Великолепная четверка
Поддержать

Великолепная четверка

На вопросы Exclusive отвечают топ-менеджеры четырех крупнейших банков страны
1. Прошел год с момента, когда государство объявило о своем намерении войти в акционеры четырех системообразующих банков Казахстана. В феврале 2009 года было принято окончательное решение об этом. Насколько оно было оправдано и как долго государство может оставаться акционером, ведь это было временной мерой?
2. Как известно, из 19 миллиардов долларов в рамках антикризисной программы правительства львиная часть пошла на поддержку банковского сектора. Как Вы считаете, насколько эффективно были использованы эти средства?
3. Совсем недавно наш банковский сектор считался лидером как в экономической структуре Казахстана, так и в СНГ. Сегодня ситуация кардинально поменялась. Почему так произошло и смогут ли наши банки вернуть былую репутацию, если да, то как и в течение какого времени?
4. По мнению экспертов, главной проблемой кризисного периода стал кризис доверия. Особенно это относится к банкам. Какие меры в планах, а какие уже предпринимаются, чтобы восстановить доверие? И как Вы оцениваете промежуточные итоги реструктуризации банков?
5. Как Вы оцениваете Концепцию посткризисного развития финансового сектора Казахстана?


1. Мое мнение по этому поводу может быть субъективным, так как я являюсь председателем правления одного из таких банков, но, как один из финансовых экспертов, считаю, что сейчас, по прошествии времени, очевидно, что данная мера была полностью оправданна. Государство смогло сохранить доверие населения к банковской системе в целом, а это ключевой момент. Не было массовой паники и истерии, разговоров «на кухне», акций протеста. Если клиенты и закрывали в массовом порядке депозиты в одних банках, то открывали их в других, то есть был переток денег внутри системы. Рядовые вкладчики хотят стабильности, и государство сегодня выступает гарантом их сбережений. По поводу сроков нахождения государства в капитале четырех банков, то естественно, что это временно. Экономический спад сменится подъемом экономики, и государство выйдет из состава акционеров банков.
2. Думаю, они принесли пользу, поскольку можно говорить и о представителях малого и среднего бизнеса, которые получили ресурсы и рефинансировали свою задолженность, и о большом количестве заемщиков, которые улучшили условия по обслуживанию ипотеки. Конечно, недовольных все равно остается много, поскольку этими ресурсами, разработанными программами невозможно было охватить всех клиентов. Но, тем не менее, экономический и социальный эффект есть, причем этот эффект еще не реализовался полностью, поскольку некоторые из этих ресурсов поступили относительно недавно. В среднесрочной перспективе мы сможем увидеть отложенный результат.
3. Национальный банк, в котором я был председателем, и АФН видели риски, связанные с интенсивными внешними заимствованиями коммерческих банков. Если помните, Нацбанк использовал механизм повышения минимальных резервных требований. Они росли именно для того, чтобы заимствования для наших банков стали дороже. Но ситуация складывалась таким образом, что в момент быстрого роста экономики, банковского сектора, надувания финансовых пузырей в недвижимости, в финансовом секторе все эти барьеры оказались недостаточно эффективными. Банкам, несмотря ни на что, было выгодно занимать за рубежом и кредитовать с быстрой отдачей внутри страны такие секторы экономики, как недвижимость, торговля, строительство. Я согласен в той части, что, видя риски и предпринимая какие-то меры, мы не проводили их радикальным образом. Но на это существовали и объективные причины. В тот момент банковский сектор рассматривался как один из локомотивов экономического роста. Когда говорили о 9–10%-ном росте ВВП, то в нем «сидел» и рост финансового сектора. Поэтому те, кто с нами спорил, пользовались поддержкой общества и финансового истеблишмента. Я хорошо помню, что тема внешних заимствований поднималась на Конгрессе финансистов в 2006 году. Тогда Нацбанк и АФН предложили все это дело «охладить», но банкиры возражали. Как они говорили, за счет этих ресурсов банки кредитуют экономику, за счет этих ресурсов малый и средний бизнес получает финансы, за счет этих ресурсов есть возможность продавать ипотеку большому кругу граждан. Я думаю, что уроки и для правительства, и для регуляторов, и для бизнес-сообщества получены жесткие, и бесследно они не пройдут. Возможность повторного возникновения пузырей в финансовом секторе и в секторе недвижимости минимальная. Думаю, будет ограничиваться рост банков и их кредитного портфеля. А поскольку не будет дешевых денег, которые можно будет вкачивать в ту же недвижимость, то повторения ситуации не будет. Я сомневаюсь, что даже при самом благоприятном варианте развития ситуации мы опять вернемся к тому же ипотечному буму и росту цен на недвижимость, который был несколько лет назад.
4. Для нас сейчас главное – успешно провести переговоры с комитетом кредиторов, очистить банк от непомерных долгов. Думаю, когда это произойдет, перемены почувствуют наши клиенты, и мы сможем восстановить как свои позиции на рынке, так и репутацию, которая сейчас под огнем артиллерии бывшего менеджмента и акционеров. Доверие не так легко вернуть, но ничего невозможного нет. Тем более что от проведенной реструктуризации и изменения стратегии финансового института выиграют все: и кредиторы, и государство, и клиенты. Они получат обновленный банк с транспарентной системой корпоративного управления, ориентированный на работу на внутреннем рынке. В случае с БТА главный урок в том, что необходимо требовать от менеджмента полной прозрачности, подотчетности и работы на благо банка в целом, а не в чьих-то интересах.
5. Я хотел бы высказаться по поводу государствен-но-частного партнерства как одного из ключевых направлений данной концепции. В качестве примера могу привести, наверное, совершенствование механизма инфраструктурных облигаций. Мы знаем негативные примеры таких концессионных соглашений в прошлом. И я думаю, что благодаря этому негативному опыту появятся новые механизмы, которые позволят средства пенсионных фондов гораздо более надежным способом привлечь на финансирование таких проектов.
Сейчас речь идет о том, что может быть изменен механизм гарантий, который предоставляет Министерство финансов, может быть, еще появятся какие-нибудь нововведения. Вот это направление может оказаться перспективным, здесь мы говорим о том, что пенсионные ресурсы могут быть эффективно задействованы, в этом случае может заработать фондовый рынок. Поэтому такое взаимодействие, которое позволит более уверенно привлекать частные ресурсы на внутреннем рынке для государственных задач, оно, безусловно, возможно и необходимо. Краткосрочную депозитную базу коммерческих банков очень сложно транслировать в долгосрочные кредитные ресурсы заемщикам. Вот на это тоже нацеливает концепция, в конечном итоге государственные органы и банки смогут разработать механизмы, которые создадут условия для «удлинения» свободных краткосрочных ресурсов банков. Сегодня пока еще сложно сказать что-либо конкретное об этих механизмах, но я надеюсь, что участие Национального банка поможет эту проблему решить. Это и есть один из ярких примеров необходимого взаимодействия коммерческих структур, банков и государства. Также я надеюсь на продолжение государственных программ в различных секторах экономики, в которых банки будут выступать операторами. Это достаточно обкатанный механизм, могут быть нюансы в ставках, сроках, условиях, но, тем не менее, 2009 год показал, что это очень важный канал, через который государственные ресурсы доходят до различных секторов экономики или населения.

1. Ответ на этот вопрос очевиден – если государство решило бы оставить все как есть, то два из системообразующих банков находились бы в процессе консервации. Думаем, нет необходимости говорить о том, к каким последствиям могло бы привести банкротство одного из системообразующих банков страны. Так что решение об участии государства в судьбе банка было единственно верным. В итоге при непосредственной помощи ФНБ «Самрук-Казына» мы составили антикризисный план, в котором одной из основных мер была реструктуризация задолженности банка, и на сегодняшний момент этот план практически полностью выполнили. К слову, руководство фонда уже заявляло о свих планах: «Самрук-Казына» не будет оставаться мажоритарным акционером банка длительное время. По условиям соглашения о реструктуризации с комитетом кредиторов «Самрук-Казына» будет участвовать в капитале банка в течение двух лет.
2. В случае с «Альянс Банком» – со стопроцентной эффективностью. Благодаря этим мерам уже в начале следующего года «Альянс Банк» первым в стране выходит из кризиса: с очищенным балансом, с четким пониманием структуры долгов, с оптимизированной бизнес-структурой, с прозрачным уровнем корпоративного управления и с понятной стратегией развития. Цена вопроса – 129 млрд тенге, из них 24 млрд идут на простые акции, 105 млрд – привилегированные акции. То есть эти деньги возвратные.
3. Мировой кризис ударил далеко не только по казахстанской финансовой системе. Причем антикризисные меры в Казахстане многими международными экспертами признаются одними из самых действенных. Кстати, пример «Альянс Банка» как раз один из аргументов в пользу такой оценки. Но причиной проблем является не только мировой кризис. На фоне общего ухудшения ситуации у нас вскрылись серьезные проблемы, связанные с корпоративным управлением. Поэтому мы полностью пересмотрели структуру корпоративного управления, чтобы исключить подобные прецеденты в будущем.
4. Лучшая мера по восстановлению доверия – это четкая, стабильная и профессиональная работа банка плюс реальная, а не декларативная прозрачность и, соответственно, реальные финансовые показатели. Все это будет в «Альянсе» в ближайшем будущем. Все остальное – имидж-стратегия, финансовые механизмы и прочее – это просто инструменты. Любым инструментом надо уметь эффективно пользоваться, и итог будет виден.
5. Задача менеджмента банков – не оценивать концепции, а успешно их реализовывать на практике.


Комментарий независимого редактора
Максат Кабашев получил блестящее образование. Он стал одним из лучших топ-менеджеров. Опыт, который он приобрел, трудно переоценить. Соглашусь с его оценками и ответами. Вместе с тем многое в работе банкиров зависит от внешней среды, прежде всего нормативно-правовой. И здесь очень важны инициативы и предложения по регулированию и развитию банковского сектора, учитывающие практический опыт решения кризисных проблем.

1. Вхождение ФНБ «Самрук-Казына» в капитал банка позволило снизить негативное влияние глобального финансового кризиса и девальвации. Кроме того, участие государства в качестве акционера в сложный для экономики период придало дополнительную уверенность инвесторам банка.
Что касается сроков, то, как известно, фонд «Самрук-Казына» изначально заявил, что стал акционером «Казкоммерцбанка» на ограниченный срок на условиях, которые оговорены пакетом соглашений.
2. «Казкому» на его собственные нужды государство средств не выделяло. Все, что банк получил, является возвратными деньгами, и они будут возращены государству с процентным вознаграждением. Это первое. Второе – это целевые деньги, предоставленные для кредитования определенных фондом «Самрук-Казына» секторов экономики и населения, в частности корпоративного сектора, ипотечных заемщиков, субъектов МСБ. Многие наши клиенты столкнулись с начала кризиса с проблемой недофинансирования. В первую очередь это коснулось компаний сектора жилищного строительства, а также малого и среднего бизнеса. Именно поэтому с момента запуска первых программ по стабилизации экономики в конце 2007 года «Казком» считал участие в них важной частью своей стратегии. Государственные программы позволили снизить долговую нагрузку для большого количества субъектов малого и среднего бизнеса, для ипотечников. В частности, только в «Казкоме» порядка 6000 ипотечных заемщиков удешевили свои кредиты. В связи с этим «Казком» принял решение о продолжении рефинансирования ипотеки уже из собственных средств, а недавно мы запустили еще одну программу – по рефинансированию ипотеки дольщиков корпорации «Куат», являющихся нашими заемщиками.
3. Что касается банковского сектора Казахстана в разрезе СНГ, то этот вопрос лучше адресовать аналитикам, экспертам, которые профессионально занимаются анализом банковских систем.
Говоря о «былой репутации», Вы, видимо, имеете в виду возможность выхода на международные рынки капитала и привлечение заемных средств в казахстанскую экономику. Действительно, доступ на внешние рынки сейчас закрыт. Однако проблемы возникли не только у банков, они возникли у наших клиентов в реальном секторе, что связано со снижением потребительского спроса, с отсутствием сбыта продукции, то есть с проблемами в экономике. Что касается «Казкоммерцбанка», то его профессиональная репутация не вызывает сомнений у инвесторов, партнеров и депозиторов.
4. У «Казкома» не было реструктуризации обязательств. Банк в полном объеме и в плановом порядке осуществлял погашение своих внешних обязательств.
Проблемы, с которыми столкнулись казахстанские банки, близки и понятны сегодня всем финансовым институтам в мире. Поэтому антикризисная стратегия, которую мы начали и продолжаем реализовывать, вряд ли отличаются от действий наших коллег в европейских или российских банках. Это – работа над привлечением и удержанием депозитов, тщательная работа с кредитным портфелем и жесткое сокращение расходов. За этими простыми тезисами стоит огромная работа с правительством, клиентами, партнерами и внутри банка.
Хотелось бы отметить, что банком пройден пик погашений долга, следующие выплаты возобновятся только в 2011 году.
5. В соответствии со сложившейся практикой проект концепции детально рассматривался всеми финансовыми институтами страны (банки, страховые компании, дилерско-брокерские компании, пенсионные фонды) в рамках Ассоциации финансистов Казахстана. По крайней мере у «Казкома» нерешенных вопросов не осталось. Необходимо отметить, что и руководство Национального банка и АФН было открыто к диалогу. Мы сформулировали единую позицию финансового сектора через Ассоциацию финансистов. Теперь важна ее реализация.

1. Решение было полностью оправданным с позиции системной стабильности. Эта мера была частью программы, в рамках которой были повышены гарантии по депозитам, оказана поддержка экономике и многим клиентам банков. Участие в акционерном капитале позволило сделать эти меры правительства более убедительными. Мера эта временная. Выход из акционерного капитала является одним из условий договоренности между банками и правительством. Сроки, скорее всего, будут ограничены 1–3 годами с момента вхождения. Все это зависит от финансового состояния каждого отдельного банка. Понятно, что государство в первую очередь выйдет из акционерного капитала более здоровых банков. Когда это произойдет, станет понятно, насколько каждая отдельная инвестиция была экономически оправданной для бюджета.
2. Часть средств пошла на покупку акций банков. Когда правительство продаст свои акции, то вложения вернутся с процентами. Остальные средства также выдавались на рыночных условиях. Они распределялись через банки, но окончательными получателями было население, предприятия малого и среднего бизнеса и компании реального сектора. Поэтому об эффективности использования этих средств будет правильнее спросить у тысяч заемщиков банков, которые получили возможность рефинансировать свои займы по более низким процентным ставкам.
3. Причин много. Это сильная зависимость от внешнего долга, концентрация на процикличных отраслях, недостаток диверсификации. 2009 год был тяжелым для банков, но самое трудное уже позади. В то же время кризис значительно ускорил развитие нашей банковской системы. Была наработана практика реструктуризации коммерческих банков и их долгов, принят закон о финансовой стабильности, происходит реформирование финансового регулирования. За последний год наша банковская система сделала качественный скачок вперед.
4. Потеря доверия является симптомом более глубоких проблем. Сводить кризис к потере доверия будет серьезной недооценкой фундаментальных дисбалансов, которые к нему привели. Что касается реструктуризации, то этот вопрос не к Народному банку. У Народного банка не было и нет причин использовать реструктуризацию для спасения банка от банкротства. Банк работает в рабочем режиме и обслуживает все свои внутренние и внешние обязательства в срок и в полном объеме. Народный банк всегда пользовался высоким доверием со стороны населения, компаний и иностранных кредиторов. Во время кризиса доверие к нашему банку только выросло. Это подтверждается ростом депозитов населения и юридических лиц с начала 2009 года на 60%. Что касается внешних рынков заимствования, то для Народного банка такая возможность сохранятся и сейчас.


Комментарий независимого редактора
Аскар Смагулов – известный финан-сист, высококвалифицированный и многоопытный. Его мнение всегда компе-тентно и разумно. Не соглашусь с тем, что львиная доля из Нацфонда РК пошла на поддержку банков. Прямо – да, около $3 млрд пошли на поддержку системообразующих банков. Однако другая, и большая, часть прошла через банки как агенты на поддержку малого и среднего бизнеса, поддержку ипотеки, рынка недвижимости, АПК и др. Думаю, в среднесрочной перспективе банки вновь станут лидера-ми на территории СНГ и восстановят доверие клиентов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.