Кривое зеркало торговли
Поддержать

Кривое зеркало торговли

Абу Алиев


Выдавать желаемое за действительное — слабость, свойственная многим, потому вроде как и не столь зазорная. Но временами не покидает ощущение, что это самое «надуманное желаемое» в случае с Казахстаном превращается в некую вторую реальность, вернее виртуальность, которая подменяет собой настоящее. И дело тут не в том, что налицо дефицит профессионалов, хотя отчасти это верно. Даже не в том, что некоторые чины занимаются хищениями. Впрочем, тоже не есть хорошо, когда рядовой исполнитель оказывается на нарах, а шеф, дававший указания, преспокойно попивает шампанское где-нибудь на Лазурном Берегу. Главная проблема в том, что мы свыклись с жизнью в виртуальном мире.



Как это ни странно, но за прошлые годы люди уже привыкли к тому, что когда в Астане градусник показывает минус 30, синоптики упрямо выставляют цифру минус 15–20. Мы уже не удивляемся, когда показатель роста ВВП страны за каких-то десять дней вдруг увеличивается в десять раз. Мы охотно верим заявлениям, что численность населения Казахстана в начале 2009 года достигла 16,3 миллиона, хотя в первой половине 2008 года она увеличилась на 105 тысяч и составила 15,6 миллиона человек. Логически к концу года она могла увеличиться еще максимум на 110 тысяч. То есть сверх плана появилось 500 тысяч душ. Увы, подобные метаморфозы часто дают о себе знать даже в такой, казалось бы, консервативной сфере, как исчисление внешнеторгового оборота республики.
Сначала немного официальной статистики.
Внешнеторговый оборот Казахстана в 2009 году составил 71,6 млрд долларов, в том числе экспорт — 43,2 млрд, импорт — 28,4 млрд. Наибольшая доля казахстанского экспорта, главным образом сырья, пришлась на Италию (15,4%), Китай (13,6%), Россию (8,3%), Францию (7,8%) и Швейцарию (7,3%). Что касается импорта, то основную долю, 39,5%, составляют машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты; недрагоценные металлы и изделия — 20,1%; химическая продукция, пластмасса и каучук — 12,1%; минеральные продукты — 10,7%; продтовары и сырье для их производства — еще 8,7%. Что характерно, в структуре внешнеторгового оборота наша страна имеет положительный внешнеторговый баланс, причем экспорт продукции более чем в полтора раза превышает импорт.
Лепота да и только! Однако стоит сопоставить данные о внешней торговле Казахстана с другими партнерами, как кажущийся блеск тут же начинает тускнеть. Во-первых, обнаруживается, что значительные объемы торговли, которые регистрируются страной–экспортером в Казахстан, не отражаются в статистике страны-импортера. Например, если по данным таможни доля Китая в товарообороте Казахстана составляет чуть более 10%, то по оценкам экспертов этот показатель может приближаться к 20%. Сложность заключается в определении не только размеров товарооборота, но и соотношения экспорта и импорта, методики расчетов, а также степени коррупции.
Главным виновником расхождений в учете объемов товарооборота называется челночная торговля. Именно здесь, по мнению экономистов, происходит занижение таможенной стоимости импортируемых товаров. При этом больше всего «не замечается» эта торговля в странах Центральной Азии, а попытки навести порядок пока не дают успеха. Экономические границы зачастую излишне прозрачны при непрозрачном учете. В итоге показатели расхождений во взаимном товарообороте Казахстана и КНР с 474 млн долларов в 2003 году выросли до 2841 млн в 2007-м. Но даже это не отображает всей полноты картины. Заниженные объемы челночной торговли с Поднебесной обусловлены также и тем, что основной поток товаров посредством отлаженных коридоров реэкспортируется в эту страну через Кыргызстан и Казахстан. Причем, по данным независимых экспертов, речь идет о дополнительных нескольких миллиардах.
Если же взять для примера уже процесс казахстанского экспорта за рубеж, то получится примерно зеркальное отражение ситуации с импортом. Типичный пример: данные Германии и Казахстана по взаимному товарообороту разнятся в два-три раза. Согласно официальной казахстанской статистике, взаимный товарооборот, в частности, за 2008 год составил порядка 3,2 млрд долларов, согласно же германским источникам — 6,1 млрд евро. Одна из причин столь неприличного разброса заключается в том, что Казахстан при экспорте учитывает вывоз товаров и услуг в офшорные зоны, тогда как немецкая сторона при учете импорта указывает конечного экспортера.
Разумеется, у каждой страны своя специфика, связанная с методологией расчетов, изменением курсов валют и трудностями в виде учета реэкспорта или давальческого сырья. Однако в международной практике предельно допустимой является разница в 5–10%, но никак не на половину, а то и в разы, как в случае торговли с Германией или Китаем. Но вот что любопытно: с некоторыми странами-партнерами подобных нестыковок у Казахстана почти не наблюдается. С Россией, к примеру, расхождение составляет 2–3% (при объеме экспорта-импорта, превышающем показатели КНР). Это значит, что статистические службы Казахстана и России работают согласованно, методологию они применяют похожую. Причина расхождений в другом — в «сером» и «черном» импорте, в вывозе капитала за рубеж через занижение экспортных цен на сырье.
Другая особенность заключается в том, что если частные предприятия вывозят товары по рыночным ценам, поскольку им невыгодно занижать цену из-за снижения сумм НДС к возмещению, то некоторые госпредприятия не прочь демпинговать. Очевидно, их менеджменту важно не столько пополнение оборотных средств при возмещении того же НДС, сколько прибыль посредников и, соответственно, пресловутые откаты.
По ходу выясняется, что не всё обстоит радужно и в плане другой гордости — положительного сальдо в торговом балансе. Как явствует из официальных источников, этот показатель в двустороннем товарообороте республики с тем же Китаем год от года растет. В первом полугодии 2008 года объем нашего экспорта на 1,6 млрд долларов превысил объем импорта из КНР. Но если учесть, что разница в данных казахстанской и китайской статистики, по оценкам экспертов, в основном формируется за счет неучтенного импорта и составила за аналогичный период около 3 млрд долларов, то в реальности сальдо торгового баланса, скорее всего, имеет для Казахстана знак минус.
Ясно, что все подобные искажения в фиксации объемов внешней торговли несут целый ряд негативных последствий: потери от недопоступления в национальный бюджет таможенных платежей из-за занижения таможенной стоимости и объемов импорта; многократно возрастают масштабы теневой экономики, скрытых доходов, которые деформируют здоровые торговые отношения, промышленную политику, конкурентные принципы бизнеса и т.д. Поэтому челночная торговля нуждается в приведении в соответствие с правилами международной торговли, в полном учете ее объемов, легализации и внесении таможенных платежей в установленном порядке.
Однако «серый» импорт — это не только бюджетные потери — это, по сути, субсидирование иностранных товаропроизводителей. Именно неравные условия налогообложения импортных и отечественных товаров не дают развиться нашей обрабатывающей промышленности, а следовательно, поднять конкурентоспособность.
С одной стороны, навести порядок на той же таможне кажется делом несложным. Во-первых, нужно обеспечить прозрачность и искоренить коррупцию. Во-вторых, взять на вооружение опыт развитых государств. К примеру, давно обсуждается проект организации совместных с соседями таможенных пунктов проверки автомобильных грузов, но дальше экспериментов дело не сдвинулось. Пока при ввозе груза из Китая либо Кыргызстана его сначала проверяют их таможенники, только потом наши. Это дает возможность показывать по разные стороны границы разные документы и цены. Также уже долгое время говорят о введении зеркальной статистики с торговыми партнерами, однако и эта практика осваивается чрезвычайно вяло. Другим методом борьбы с «серым» импортом может стать повышение требований к качеству ввозимой продукции.
Еще легче бороться с контрабандой. У нас контрабандная одежда или мобильные телефоны повсеместно продаются, причем нередко под видом конфиската. Например, ушлые «коммерсанты» ввозят контейнер сапог на правую ногу и отказываются от него сразу по прибытии груза на место назначения. По законодательству таможенники обязаны продать конфискованный или отказной товар — и продают его тем же импортерам по символическим ценам, поскольку никто другой не купит несколько тысяч сапог на правую ногу. Через неделю ввозится аналогичный контейнер, но уже с сапогами на левую ногу, и схема повторяется. Хотя ни одна из цивилизованных стран не продает конфискованный или отказной товар — его уничтожают или отдают на промышленную переработку. У нас такой порядок действует только в отношении алкоголя и сигарет.
С другой стороны, провести необходимые преобразования невероятно сложно, ибо дело приходится иметь с могущественными лоббистами «серого» и «черного» импорта.
Что касается манипуляций со статистикой в экономике, торговле, социальной сфере, то таковые, возможно, и ублажают слух отдельных господ. Особенно тех, кто просто не хочет слышать плохих новостей. Возможно, они даже способны, пускай и кратковременно, зарядить социум на позитив. Но это напоминает действие наркотиков, которые позволяют уйти от не совсем приглядной реальности, забыться в розовой неге побед и достижений. Однако рано или поздно приходится спускаться на землю, поскольку одними цифрами, даже самыми жирными, сыт не будешь. К слову, подобного рода искажения и приписки стали одним из могильщиков некогда мощнейшей империи под названием Советский Союз. Империи, которая выдавала тоталитаризм за коммунизм, а черное — за белое.


Комментарий независимого редактора
Проблема, поднятая в статье, не нова. С подтасовкой фактов, цифр, показателей мы боремся давно и, как показывает жизнь, безуспешно. Возможно, вместо того, чтобы бороться, стоит выбрать альтернативный путь?
Не могу не согласиться, что отечественные товары проигрывают импортным из-за неравных условий налогообложения. Но даже на этом фоне есть примеры казахстанских компаний, которые сумели удержать свой бизнес на плаву и даже успешно развивать его. На мой взгляд, проблема отечественных товаропроизводителей кроется не только в отсутствии достаточной поддержки со стороны государства.
Приведу пример. Недавно несколько казахстанских компаний, шьющих одежду и обувь, в основном детскую, просили нас предоставить площади на территории ТРЦ MEGA, где они могли бы представить свою продукцию. Мы действительно хотим, чтобы в наших торгово-развлекательных центрах присутствовали магазины не только международных, но и отечественных брендов, поэтому к просьбе производителей подошли очень серьезно, тщательно изучили деятельность предприятий и обнаружили множество слабых сторон в их работе. Например, у них не выстроена система продаж, и при всем желании помочь им мы не можем решить за них эти проблемы, ведь мы не ретейлеры, это не входит в наши задачи. Мы можем и готовы предоставить отечественным производителям хорошие торговые места. А к нам ретейлеры не идут, потому что они не готовы удовлетворить потребность покупателей ассортиментом и объемом продукции. Либо модельный ряд устарел, либо производители не могут оперативно представлять свои коллекции, ассортимент у них маленький, и это уже недостаток менеджмента.
Но есть у нас казахстанская компания, которая производит качественную и недорогую одежду под брендом Mimioriki. Она уже отработала технологию продаж, сумела создать свою сеть, накопить опыт вплоть до создания собственной концепции бутиков. Поэтому Mimioriki развивается успешнее, чем аналогичные казахстанские бренды.
Мало научиться производить товары. Весь западный мир уже прошел разные стадии развития — так не лучше ли перенимать лучшие зарубежные модели бизнеса, чем упрямо следовать своим тернистым путем? Бесполезно конкурировать с уже обкатанными технологиями. Кратчайший путь — не выдумывать собственные технологии, а просто купить и применить их. Кстати, многие девелоперы в Казахстане идут путем создания своих моделей — и часто терпят поражение.
Если идти по аналогии с MEGA, успех бренда во многом обусловлен тем, что мы просто адаптировали и применили готовые западные технологии на нашем рынке.
Если наши товаропроизводители научатся внедрять современные бизнес-модели на своих предприятиях, использовать проверенные технологии продаж, то постепенно каждый из них сумеет закрыть свою нишу в своем сегменте, и у импортеров отпадет охота привозить сюда свои товары, и особенно — нелегальными, «серыми» путями.


Приписки, согласно советскому уголовному праву, — особый вид должностного подлога, заключающийся в умышленном искажении должностным лицом отчетных данных о выполнении плана в государственных отчетных документах (например, увеличение процентов выполнения плана против фактического). Ответственность за приписки установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1961 года (Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 22. С. 225), подчеркнувшим особую опасность приписок как противогосудар-ственного деяния, наносящего вред народному хозяйству СССР (соответствующие нормы включены в УК союзных республик, например УК РСФСР, ст. 1521). Наказываются лишением свободы на срок до трех лет.


Пётр Своик:
«Мы — «сквозная» экономика: производимое — не потребляем, потребляемое — не производим. Впрочем, это слишком хлестко, если точнее, то всё, что производится и продается внутри нашей экономики, существенно уступает тому, что производится на вывоз, и тому, что завозится извне для внутреннего производства и потребления».


Досым Сатпаев, политолог:
«Никаких импортозамещающих производств мы так и не создали и экспортируем в основном сырье. В подтверждение этих слов можно привести результат анализа экспортно-импортной деятельности нашей республики за 2009 год, сделанного Казахстанским контрактным агентством. Ведь даже мяса и мясных субпродуктов мы импортируем больше, чем экспортируем. Продаем на 2,5 млн долларов, а покупаем на 124,5 млн долларов. Думаю, что при таких цифрах пора подумать о расформировании Министерства сельского хозяйства за ненадобностью. А судя по тому, что в число наиболее экспортируемых товаров, кроме минеральных ресурсов, у нас также вошли соль, сера, земля и камни, можно создать Министерство каменного хозяйства».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.