Экспортный потенциал:
Поддержать

Экспортный потенциал:

Гульнар Смаилова


Обычно страны, выстраивающие инфраструктуру поддержки своего экспорта, в первую очередь проводят работу по выявлению продукции и производителей, имеющих потенциал экспорта. Оценка экспортного потенциала казахстанских предприятий также явилась первостепенной задачей корпорации по развитию и продвижению экспорта KAZNEX. Для этого в последние два года было продиагностировано более 100 компаний.  Основной целью данного мероприятия было оценить возможности и способности казахстанских предприятий к экспорту, текущее состояние производства, изучить проблемы, мешающие развитию экспорта. В частности, было изучено положение в следующих отраслях экономики: машиностроительная, химическая, пищевая, текстильная и фармацевтическая. Основной целевой аудиторией для проведения диагностики были потенциальные, начинающие и действующие экспортеры.
Для оценки были привлечены международные и национальные эксперты, обладающие соответствующим опытом в сфере диагностируемых отраслей. При проведении оценки международными экспертами использовался метод «soft systems methodology», разработанный в 1980-х годах профессором Питером Чекланд из Университета Ланкастера и базирующийся на моделировании/разработке организационных процессов, используемых как для решения проблемных вопросов организации, так и для управления изменениями, происходящими в ней, а также методики оценки экспортной готовности международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО.
Оценка велась по ключевым критериям экспортной готовности, таким как:
1. Ранжирование в соответствии с критериями:
• финансовая стабильность компании;
• прозрачность компании;
• показатели продаж продукции;
• кадровый потенциал.
2. Индекс производства (помещения (пригодность, состояние); производственные мощности (загрузка), оборудование (оснащенность, возраст), практика производства (среда, персонал), качество и безопасность).
3. Индекс коммерции и маркетинга (уникальность продукта,  инновации, упаковка, финансовый статус и потенциал, маркетинг и т.д.).
4. SWOT — анализ:
1. Организация и управление.
2. Финансы, коммерческая деятельность.
3. Технологии, процессы и производство.
4. Управление безопасностью и качеством продукции.
5.  Производственная среда.
6.  Маркетинг и инновационное поведение.
Проведение оценки экспортной готовности включало как анкетирование, посещение производственных цехов и вспомогательных помещений, так и проведение обстоятельных бесед с представителями производственной и технической части, отделов кадров, финансов, маркетинга и коммерции, в ходе которых осуществлялся сбор первичной информации, используемой для последующей оценки.
В результате оценки экспортного потенциала были отобраны 50 предприятий, наиболее подготовленные к экспорту.
Проблемы предприятий, выявленные в ходе диагностики и оценки экспортной готовности.
По предварительным оценкам, проблемы предприятий KAZNEX связывал с финансовыми проблемами (дороговизна кредитных ресурсов, отсутствие оборотных средств, долги), но результаты диагностики показали, что более всего предприятия сталкиваются с проблемами информационного дефицита, скудости маркетинговых услуг, сложности таможенных процедур, проблемой сырья и дефицитом кадров.

Пищевая
• Одним из основных условий выхода пищевой продукции на экспорт является безопасность, экологичность и соответствие качества. Многие предприятия не осуществляет разработку процесса контроля, который дал бы необходимую гарантию безопасности в целях обеспечения наиболее гибкого подхода к улучшению качества и конкурентоспособности.
• В то время как несколько предприятий имеют сертифицированные системы менеджмента качества (ISO 9001, ISO 22000), не все из них смогли продемонстрировать практические обязательства выполнять требования данных систем. Кроме того, существует отдельная проблема с внедрением системы безопасности пищевой продукции (НАССР). Так, например, у некоторых предприятий система НАССР имеется «на бумаге», но не работает на практике. Существует недостаток понимания предназначения данной системы и соответствующего обучения персонала.
• Все предприятия, участвовавшие в проекте, не до конца разработали системы и процедуры во всех вышеперечисленных ключевых направлениях, которые также показали отсутствие последовательной и практической методологии документации и хранения записей. Существует также нехватка как квалификации, так и знаний у многих предприятий в части поддержки, практического ведения и управления стандартами.

Химическая
• В ходе проведения оценки химических производств выявлено, что многие из предприятий не соответствуют необходимым международным требованиям.
• Большая часть посещенных производственных мощностей является непригодной и небезопасной для выпуска химической продукции.

Машиностроение
• Одной из наиболее характерных черт машиностроительной отрасли является отсутствие инвестиций в модернизацию заводов и оборудования, а также ошибочное представление о том, что устаревшее оборудование все еще может конкурировать с современными технологиями производства.

Фармацевтика
• Отсутствие GMP у всех фармацевтических предприятий. Данное обстоятельство ограничивает возможности предприятий выйти на экспорт, так как доступ на рынки других стран возможен только с получением данного стандарта. Доступ к получению GMP тормозится отсутствием  национальной службы по сертификации на соответствие GMP и консультантов по данному стандарту.
• Огромный дефицит специалистов: химиков, фармакологов. Одной из потенциальных угроз будущему росту практически все компании называли отсутствие квалифицированных кадров в фармакологии, а также относительно высокую стоимость опытных сотрудников. Предприятия предлагают проводить подготовку кадров в этой области и сделать финансирование подготовки за рубежом и привлечение в страну иностранных специалистов, (особенно с опытом GMP).

Текстиль
• Швейные предприятия имеют опыт производства главным образом спецодежды и одежды для силовых структур.
• Слабо развито производство коллекционной одежды.
• Ограниченность информации о рынках модных изделий.
• Низкая инновационная активность предприятий, обусловленная отсутствием квалифицированных кадров в сфере промышленного дизайна, конструирования, автоматизации производственных процессов программирования швейного оборудования.
• Нехватка оборотных средств на инновационные изыскания, разработку новых коллекций, маркетинговые исследования, изучение зарубежных рынков.
Государственная поддержка в решении проблем экспортеров и развитии экспортных возможностей. Проведенная оценка экспортного потенциала отечественных предприятий дала возможность изучить состояние и проблемы предприятий на пути к экспорту, их цели и видение будущего развития и позволила выработать комплекс мер по развитию и поддержке экспортеров. Так, в текущем году KAZNEX разработал инструменты сервисной и грантовой поддержки экспорта.


Сервисная поддержка:
1) Аналитическая поддержка экспортеров:
• определение потенциальных рынков сбыта;
• позиционирование конкретной казахстанской продукции на конкретном рынке.
2) Поиск партнеров и покупателей:
• торговые миссии за рубежом;
• встреча «продавцов и покупателей»;
• подбор специализированных международных выставок;
• переговоры с потенциальными покупателями.
3) Продвижение на рынок гуманитарной помощи:
• составление базы данных закупщиков;
• лценка соответствия продукции требованиям закупщиков;
• участие в гуманитарных выставках.
4) Определение оптимальных  маршрутов  экспортных поставок:
• расчет логистики оптимальных экспортных маршрутов;
• оценка транспортно-логистической инфраструктуры;
• инструкции по процедурам таможенного оформления и подготовки ТСД.
5) Целевое информирование зарубежных покупателей:
• распространение по всему миру ежегодного справочника экспортной продукции;
• презентация отечественных брендов зарубежом;
• размещение в специализированных за рубежных каталогах.
6) Информационная поддержка:
• инструктивные материалы «В помощь экспортеру»;
• путеводитель экспорта по странам.


Грантовая поддержка:
• возмещение затрат на маркетинговые исследования (расходы по исследованию рынка конкретной страны по конкретному рынку);
• возмещение затрат на брендинг (проведение PR-компаний, презентаций, promo-акций в торговых сетях, участие в зарубежных выставках, размещение рекламы в зарубежных изданиях);
• возмещение затрат по открытию представительств (расходы по содержанию офиса до двух лет);
• возмещение затрат по обучению специалистов (расходы по обучению специалистов в зарубежных обучающих организациях и предприятиях (стажировка));
• возмещение затрат на регистрацию товарного знака за рубежом (расходы, связанные с регистрацией товарного знака);
• возмещение затрат на сертификацию продукции за рубежом (расходы, связанные с прохождением процедуры сертификации);
• возмещение затрат по созданию сайта (расходы по разработке многоязычного сайта);
• возмещение затрат на выпуск каталогов (расходы по изданию отраслевого/специализированного каталога, справочника на иностранном языке; расходы по распространению печатного издания за рубежом).


Комментарий независимого редактора
Мне думается, что автор с большим интересом изучил некоторые предприятия из обрабатывающих отраслей на предмет возможных причин их экспортной бесперспективности. Было бы хорошо, если бы в продвижении экспорта мы все-таки опирались на уже имеющиеся конкурентные преимущества ведущих предприятий из наиболее перспективных с экспортной точки зрения отраслей. Соответственно, материал в формате изучения возможных точек роста экспорта на ближайшее время выглядел бы очень интересно. Также было бы очень интересно узнать о перспективных рынках для развития данного экспорта: какие страны для каких предприятий из обрабатывающих отраслей наиболее интересны и, соответственно, что именно KAZNEX может предложить для поддержки экспортных инициатив казахстанского бизнеса именно на этих рынках. Не так страшен черт, как его малюют. Многие из внешних рынков, особенно сопредельных стран, до сих пор оставляют много возможностей для challengers, т.е. для новых игроков, бросающих вызовы устоявшимся местным операторам.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.