Евросеть –
Поддержать

Евросеть –

Асель Асхатова


Об этой компании говорят либо в восторженных тонах, либо ругательных. Третьего не дано. Сродни своему детищу и человек, стоявший у истоков компании. Человек, начинавший с торговли в Лужниках, имея стартовый капитал 2000 долларов, занятых у отца, и построивший в итоге компанию с оборотом 5 млрд долларов. И эта история заслуживает по крайней мере внимания.



«Евросеть» — крупнейший игрок рынка сотового ретейла в СНГ. Бурный рост сети салонов связи «Евросеть» начался после смены стратегии развития, основным направлением которой стало резкое снижение цен на мобильные телефоны. С января по декабрь 2002 года «Евросеть» открывает более 100 салонов связи, в 2003 году к ним добавились еще 117 салонов, в 2004-м — более 800 новых салонов связи «Евросеть», а в 2005-м и 2006-м — 1934  и 1976 новых магазинов. По итогам 2007 года количество магазинов «Евросеть» в 12 странах составило 5156, а по итогам 2008 года оборот «Евросети» составил $5,7 млрд (http://corp.euroset.ru/ru/about).
Начало всему было положено 2 апреля 1997 года. Тогда Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев зарегистрировали свою первую компанию — ООО «Торговый дом «Евросеть». Первый офис новой компании находился в начале Тверской улицы в Москве. Интересно, что он был снят по обычному объявлению в газете «Из рук в руки». Однако о первой массовой торговой точке говорить не приходилось. Новый офис не подходил под понятие «массовость» — он был расположен на втором этаже, и чтобы в него попасть, надо было преодолеть сначала одни железные ворота, а потом и вторые. Лишь после этого покупатель попадал в темный подъезд, где и находился офис «Евросети».
Как ни странно, но первые телефоны в «Евросети» продавались по обычным объявлениям в той же газете, посредством которой и было найдено помещение под первый офис компании. Немного позднее началась розница. Была открыта торговая точка на Ленинском проспекте, для которой Чичваркин специально купил стеллаж с крючками. Поначалу выкладка была открытой, а на крючках стеллажа располагались аксессуары (http://24company.ru/347-istorija-kompanii-evroset-nachalo-jepokhi.html#kribleOff).
В это время телефоны и аксессуары к ним можно было приобрести у дилеров сотовых операторов (МТС и «Билайн») или, как вариант, у независимых поставщиков. Разница была лишь в том, что у последних были более выгодные условия, но и все телефоны попадали в страну в обход таможни. Если говорить «обобщенно», то дефицит телефонов был до такой степени катастрофичным, что иногда основатели «желтого ретейлера» ездили в другой конец Москвы за одним-единственным мобильником.
В августе 1998 года в стране начался «августовский кризис». И даже несмотря на ранние слова Бориса Ельцина про то, что «не будет девальвации в стране», она началась. Положение «Евросети» моментально ухудшилось, появились проблемы, которые могли привести к краху компании. Сначала упал спрос на товар, который продавался в точках «Евросети». Немного позже компания «обзавелась» крупными долгами, которые в несколько раз превышали ее активы. Но «Евросеть» выстояла в этот сложный период. В то время как многие конкуренты пытались экономить буквально на всем, замораживая планы на развитие,  «Евросеть» начала расширяться. До конца года была открыта еще пара точек, в итоге у компании к концу 1998 года было уже пять магазинов.
Апрель 2000 года вновь «отметился» в истории развития «Евросети» проблемами. Так, в магазинах компании начал падать спрос, потому что у конкурентов были более низкие цены. Чичваркин именно в это время понял: настало время ценовой войны, и решил вступить в бой, резко снизив наценку (с 20 до 5%), и зарабатывать на обороте. Однако второй основатель, Тимур Артемьев был в шоке от решения Евгения. Основатели в этот же день встретились, поговорили, и наконец Тимур согласился на снижение наценки, поверив в слова Чичваркина об увеличении объема продаж.
В мае 2000 года «Евросеть» решила принять участие в выставке «Экспоком», арендовав маленький стенд. Одновременно была запущена и рекламная кампания на городских радиостанциях по случаю новой ценовой политики. Первым вариантом слогана был «Евросеть — цены просто ошизеть!». Чичваркин решил немного похулиганить и изменил предложенный сотрудником вариант на «Евросеть — цены просто охуе**!».
Бурный рост «Евросети» вызывал зависть конкурентов. В 2001 году склад компании на Тверской представители власти, от милиционеров до пожарников, закрывали пятнадцать (!) раз. Умение решать вопросы за бутылку водки уже не помогало. Последний, пятнадцатый, раз склад был опечатан накануне Нового года, чтобы лишить компанию прибыли от новогодних продаж. Основатели, недолго думая, разобрали заднюю стену помещения склада и вынесли весь товар. Появившийся после праздников представитель власти лишь развел руками — Новый год все равно уже прошел. А потом начали происходить странные вещи. Вендоры (поставщики телефонов от самих производителей) один за одним начали отказывать Чичваркину в прямом дилерстве, вежливо указывая на дверь. Лишь одна компания согласилась сделать «Евросеть» дилером — LG, в то время самая молодая компания на рынке мобильных телефонов.
Летом 2002 года вновь увеличился ассортимент в магазинах «Евросети»: с Motorola официально заключен договор о прямых поставках продукции в салоны. Но в этом же году рухнул мост сотрудничества между «Евросетью» и первым вендором — Samsung. Чичваркин и представитель производителя мобильных телефонов вновь разругались, договор о сотрудничестве был расторгнут (http://salik.biz/istor/istorproishod/istoriyakompanii/).
А дальше от сотрудничества отказался сотовый оператор «Билайн» (компания «Вымпелком»). Дело было в странном правиле — правиле «500 метров», запрещавшем продавать сим-карты операторов в точках ретейлеров, которые находятся на расстоянии менее 500 метров от точек самих операторов. Чичваркин не смирился с этим условием, и поэтому сим-карты открыто продавались в салонах, подпадавших под это правило. В МТС смотрели на это сквозь пальцы, а «Вымпелком» просто разорвал сотрудничество с «Евросетью». Только спустя пять месяцев после расторжения договора с «Билайном» компании вновь помирились, заключив новое соглашение о сотрудничестве. Позднее правило «500 метров» отменил «Мегафон», а вслед за ним и сам «Вымпелком». Стоит отметить, что к этому времени «Евросетью» было уже открыто более ста салонов связи.
2003 год для «Евросети» стал годом роста — началась активная экспансия в регионы. Так, после Москвы Чичваркин решает открыть салоны в северной столице. И сразу же столкнулся с проблемами: конкуренты на местном рынке, которые с оживлением вставляли палки в колеса «Евросети». Чичваркин договаривается с администрацией города о том, что будет спонсировать реставрацию вокзалов, а взамен получит эксклюзивное право на открытие на них своих магазинов (http://24company.ru/347-istorija-kompanii-evroset-nachalo-jepokhi.html#kribleOff).
В конце 2003 года состоялся выпуск первого транша векселей группой компаний «Евросеть». В мае 2004 года «Евросеть» переходит на новый виток деятельности, запуская в продажу цифровые фотоаппараты, MP3-плееры и DECT-телефоны. В апреле 2004 года выпущен второй транш векселей. В октябре этого же года размещен облигационный заем компании общей номинальной стоимостью 1 млрд рублей. В этом же году открываются филиалы «Украина» и «Казахстан». В конце 2005 года открыт филиал «Киргизия». В мае 2006 года сразу четыре первых салона открылись в Ташкенте, Узбекистан. В январе 2007 года «Евросеть» выходит в Закавказье, открыв первые магазины в Армении и Азербайджане. В марте 2007 года в Поволжье появляется первый виртуальный оператор сотовой связи «Евросеть» (MVNO) (http://corp.euroset.ru/ru/about/).
Все изменилось в сентябре 2008 года, когда в центральном офисе «Евросети» были проведены обыски, о причинах которых официально не сообщалось. Позднее Басманный суд санкционировал арест вице-президента ООО «Управляющая компания «Евросеть» Бориса Левина и заместителя начальника службы безопасности компании Андрея Ермилова. Как сообщалось, вице-президент ООО «Управляющая компания «Евросеть» Б. Левин обвиняется в вымогательстве у водителя-экспедитора ООО «Илед-М» (подконтрольное общество компании «Евросеть») 409 тыс. долларов и 570 тыс. рублей, а также в похищении человека и самоуправстве (http://top.rbc.ru/society/28/01/2009/276897.shtml).
Тогда же, в сентябре 2008 года «Евросеть» была продана бизнесмену Александру Мамуту за 1,25 млрд долларов. Это неофициальная сумма сделки, которая складывается из долга «Евросети» (примерно 850 млн долларов) и стоимости акций, которая составила около 400 млн долларов. Позднее Мамут перепродал 49,9% акций компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») за 226 млн долларов (http://www.meta.kz/63707-soobrazim-na-troikh.html).
Немногим позже, 22 декабря 2008 года Евгений Чичваркин вылетел в Лондон. Информации о том, что он покупал обратный билет, у следствия нет. Ранее В. Жеребенков, адвокат Чичваркина, сообщал, что незадолго до Нового года он встречался со следователем, который сказал, что не собирается вызывать Чичваркина на новые допросы. До этого бывший совладелец «Евросети» был допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу о контрабанде, а также по делу о вымогательстве и похищении человека.
В 2009 году самому Чичваркину были предъявлены обвинения в похищении в 2003 году водителя-экспедитора Андрея Власкина и вымогательстве в особо крупном размере. По приказу Чичваркина сотрудники службы безопасности «Евросети» якобы силой удерживали Власкина, воровавшего у компании мобильные телефоны, и принуждали его к продаже имущества, чтобы получить компенсацию ущерба. 28 января 2009 года Басманный районный суд Москвы заочно выдал санкцию на арест бизнесмена. Фигурантами данного дела являются и другие сотрудники «Евросети» (http://top.rbc.ru/society/01/10/2009/333869.shtml).
Между тем многие наблюдатели задаются вопросом, почему данное дело всплыло только сейчас, через пять лет после похищения и побега? Сам Чичваркин считает, что за всем этим могут стоять люди из правоохранительных органов, «занимающиеся товарным рейдерством». 29 марта 2006 года сотрудники МВД и ФСБ изъяли у «Евросети» 167,5 тыс. телефонов Motorola на $19 млн, которые, по версии следствия, не были сертифицированы. Компания Motorola это опровергла. Позже «Евросети» вернули 117,5 тыс. телефонов, остальные якобы были уничтожены или проданы как конфискат. Служба безопасности «Евросети» инициировала расследование этого дела, в результате под следствием оказались двое участвовавших в той операции сотрудников МВД (впоследствии уголовное дело было закрыто) (http://top.rbc.ru/politics/29/01/2009/277055.shtml).
Глядя на новых менеджеров «Евросети», и впрямь не подумаешь, что эти люди способны на выходку в стиле Чичваркина. Оборону держат суровые топ-менеджеры в костюмах, которые по неясным причинам не могут продержаться на своем месте дольше четырех месяцев. Владимир Шишко — уже третий по счету глава «Евросети» с момента ее продажи. Сначала обязанности президента компании исполнял ставленник Чичваркина Дмитрий Денисов, который когда-то начинал с продавца-консультанта. В ноябре 2008 года президентом стал Сергей Ющенко, бывший глава сети «Лента» (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1162154).
В апреле 2009 года президентом сотового ретейлера «Евросеть» назначен Александр Малис, перед которым поставлена задача «сделать из «Евросети» абсолютного лидера по выручке». Господин Малис хорошо знаком с акционерами «Евросети»: он возглавлял интернет-провайдер «Корбина Телеком», совладельцем которого в 2005 году стал предприниматель Александр Мамут (50,1% принадлежат «Евросети») (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=1159398).
Тем не менее, вопреки невзгодам, сегодня «Евросеть» в буквальном смысле везде: более 5100 салонов связи на территории России и стран СНГ. В Европе компания работает под торговой маркой «Техмаркет», которая немного ранее составляла конкуренцию самой «Евросети». По всему можно заключить, что «Евросеть» ждет свое будущее, но об этом глобальная сеть умалчивает…


Для того, чтобы понять феномен Евгения Чичваркина, достаточно просто ознакомиться с его
«золотыми» цитатами.


«Вот стадо голодных животных идет. Кто впереди — ягоды срывает, кто за ним — листья, следующие — ветки, а последним остается только кора».


«Если тебя посылают, это нормально. Тебя должны послать сорок девять раз. А в пятидесятый раз должны согласиться. Если тебя из ста раз посылают 99, значит, твой бизнес на грани рентабельности. Если из ста раз соглашаются три раза, значит, у тебя все в порядке и ты занимаешься тем, чем надо».


«Слушай, все продают одни и те же джинсы, у всех они стоят семь тысяч. Почему у тебя восемь? — Потому что восемь больше».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.