенный павильон. На многих из них не было никого, кроме персонала. Лишь несколько громких имен — Китай, Германия, США — привлекли пару десятков посетителей одновременно, но мой путь шел под пустыми сводами… Невольно я подслушал разговор двух европейских делегатов: “мы должны готовиться к худшему сценарию — отсутствию посетителей нашего мероприятия.”

В течение многих лет, казахи деликатно снижали количество ожидаемых участников: 5 млн, 3 млн, сейчас 2 млн. человек. В день открытия, официальная цифра была 10 000 посетителей, но это было очень щедрое округление…

На последней выставке, где я принимал участие в 2010 году в Шанхае, мероприятия увидели 73 миллионов посетителей. Последнее “специализированное” ЭКСПО, промежуточное между мировыми ЭКСПО, проходило в прибрежном корейском городе Есу в 2012 году и привлекло 8 миллионов. Официально Астана продала 670,000 билеты, но есть серьезные сомнения, насколько реальны были эти продажи. Скорее, наоборот цена проведения выглядит заниженной с $5 миллиардов до $3 миллиардов.

… С 1980-х годов блеск “ЭКСПО” на западе стал угасать. Событие все еще санкционируется Международным Бюро Выставок (МБВ) в Париже, но, в эпоху легких коммуникаций и дешевых рейсов есть масса способов получить острые ощущения… Между тем, частные корпорации стали играть все большую роль в мероприятиях ЭКСПО, используя его как возможность продемонстрировать продукцию и привлечь потенциальных клиентов. Правительство США с 1999 года полностью прекратило финансирование своих павильонов, переложив эти затраты на корпоративных спонсоров.

В развивающемся мире, однако, ЭКСПО остается объектом восхищения. Для населения в этих частях мира еще в кайф посмотреть дальние страны и народы. Для правительства подобные мероприятия по-прежнему квалифицируются как редкий шанс показать свою значимость в сокращающейся международной аудитории.

…С 1990-х годов Казахстан предпринимает серьезные усилия в качестве хозяина международных встреч…  Многие собрания являются бессмысленными. Вот как прокомментировал международный религиозный Конгресс один из экспертов: “это было пустой тратой времени, когда, созданные по советскому образцу события выглядит стойкой, за которой репрессивные режимы пытаются выглядеть красиво.”

Мир даже не подозревает о существовании Казахстана, как и других Центрально-Азиатских государств

Но дело даже не в этом. Мир даже не подозревает о существовании Казахстана, как и других Центрально-Азиатских государств…

“То, чем я восхищаюсь в казахстанцах”, - говорит Энтони де Анджело, директор по коммуникациям павильона США “заключается в том, что в то время, когда все остальные отворачиваются от остального мира, казахи хотят принять его.”

…Да, ставка на культуру гостеприимства обоснованна, но едва ли уникальна. Это общая традиция, уходящая корнями в тюркский и арабский номадизм, а не казахское творение. Казахстан потратил миллиарды на эти события — высокая цена для страны, где почти половина населения до сих пор живет около 70 долларов в месяц. Но как национальная история для молодого государства, это не плохо. “То, чем я восхищаюсь в казахстанцах”, - говорит Энтони де Анджело, директор по коммуникациям павильона США “заключается в том, что в то время, когда все остальные отворачиваются от остального мира, казахи хотят принять его.”

Путь Казахстана к проведению ЭКСПО был легок. Он отправил свою заявку в 2012 году, когда единственным конкурентом был Льеж в Бельгии…  В то время Бельгия была в центре долгового кризиса на континенте — это была легкая победа…

Бельгия, Льеж

Единственным логичным местом для выставки должна быть Алматы, крупнейший город страны и бывшая столица. Алматы - это не только большой, это также относительно доступный город не только для казахов, но и для Центрально-азиатских соседей

Как и Олимпийские игры, ЭКСПО стала менее заманчивым событием в наше смутное время как верный способ потерять деньги… Но ошибка в том, что единственным логичным местом для выставки должна быть Алматы, крупнейший город страны и бывшая столица. Алматы - это не только большой, это также относительно доступный город не только для казахов, но и для Центрально-азиатских соседей.

Столица представляет собой нечто среднее между тематическим парком и строительной площадкой

Однако, в 1997 году правительство Казахстана обосновалось в Астане, в 800 км к северу от Алматы, в самом центре степи.  Столица представляет собой нечто среднее между тематическим парком и строительной площадкой: торговые центры соседствуют с грандиозными дворцами (что логично для хозяев столь глобальных событий), а снаряды многоквартирных домов охраняют их покой. Назарбаев оплатил нефтяными деньгами услуги таких известных архитекторов, как Кисе Курокава и Нормана Фостера для проектирования нового города, но и они не изменили облик чучела, мерцающего монументальными памятниками, выглядящими как перед войной с Автоботами.

Астана красива также, как красивы ее полупустые отели с заоблачными ценами…  Гуляя по городу, я часто чувствовал себя одиноким, как правило, рядом с позолоченной статуей или кустом в форме динозавра. Не ощущалось почти никаких усилий для привлечения посетителей из-за пределов Казахстана. Бессистемный российский маркетинг был зациклен на нескольких гостях. "Эйр Астана" обещала бесплатные билеты на ЭКСПО для своих пассажиров, но в обоих аэропортах гг. Алматы и Астаны машины для их выдачи были сломаны.

Впрочем, казахи сами тоже не очень довольны… “Мы готовились к этому четыре года! Даже маленькие дети знают, что ЭКСПО!” - сказал Николай, владелец магазина. Но казахские социальные сети полны жалобы на необходимость покупать дорогие авиабилеты, растрату пенсионных денег, абсурдности оплаченного миллиардами проекта, когда “половина страны до сих пор срет в дырку в земле”.

Потом была коррупция. Казахстанское правительство уже признало, что миллионы долларов были украдены в ходе строительства. Отчасти вследствие склок между олигархическими элитами…

Официальный куратор выставки, главный руководитель строительства ЭКСПО были арестованы за растрату. Это не удивительно; Казахстан-это глубоко коррумпированная страна, а выставка, как и любое крупное событие, площадка для воров…  

“Конечно, я не попаду на ЭКСПО!” - заявил Талгат, строитель. “Оно для таких людей, как вы!” Он ткнул меня в грудь заскорузлым пальцем. “Не таких, как я”.

Возможно, самая большая проблема при привлечении посетителей в том, что большинство павильоном были скучными

Но, возможно, самая большая проблема при привлечении посетителей в том, что большинство павильоном были скучными.  Тема выставки — “Энергия будущего” — означает бесконечную последовательность корпоративных видео про солнце (хорошо) и ветра (тоже хорошо).

“Что является источником бесконечной энергии?” - спросил голос в павильоне США. “Это люди. Ты, я, все мы”. Я посмотрел вокруг, чтобы убедиться, что мы не будем обработаны как зеленый Сойлент. Позже появилась песня. “Там энергия двигалась в воздухе/это земля, которую мы любим, это страна, о которой мы заботимся/существует энергия в мире/и когда мы ее используем наши мечты сбываются.”

Казахский мальчик провел рукой вдоль трубы, и она засветилась в темноте. “Слушай,”-  сказал Хан: “если хотя бы один казахский ребенок увидит это, и захочет стать ученым или инженером, то моя работа сделана.”

Среди всего этого было несколько выдающихся исключений: немецкий павильон, полный вещей, чтобы толкать, тянуть, и удерживать, завершившийся потрясающим лазерным шоу. Дизайнер британского  павильона  Асиф Хан показал мне пейзаж, генерируемый компьютером. Огромный 360-градусный дисплей вокруг центральной юрты состоит из навесных трубок. “Чем больше людей прикоснутся к юрте, тем больше они влияют на погоду.” Я смотрел, как казахский мальчик провел рукой вдоль трубы, и она засветилась в темноте. “Слушай,”-  сказал Хан: “если хотя бы один казахский ребенок увидит это, и захочет стать ученым или инженером, то моя работа сделана.”

Комментарии (64)

  1. Марат 16 июня 2017, 22:14
    Жаль, что амбиции одного человека помноженные на лизоблюдство и жадность его окружения негативно отражаются на имидже народа и в результате у гостей страны преобладает искаженное мнение о развитости целой наций
    1. Мойша 16 июня 2017, 22:29
      Через гугл-транслейт переводили?
      1. Жанна 17 июня 2017, 00:05
        Мнение американца нас мало волнует, так же как и наше для них.
        1. Асеке 17 июня 2017, 12:45
          ЭКСПО создавалось для привлечения таких вот американцев и иже с ними… так что мнение таких вот #насмаловолнует нас должно волновать и после должны быть какие-то выводы
        2. Серик 17 июня 2017, 01:36
          Добрый день, Уважаемый Казахстан! Мы должны быть одним целым… Мнение сопливого-аммеррикоза- грош ему цена. ЭКСПО проходит, так как пожелал Всевышний!!! Я с гордостью могу сказать, что живу в КАЗАХСТАНЕ!!! ЗАПОМНИ, пожалуйста, Мы заслуживаем тех правителей, кеми являемся сами…!
          1. Нурлан 17 июня 2017, 02:06
            Серик, у нас с такими грошами, не имеющими цены, миллионы сопливых Казахстану! Сними розовые очки и увидишь Гондурас…
            1. АСЕЛЯ 17 июня 2017, 09:03
              Серик!
              1. Алтисансти 18 июня 2017, 11:40
                Серик, это не мнение сопливого американца. Журнал Foreign Affairs это официальный голос гос департамента США. То что написано позиция США касательно проведения и уровня проведения ЭКСПО в Астане.
                1. Поля 19 июня 2017, 15:46
                  везде своего всевышнего приплетут…
                2. Ерла 17 июня 2017, 02:21
                  Нужно сплотиться и поддержать организаторов выставки, посредством того чтобы многие Казахстанцы смогли посетить её!
                  1. Rustick 17 июня 2017, 23:01
                    Мы уже поддержали. Разворованными миллионами. Они откуда? Из бюджета моей страны! Их не поддерживать надо, а к ответу призвать — чтоб за каждый тенге отчитались
                    1. Роман 17 июня 2017, 23:11
                      Нет денег чтоб сплотиться! Отвечаю) Забрали все
                      1. марат 18 июня 2017, 14:04
                        ЕРЛА. Вон педагоги «сплотились» раскупили входные билеты на экспо. а теперь их не пропускают по этим билетам внутрь! Воровали на строительстве, теперь нагло воруют с кармана народа! прежде чем писать, советовать такое оглянись по сторонам, посмотри кто как живет и как дышит,
                      2. Angie 17 июня 2017, 02:28
                        Не правильно перевели часть про греческий павильон: это не Средиземноморский фон превосходил автора в пять раз, а количество экскурсоводов.
                        1. Лунара 17 июня 2017, 08:20
                          Билеты дорогие для нас казахов 600₩ дорого для семьи со средним заработком, а в Кз богачей мало все со средним зароботком
                          1. Лунара 17 июня 2017, 08:20
                            Билеты дорогие для нас казахов 600₩ дорого для семьи со средним заработком, а в Кз богачей мало все со средним зароботком
                            1. Сауле 17 июня 2017, 09:00
                              Думаю, что на открытие надо было с организаций пригласить людей — всех госслужащих и студентов. Как обычно у нас делают с голубыми флажками в руках. Вот и была бы толпа на первый взгляд, ведь первое впечатление то какое было бы у гостей. И салюты, дорогие, они бы хоть увидели бы!
                              1. Сауле 17 июня 2017, 09:00
                                Думаю, что на открытие надо было с организаций пригласить людей — всех госслужащих и студентов. Как обычно у нас делают с голубыми флажками в руках. Вот и была бы толпа на первый взгляд, ведь первое впечатление то какое было бы у гостей. И салюты, дорогие, они бы хоть увидели бы!
                                1. Бауржан 17 июня 2017, 11:30
                                  Абсолютно бесполезное мероприятие за большие деньги только чтобы утолить амбиции президента
                                  1. Вячеслав 17 июня 2017, 11:36
                                    Что так возмущаться, народ? Правду же сказал.
                                    1. Маке 17 июня 2017, 12:21
                                      Не жалуетесь что денег мало зарабатывайте больше, Экспо пройдёт все что построили останется для наших детей.
                                      1. Асем 17 июня 2017, 12:29
                                        Наконец-то, первая незаказная откровенная статья про нашу жизнь в кз… будем ходить с голой Ж, но шар построить обязательно надо. И не забыть в названии нашу любимую приставку *НУР*… автор, рахмет от души!
                                        1. Ануар Омар 17 июня 2017, 13:21
                                          а американец прав… ЭКСПО, как таковое давно потеряло актуальность и необходимость во всем мире, а мы как сумасшедшие бросились на веревочку уходящего парохода… только ни эта веревочка, ни этот пароход больше никому не нужен…
                                          я по работе часто езжу по регионам, по окрестностям Астаны и соглашусь с выражением, указанным в статье: большая часть самой богатой страны, в которой вся таблица Менделеева до сих пор срёт в дырку в земле…
                                          как можно назвать подобную ситуацию?
                                          1. Айгуль 17 июня 2017, 13:40
                                            Иностранцам всегда выгодно надсмехаться над другими, успешный и цивилизованный человек не будет тратить свое драгоценное время на такие статьи, грошь ему цена, и печально, что есть казахи, которые не уважают себя, в первую очередь, и готовы поддакивать инострам, сами то ничего из себя не представляют, ума хватает только на примитивные, ущербные осуждения собственной страны. Давайте, продолжайте в том же духе, в этом и есть Ваше предназначение в этой жизни…
                                            1. Арман 17 июня 2017, 16:47
                                              Айгуль хочу задать вопрос в Казахстане более менее благополучно народ живет в крупных городах. При этом в регионах и малых городах жизнь угасает. Что необходимо сделать чтобы исправить ситуацию? На уважении к себе проблему не решить! Главное в лечении болезни это признать Ее!
                                              1. Айгуль 17 июня 2017, 22:34
                                                Я не утверждаю, что у нас все отлично, но это не оправдывает бездельников, которые, кроме как обливать себя грязью ни на что не способны. Так мы никогда не продвинемся, патриотизм, сила духа, уважение и любовь к своей Родине, к своей нации во все времена ценились и творили чудеса.
                                                1. Жаке 17 июня 2017, 23:25
                                                  Наверное слишком много зарабатываете, и отсюда ваш патриотизм
                                                  1. Мадина 19 июня 2017, 12:56
                                                    Это и есть тот толчок, когда наше государство должно прозреть. Прежде чем сыпать в глаза роскошь, полученные за деньги простых людей, лучше бы позаботились об аулах и маленьких городах, где жизнь идет к концу и школы закрываются. У нас по площади 9 место среди стран и всего лишь 16 городов. И за эти все годы ни одно село или крупный аул не достиг статуса города. Это должно о чем то говорить.
                                                    1. Малика 20 июня 2017, 14:29
                                                      В 21-м веке большая часть населения не имеет дома канализации, горячей воды, топят дома углём и… в то же время государство тратит миллиарды на имиджевые вещи. Какого патриотизма вы ещё хотите!? То, что весь народ покорно принимает один затратный прожект за другим — вам этого мало, вы хотите чтобы это ещё и с радостью и ликованием как в северной Корее происходило?! Что с вами?
                                                      1. Мнение 20 июня 2017, 19:30
                                                        Вы сами признаете, что у нас не все отлично. Так объясните, зачем тогда проводить мероприятие, которое никому неинтересно и от которого никакой практической отдачи? На мероприятии, на котором вместо энергии будущего, в павильонах представлены колбасы и вина? И Вы видимо совсем не понимаете смысл тех высоких слов, которые произносите! Патриотизм, уважение и любовь к Родине, должны проявляться в заботе о своем народе! Что такое Родина и государство? Это не те строения, которые построены в Астане, не тои и празднования во времена кризиса, а люди, которые живут в этой стране. Люди, которые не чувствуют заботы государства! Люди, для которых государство установило минимальную заработную плату в 29 тыс тенге и пенсию в 150 долларов, из которых 75 долларов забирает на коммуналку. Критику нужно воспринимать правильно, а у нас всем недовольным рот закрывают патриотическими лозунгами, исходящими от людей, которые не понимают смысла этих слов! И ладно бы оболгал иностранец нас, так нет же, все по делу!
                                                        1. Toke 25 июня 2017, 17:43
                                                          К сожалению кроме патриотов у нас в стране есть корупционеры которые сделает все чтобы воровать бюджетные деньги. И их становятся больше чем патриотов
                                                      2. Алтисансти 18 июня 2017, 11:45
                                                        Айгуль, это не мнение случайного американца. Журнал Foreign Affairs это официальное издание гос департамента США. То что написано, позиция США касательно проведения и уровня проведения ЭКСПО в Астане.
                                                        1. Борзяныч 19 июня 2017, 12:03
                                                          У Айгуль видимо очки розовые вросли в переносицу. Срочно требуется помощь врачей по вывозу пациента за пределы мегаполиса. В 40 км от городов люди живут без газа и водопровода, срут в землю и чуть ли не собирательством занимаются. А на их деньги строят ̶п̶ё̶з̶ звёзды смерти, попутно распиливая большую часть. ПыСы: Я тоже хочу жить в том радужно-счастливом Казахстане, в котором живет Айгуль
                                                          1. Мнение 20 июня 2017, 19:40
                                                            И еще специально для Вас приведу цитату одного человека, Лауреата Нобелевской премии по физики, академика, Жореса Алферова. «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!»
                                                          2. БОРАТ 17 июня 2017, 14:38
                                                            Главное бабло прокрутили, отмыли и отбили! А что там кто то говорит, пфффф пофиг гори оно всё синим пламенем! А звезда смерти-ну пусть будет звездой смерти!
                                                            1. ГражданинКЗ 17 июня 2017, 16:13
                                                              Был я в Америке. Они там не знают что такая страна вообще существует, а про где она находится вообще молчу! Статья видно же что куплена. Есимов сказал 1.3 млрд, Атамбаев 3, эти уже 5 млрд. У народа думаю есть голова на плечах, чтобы подумать зачем вообще пишутся такие статьи…
                                                              1. Сека 17 июня 2017, 16:15
                                                                У всех аналогичных статьях один первоисточник, это Мухтар Аблязов! Цель которого дестабилизация ситуации в Казахстане. Так что, прежде чем поддаваться чужому мнению, обмозгуйте инфу еще раз!
                                                                1. Мнение 20 июня 2017, 19:16
                                                                  Почему вы всегда пытается найти виновника за границей?! Он у нас внутри! Что неправда в этой статье? Все правда выедите за город и посмотрите своими глазами! Скажите тем гражданам, которые живут в 50 км от любого города, — «Поехали развлекаться на ЭКСПО». И увидите, что они вам ответят эти люди. Люди, которые каждый день думают, как прокормить детей!
                                                                2. Зарина 17 июня 2017, 16:17
                                                                  Все просто, либо ты имеешь свое мнение, либо чужое мнение имеет тебя! Чушь какую то написал этот «пендос». Он даже понятия не имеет о чем пишет.
                                                                  1. Айгуль 17 июня 2017, 16:21
                                                                    Американец не учел время, сейчас у нас ораза, в мире Рамадан, еще заполняться все павильоны людьми и новыми техналогиями!!!! Пусть успокоиться, господин журналист и начнет молиться!!!!
                                                                    1. Гуля 17 июня 2017, 17:52
                                                                      какой бред вы несете. при чем здесь ораза? и правду написал он.
                                                                      1. Гуля 17 июня 2017, 17:54
                                                                        что-то с сайтом, почему-то он обозначил меня как редакцию, хотя имя я указала
                                                                        1. Индира 18 июня 2017, 11:33
                                                                          Эх жаль, не получилось у нас прикрыть голую жопу(((((
                                                                          И что интересно, этот американец лучше знает положение наших людей страны, нежели некоторые казахи, судя по комментам
                                                                        2. Роман 17 июня 2017, 23:16
                                                                          Ну вот вы сами ответили на свой «вопрос»
                                                                          -У нас ведь Ораза
                                                                          Да потому что только и наши и ходят) Толком никого нет! Правильно написали про привлечение гостей со всего мира! Этого привлечения не было! Где обещанный приток туристов? Посмотрите реальные сводки и видео с выставок других стран и посмотрите на наше)) Никого обидеть не хочу. Но с болью принимаю эту правду
                                                                          1. Алтисансти 18 июня 2017, 11:48
                                                                            Он сотрудник гос департамента США, пишет для государственного журнала. Не просто журналист.
                                                                          2. Хасан 17 июня 2017, 19:13
                                                                            Богатство страны сейчас определяется количеством мегаполисов. Астана скоро станет им и вернет все деньги потраченные на нее.
                                                                            1. Алтисансти 18 июня 2017, 11:48
                                                                            2. Индира 18 июня 2017, 11:34
                                                                              Эх жаль, не получилось у нас прикрыть голую жопу(((((
                                                                              И что интересно, этот американец лучше знает положение наших людей страны, нежели некоторые казахи, судя по комментам
                                                                              1. Арман 18 июня 2017, 11:44
                                                                                Есть и правда но есть и то что чувствуется явно предъвзятый характер, особенно когда в конце про США, Германию, Англию…
                                                                                В мире идет серьезная борьба, так что так. А если честно я радуюсь иногда что мы просто живем, думаю если разбогатеем станем хуже. У нас и так женщины раздетыми ходят, мужики пьют. А за бугром они отличаются только тем что денег больше и еще все хуже и развращеннее…
                                                                                1. Ася 19 июня 2017, 00:45
                                                                                  Вы правы. Нужно делать все возможное.Жить и радоваться. Слишком много слов и мало дел в нашем мире. Не умеем радоваться и дружить! Нужно просто жить и развивать себя, помогая чем можешь другим. Мы молоды, только вышли из страны советов. Многое нужно про анализировать нации в целом. Дай Бог нам быть смелыми и честными!
                                                                                  1. Марат 20 июня 2017, 18:05
                                                                                    Мышление рабов и неудачников: «Главное, что мы живем, главное, чтоб войны не было».
                                                                                2. Торегали Казиев 18 июня 2017, 13:34
                                                                                  1. Авторитеты в Америке сейчас дерутся между собой. В т.ч. и это авторитетное издание участвует в склоках. Даже избранного американским народом президента ругают почем зря. А статья явно заказная, о заказчиках выше сказали. 2. ЭКСПО, как и Саммит ОБСЕ в 2010 г. как раз и делает Казахстан узнаваемым для миллионов людей — как страну открытую и растущую, благожелательную и дружелюбную, что и автор статьи также подчеркнул. В сегодняшнем злобо-дневном мире благожелательность очень важна. 3. Не имеет недостатков и ошибок тот, кто ничего не делает. 4. Достигает светлой цели тот, кто идет к ней. Алға, Қазақстан!
                                                                                  1. КК 19 июня 2017, 19:46
                                                                                    Спасибо за объективную оценку журналиста, в принципе и так все было ясно, что на выставке делать нечего. Учитывая давнюю любовь к стран СНГ к «потемкинским деревням», если вы понимаете о чем я, оклеевании разваленных домов фотообоев с распечатанными зданиями и т.д., нетрудно догадаться на каком уровне будут проводиться такого рода международные выставки. Как говорится, бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. Еще нашли дураков, чтобы на выставку, устроенную на наши разворованные деньги, впаривать нам же билеты по заоблачным ценам, это то же самое, что прислать человеку, казненному в газовой камере счет за газ:) Могли бы хотя б капельку совести поиметь и сделать для казахстанцев вход бесплатным, ведь это они «скидывались» на ее проведение, хоть и принудительно, но все же.
                                                                                    1. Саке 20 июня 2017, 07:00
                                                                                      «это то же самое, что прислать человеку, казненному в газовой камере счет за газ», и при этом случайно оставшимся в живых )))
                                                                                    2. Горняк 19 июня 2017, 21:48
                                                                                      Конечно, надо быть бережливее! Но у страны, которая живет между тремя непредсказуемыми гигантами и имеющей стратегически интересное положение приходится тратиться на подобные мероприятия((( лучше дырка в земле, чем дырка от снаряда в крыше.
                                                                                      1. Карина Ан 20 июня 2017, 05:38
                                                                                        Отличная статья, все как надо расписал. Не понимаю почему вы здесь ворзмущаетесь
                                                                                        1. Саке 20 июня 2017, 07:01
                                                                                          Это его работа, пишет то что видит, ему нет смысла что-то выдумывать
                                                                                        2. Марат 20 июня 2017, 11:30
                                                                                          Деньги на ветер
                                                                                          Жаль что для этого грабили свой народ и грабят по сей день, всю эту сумму если реально потратили бы для поддержания экономики, для народа было бы польза офигительная. Полная ху**та
                                                                                          1. ZHANSYRYM 20 июня 2017, 11:42
                                                                                            Мне очень страшно за свой пенсионный фонд, я даже боюсь депозит открыть в банке, они могут исчезнуть в один миг. Почему когда человек чужой нам говорит правду, цена ему грош? Это реально, я работаю в 12 часов в день, в элитном салоне, на 400-500$ ели тяну, снимаю квартиру, еще кредит есть, и вот при всей моей желании, поехать на ЭКСПО у меня денег не хватает! А я представляю людей которым с 200$ зарплатой заставляли покупать! Я прям вижу с каждым годом что мы в жопе, люди настолько злые стали. Но некоторые, до сих пор верят, «Кудай каласа, 2020да жаксы болады!»
                                                                                            1. 132 05 сентября 2017, 21:10
                                                                                              Хотят подмазаться к белым и подлизывают зад, отсюда и эспо оон обсе и еще много другого дерьма не нужного казахом даром
                                                                                            2. акбота 22 июня 2017, 17:47
                                                                                              считаю, что учителям, детям вход должен быть бесплатным, чтобы исполнилось пожелание “если хотя бы один казахский ребенок увидит это, и захочет стать ученым или инженером, то моя работа сделана.”
                                                                                              1. Laura 05 августа 2017, 08:31
                                                                                                Вообще пора уже прекращать поддерживать исскуственно популярность Астаны. Все равно Алма-Ата популярнее. И поэтому оставте городу его финансы на поддержку нормального порядка. Все равно к нам едут очень много гостей из за рубежа. Стыдно за грязную и заплеванную Алматушечку.
                                                                                                1. Айгуль 06 августа 2017, 19:54
                                                                                                  А мне все понравилось. Я с удовольствием посетила ЭКСПО. И народу было там очень много. В выходные дни для детей вход был бесплатным. Тематика заставляет задуматься каждого человека о том что нужно развивать получение энергии из тех источников, которые позволяют экономить невозобновляемые ресурсы и не загрязнять экологию.
                                                                                                  1. 132 05 сентября 2017, 21:13
                                                                                                    Звезда смерти накрыла казахов
                                                                                                    Персона

                                                                                                    Проект «ТОПЖАРГАН»

                                                                                                    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

                                                                                                    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.