Мысли вслух
Поддержать

Мысли вслух

Серик Аханов


Экономика и финансовый сектор страны: ростки надежды
Благодаря стабилизационным мерам, принятым в ответ на первые проявления мирового финансового кризиса, Казахстан сумел успешно противостоять негативным глобальным тенденциям. Экономика идет на поправку. Отмечен хоть и умеренный, зато стабильный рост. Обеспечен рост макроэкономических показателей. За девять месяцев 2009 года обуздана инфляция и достигнуто существенное снижение ее годового уровня – до 5,8%. По платежному балансу видны рост торгового баланса и увеличение притока иностранного капитала в страну. Движение тенге достаточно гибкое в рамках установленного коридора 150 плюс-минус 3–5 тенге. Одномоментная девальвация не поколебала конкурентоспособность производства.
Удалось добиться стабилизации ситуации и в финансовом секторе. Уже просматривается относительная стабильность и устойчивость финансовых институтов. С начала года активы банков выросли на 0,46%. Как говорил Лао Цзы, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». В банках, как кровеносных сосудах экономики, можно отметить прирост депозитов, как юридических, так и физических лиц. Рост депозитной базы с начала года составил почти 34%, в том числе рост вкладов населения – 23%. Можно сказать, что сейчас практически прекратился отток депозитов и банки постепенно начинают вновь кредитовать экономику. Увеличиваются из месяца в месяц объемы потребительских кредитов населения и ипотеки. С 46 до 30 миллиардов долларов уменьшились внешние долги банков второго уровня. По графику обслуживается внешний долг банков. Он уменьшился на $7,3 млрд – с $46 млрд до $31,5 млрд. Стабилизировалась доля проблемных кредитов. Неуклонно идет накопление текущей ликвидности в банковском секторе.


О деловом цикле
Конечно, кризис – это объективное явление, состоящее из разных фаз: спад, кризис, после которого, как правило, наблюдается фаза оживления. Затем подъем и бум, за которым следует рецессия. И все повторяется вновь, как лента Мёбиуса.
Как правило, цикличность характеризуется разными временными волнами, которые открыл великий русский экономист Николай Кондратьев. Он впервые обосновал их неизбежность, повторяемость и периодичность. Есть разные круги Кондратьева: 50, 30, –20 и 10 лет. Если рассмотреть цикличность в нашей стране, то первый системный трансформационный кризис был в 1991 году. Затем в 1997–1998 годах был кризис, вызванный влиянием внешних шоков с Юго-Восточной Азии. С 1987 года мы наблюдаем сложную и противоречивую ситуацию.
Таким образом, существует определенный цикл повторения через 7–10 лет, что неразрывно связано с обновлением капитала, производства, технологий, системы менеджмента. Мне нравится афоризм Дж. Дина: «Мечтай, как будто будешь жить вечно, а живи так, словно тебе предстоит умереть сегодня». Так что всегда можно и нужно быть готовым к переменам.


О стабилизационных и антикризисных мерах: прощание с «laissez-fair» и «невидимой рукой» Адама Смита
Монетарные и регуляторные власти осторожно и гибко регулировали рынок с целью роста совокупного спроса в экономике. Однако в транзитной экономике каноны классической экономики проявляются весьма своеобразно. Трудно увидеть прямые связи между фазой делового цикла, динамикой инфляции и увеличением/снижением процентных ставок.
В сложной ситуации А. Смит призывал «заправить насос» экономики. Устойчивость банковского сектора, на мой взгляд, объясняется прямой и косвенной помощью государства. Оно выделило достаточную сумму для поддержки стабильности системообразующих банков. ФНБ «Самрук-Казына» вошел в их капитал. Это придало финансовым институтам дополнительную стабильность и устойчивость.
В поддержку всей экономики направлено свыше одного триллиона тенге, при этом около $3 млрд – для стабилизации системообразующих банков, и это дало позитивный экономический эффект. Наши банки очень активно участвуют в реализации антикризисных программ по линии фонда «Самрук- Казына». Они реализовали программу поддержки и рефинансирования кредитов в целом МСБ на «миллиард долларов», программу «полумиллиарда» по линии поддержки МСБ в обрабатывающей промышленности, а также «три миллиарда» по поддержке рынка недвижимости, строительных компаний. Банки участвовали в поддержке строительных компаний в сотрудничестве с ФНБ «Самрук-Казына». Это очень важно, поскольку финансовые институты здесь не только выступают операторами программ, доводя деньги до строительных организаций, но и через проектные компании они напрямую участвуют в решении этих проблем.


Банки: какие проблемы волнуют?
Ситуация в банковском секторе остается сложной и противоречивой. Снижается качество совокупного кредитного портфеля. Высока долларизация кредитов. В октябре займы в инвалюте составляют 59,4% ссудного портфеля. Доля стандартных кредитов в кредитном портфеле снизилась до 25,5%, доля сомнительных кредитов выросла до 43,9%, доля безнадежных кредитов составила 30,6%. Уровень провизий как фактор устойчивости составил 37,2%. Обязательства в инвалюте составили 57,6% совокупных обязательств банков. Правда, при этом следует учесть долю кредитов, приходящихся на два банка, находящихся в стадии реструктуризации. В этом случае в целом ситуация выглядит несколько лучше и не так драматично.


О рефинансировании ипотеки: между Сциллой эффективности и Харибдой нравственности
Была прямая помощь ипотечникам от государства. На государственную программу по рефинансированию ипотеки выделено 120 млрд тенге. Это практически миллиард долларов. Банки успешно рефинансировали ипотеку для наших граждан под 9 и 11%. Как следствие значительно облегчена долговая нагрузка. 31 тысяча 304 казахстанца получили возможность рефинансирования ипотеки. Была и косвенная помощь ипотечникам. Банки работают над выполнением программы поддержки ипотечников и дольщиков, занятых в малом и среднем бизнесе.
Для помощи ипотечникам и дольщикам государство приняло ряд поправок в законодательство с целью введения запрета на односторонние изменения банками, например, повышения процентных ставок до 25 октября 2011 года, а также размера и порядка расчетов тарифов, комиссий по обслуживанию кредитов и пр.
Проведенный анализ показывает, что массовых выселений должников из квартир нет. Напротив, банки идут навстречу заемщикам, и каждый четвертый-пятый из них получил право на реструктуризацию.
В настоящее время банки идут навстречу клиентам и рассматривают все случаи в индивидуальном порядке, при наличии объективных причин неплатежеспособности используют различные инструменты реструктуризации: 1) пролонгация – увеличение общего срока кредитования сверх установленного срока согласно договору банковского займа; 2) отсрочка платежа – предоставление заемщику льготного периода в погашении ежемесячных платежей, с последующей оплатой заемщиком отсроченных платежей единовременно либо с распределением до окончания срока кредитования; 3) индивидуальный график погашения – предоставление заемщику льготного периода в погашении ежемесячных платежей, с погашением части ежемесячных платежей, с последующей оплатой заемщиком отсроченных платежей единовременно либо с распределением до окончания срока кредитования; 4) приостановление и прекращение начисления вознаграждения и штрафных санкций; 5) изменение очередности погашения задолженности, графиков погашения с аннуитетного на линейный, где первоочередную и основную часть платежа составляет основной долг, и т.д.
Однако проведение полноценной реструктуризации невозможно без (1) предоставления банкам права сдачи залогового имущества в аренду заемщикам на возмездной основе, (2) без внесения изменений в Налоговый кодекс РК, (3) без внесения поправок в подзаконные акты, регулирующие оплату жилищно-эксплуатационных и коммунальных услуг, о нераспространении тарифов для юридических лиц на банки на время срока действия договора аренды с опционом.
Проведение процедур реструктуризации проблемной задолженности физических лиц с внесением некоторых изменений в действующие законодательные акты позволит решить социальную проблему, связанную с реализацией единственного жилья заемщиков, снизить кредитное бремя заемщиков, позволит им в среднесрочной перспективе воспользоваться правом выкупа у банков собственного жилья.
В то же время напомню, что заемщик должен нести ответственность перед банком за взятый кредит. Как говорят: если вы безработный – это рецессия, если я безработный – это депрессия. Поэтому это даже не столько ответственность перед банком, сколько перед вкладчиками, ведь это их деньги заемщик получает в виде кредита. На мой взгляд, сложившуюся проблему государство, банки и заемщики должны решать сообща, разделив риски. Только за счет собственных средств финансовые институты не смогут провести реструктуризацию для всех. Сейчас, по инициативе депутатов, прорабатывается вопрос разработки проекта закона о реструктуризации займов для физических лиц.
Будем надеяться на лучшее и помнить «золотое правило»: какою мерою даете, такой воздастся вам  (Матфей 7:12, Лука 6:31), а также: «И если ваш должник испытывает тягость, То ждать вам надлежит, Пока дела его не облегчатся» (Коран. Сура 2. Аят 280).


О реструктуризации внешних займов банков
Однажды Марк Твен после несчастного случая с ним сказал, что составители некролога слишком поторопились объявить о его смерти.
Вначале ситуация по двум известным банкам была очень сложная. Но деньги, которые выделило им государство, позволили обслуживать внешние займы по графику. Переговорный процесс идет напряженно. Надеемся, что до конца года банки смогут урегулировать проблемы с комитетами внешних и внутренних кредиторов.


Комментарий к проекту новой Концепции развития финансового сектора в посткризисный период: четыре кита финансово-экономи-ческой архитектуры
Какая же дорога ведет к Храму? Недавно глава государства в целом одобрил проект новой Концепции развития финансового сектора в посткризисный период. Бесспорно, в первую очередь предусматривается усиление в целом регулирования финансового сектора. В то же время создаются условия для развития государственно-частного партнерства между институтами развития в лице ФНБ «Самрук-Казына» и финансовыми институтами.
Концепция также предполагает внедрение в регулирование финансовой сферы принципа контрцикличности. Это означает усиление и повышение требований к финансовым институтам с точки зрения регулирования резервов в зависимости от фазы делового цикла. Если в экономике рост, то усиливаются требования к накоплению резервов, если спад, то регулирование ослабляется.
Национальный банк разработает новые макро-экономические нормативы. Он будет внимательно следить, например, за связью между общим объемом депозитов и кредитов с тем, чтобы между ними не было большого, например более чем в три раза, разрыва, поскольку разрыв в пять или десять раз предполагает накопление рисков и осложнений. Есть положение и об ограничении внешних заимствований банков. Доля внешних займов совокупных обязательств банков не должна быть более, по оценке, 20–30%. Динамика активов банков будет взаимоувязана с динамикой ВВП, с тем чтобы между ними не было более чем двукратного разрыва.
Повышаются требования к открытости и финансовой прозрачности, к управлению рисками, к совету директоров и менеджерам банков. Что касается последних, то размеры их бонусов и премиальных выплат будут взаимоувязаны с уровнем эффективности деятельности их финорганизаций. Это позволит создать гармоничную систему контроля.
Думаю, это первая концепция, в которой учтены уроки трех экономических кризисов, которые прошла страна. Роль финансовых организаций в экономике будет возрастать. Один мудрый человек как-то заметил, что «жизнь человека зависит от законов кровообращения, а жизнь народа – от законов денежного обращения». Важно знать, как их использовать.
Резко возрастет роль Национального банка как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования. Он должен будет выработать оптимальный механизм раннего выявления и предотвращения накапливания дисбалансов, возникновения «пузырей» на рынках реальных и финансовых активов, а также минимизации системных рисков финансового сектора экономики, в частности трансграничного кредитования.
По решению АФН повышаются требования к капитализации банков. Если ранее она составляла три миллиарда тенге, то после увеличения эта сумма выросла до пяти миллиардов. Но это еще не все, и к июлю 2011 года уставной капитал банков должен быть равен уже десяти миллиардам. Таким образом, государство стремится поэтапно повысить капитализацию банков, которая необходима для повышения уровня концентрации банковского капитала, укрупнения банков, поскольку чем крупнее банк, тем он более устойчив, стабилен, а высокий уровень его финансовых технологий позволяет еще лучше обслуживать население.
В посткризисном периоде ключевой задачей, стоящей перед финансовым сектором, будет обеспечение достаточными ресурсами приоритетных секторов экономики, таких как индустриально-инновационный сектор, малый и средний бизнес, сельское хозяйство и инфраструктура. Будут созданы все условия для стимулирования притока частного капитала, как внутри страны, так и из-за рубежа, на условиях их максимально эффективного использования. При этом будут разумно разделены риски государства, финансовых институтов и реального сектора, а также созданы соответствующие стимулы.


«Правило Тейлора»: о таинственной связи между уровнем краткосрочных процентных ставок и уровнем инфляции
Известно, что слишком быстрый рост предшествует быстро растущей инфляции. Такова мировая практика.
Национальный банк РК проводит достаточно взвешенную консервативную политику, ясную и прозрачную. Он объявил о валютном коридоре в 150 плюс-минус 3–5 тенге. Фактически в этом году и на следующий год ясно виден коридор колебаний тенге. Это позволяет банкам, финансовым организациям и предприятиям вырабатывать свою инвестиционную стратегию в нынешних сложных условиях. Относительно удержания заявленного коридора думаю, что те международные резервы, которые есть у Национального банка, а это свыше $47 млрд, позволят ему обеспечить стабильность тенге.
Относительно второй волны кризиса хочется напомнить, что все зависит от состояния комплекса показателей, прежде всего от уровня цен на мировых товарных рынках, от стоимости нефти, металлов, топ-лива, энергии, зерна (основных экспортных товаров Казахстана), от движения доллара и состояния текущего и финансового счетов платежного баланса. От этого зависят те шоки, которые могут прийти к нам вновь с мировых рынков.
Если же ситуация на мировых рынках капитала будет стабильной, то не стоит ожидать второй волны кризиса или же девальвации. Пока мониторинг и анализ макроэкономических показателей, фондовых индексов не говорит о том, что могут быть какие-либо шоки.


О принципе контрцикличности: восприятие ритмов
Текущая ситуация в финансовом секторе, к сожалению, остается противоречивой и наполненной потенциальными рисками. К появлению внезапных вызовов должны быть готовы адекватные действия. Изменения регуляторных требований должны учитывать антикризисный мировой и отечественный опыт с тем, чтобы обеспечивать конкурентоспособность финансовых организаций. Предельно важно достижение разумного компромисса между потенциальными финансовыми рисками и развитием финансового и реального секторов. Все искусство регулирования сводится, в принципе, к осторожности и гибкости, интуиции и прагматизму.
Алан Гринспен отмечал: «Главная сложность при рыночном вмешательстве – это проколоть пузырь. Предполагается, что вы знаете больше, чем рынок. Существует также проблема времени. Вы можете проколоть его слишком рано, тогда он появится снова и будет только больше. Есть еще один интересный вопрос: правильно ли регулирует рынок центральный банк? Это поднимает некоторые любопытные вопросы о том, каковы наши полномочия и кто делает заключение, что пузырь действительно есть».
В связи  с этим исключительную актуальность приобретают вопросы баланса между коллегиальной и персональной ответственностью в принятии и реализации управленческих решений.


Новые финансовые механизмы: надежды и тревоги
Важнейшее значение имеет расширение и развитие механизма внутреннего фондирования. Актуализируются вопросы привлечения депозитов юридических лиц, доля которых в ВВП составляет 33,5%, и физических лиц (10% от ВВП).
Для превращения краткосрочных денег на депозитах в Нацбанке в долгосрочные деньги необходимо расширение использования таких финансовых инструментов, как страхование и гарантирование, использование Фонда стрессовых активов для оживления рынка земли, увеличение объемов субсидирования процентной ставки и расширение софинансирования институтов развития и банков по кредитованию основного и оборотного капитала.
Особое внимание необходимо уделять развитию механизма защиты внутренних инвесторов. Это касается расширения возможностей по приобретению новых ценных бумаг для накопительных пенсионных фондов, страховых компаний и банков. При использовании инфраструктурных облигаций для реализации инвестиционных проектов необходимо возрастание роли механизмов поручительства и правительственной гарантии.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.