по следам великого исхода
Поддержать

по следам великого исхода

Магжан Куанышбаев


В настоящее время примерно четыре миллиона казахов, или почти треть численности всего этноса, проживают за пределами исторической родины. В силу разных факторов они оказались на чужбине, по-разному сложились их судьбы в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира. Много общего между ними, но, как выясняется, и много отличий, что обусловлено мотивами и периодами переезда, численностью общины в отдельной стране, политикой местных властей и прочим.



Если говорить в общем, то характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, видимо, генетически заложенной кочевым образом жизни. Проживание преимущественно в урбанизированной среде также является одной из отличительных особенностей казахской диаспоры за рубежом.
Многим зарубежным казахам присущ трилингвизм — владение собственно казахским языком, языком страны выхода (например Турции), а также языком страны пребывания (например Великобритании). Но в их разговоре чувствуется легкий акцент той страны, в которой они проживают. Так, казахи, которые проживают во Франции, говорят на казахском с таким «а-ля франсе», у турецких казахов много турецких наречий и произношение мягче, у китайских — наоборот, чуть грубее, отрывистее и созвучно манере китайской речи. Однако, особенно в последнее время, употребление казахского языка вторым и третьим поколениями казахской диаспоры оставляет желать лучшего. Поэтому старшее поколение стало инициатором организации школ для обучения казахскому языку и культуре подрастающего поколения. Среди подобных школ, созданных за рубежом, следует отметить казахские общества в Турции, Великобритании, и, напротив, отсутствие таковых, например, во Франции, США и других странах. Дополнительную сложность создает различие применяемых алфавитов: кириллицы, латиницы и арабской вязи.
В странах Европы и США не наблюдается компактного проживания этнических казахов. Несколько по-иному обстоит с казахами в ряде стран Востока (Турция, Иран, Афганистан), где они обычно проживают компактно. Это вызвано не только их желанием сохранить самобытность, но и политикой местных властей. Вместе с тем у казахов в странах Запада преобладает малая (нуклеарная) семья, состоящая из одной семейной пары и их детей. На Востоке же казахи предпочитают жить сложными (неразделенными) семьями, когда родители живут с неженатыми (незамужними) детьми и с не выделившимися из родительской семьи женатыми сыновьями, невестками и внуками.
В казахском зарубежье старшим поколением не приветствуются межэтнические браки, поэтому нередки семейные пары, где муж — казах из Франции, жена — казашка из Швеции, а живут в Англии. Более-менее спокойно старшее поколение казахов относится лишь к бракам с представителями тюркских народов, что объясняется родственными корнями, которые, в свою очередь, приводят к наибольшей совместимости. Такую этнодифференцирующую роль, проявляющуюся в семейно-брачных отношениях, играет самосознание, которое дает казахам возможность попытаться обособить себя от других этносов и подчеркнуть связь или принадлежность к казахскому этносу. Еще одной немаловажной причиной неприветствия смешанных браков является религиозный фактор, сильно развитый среди зарубежных казахов.
Впрочем, представители казахской диаспоры молодого поколения считают иначе. Для них, особенно в Европе, этнорелигиозные мотивы не столь важны. В страновом разрезе так называемыми интернациональными браками славится казахская диаспора во Франции.
Если рассматривать положение казахских диаспор (наиболее крупных) в зависимости от стран, в которых они проживают, то картина получится следующая.


Китай
На сегодня самая многочисленная казахская диаспора — 1,5 миллиона человек — проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, а также провинциях Ганьсу и Цинхай. Часть их проживала в этих краях со стародавних времен, но в 30-е годы XX века, спасаясь от репрессий, голода и коллективизации, многие казахские семьи бежали в приграничный Китай. В 1954 году здесь был образован Или-Казахский автономный округ. Казахи Китая имеют внутри страны собственное автономно-административное образование. Подавляющая часть казахской диаспоры Китая использует в быту казахский язык, используется письменность на основе арабской графики. Большинство китайских казахов, особенно горожан, владеют основным диалектом китайского языка, знают китайский и многие сельские жители. При этом во всех высших учебных заведениях КНР занятия ведутся исключительно на китайском языке, поэтому многие казахи Китая предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование в казахстанских вузах. В религиозном плане местные казахи исповедуют ислам суннитского толка. Но проводимая властями политика, направленная на ассимиляцию китайцами-ханьцами, сопровождается также сменой религиозной принадлежности на атеистическую или буддийскую. Поэтому не только зов Родины, желание поправить материальное положение, но и сомнения в будущем своих поколений понуждает местных казахов к переселению в Казахстан.
По прогнозам Жукела Хамая, представителя творческой интеллигенции, долгое время прожившего в Поднебесной, со временем большинство китайских казахов переберутся в Казахстан. Учитывая, что речь идет о полутора миллионах соотечественников, можно представить размах грядущего великого кочевья. Вот только принимающая сторона пока не может четко прописать механизмы возвращения казахов на родину. При этом у Казахстана с Китаем вообще нет договора о репатриантах, люди едут по частному вызову и сначала регистрируются как иностранцы в управлении миграционной полиции. Затем им предстоит хождение по кабинетам. Годами.


Узбекистан
Следующая по численности казахская община проживает в Узбекистане, хотя данные здесь сильно разнятся. Так, официальная статистика долю казахов в общей численности населения в 28 миллионов человек оценивает в 3 процента. Это — 840 тысяч. В Казахстане же в ходу такое мнение, что казахов там, вместе с записавшимися по тем или иным причинам узбеками, в действительности насчитывается от 1 до 1,5 миллиона. В основной массе казахи в Узбекистане — это жители районов экологического бедствия Приаралья и пустыни Кызылкум. По информации казахстанского посольства в Узбекистане, около 500 тысяч этнических казахов намерены переселиться в Казахстан. Более того, именно на казахов Узбекистана приходится большая часть репатриантов. Но среди причин столь массового желания вернуться на историческую родину, кроме экономических и экологических, называется дискриминационная политика узбекских властей при подборе кадров и в вопросе обучения детей на казахском языке. В советское время здесь было более 600 казахских школ, сегодня официально осталось 324, неофициально — менее 200, и то многие из них переходят на смешанную форму образования. Обучение при этом проходит по программе Министерства образования Узбекистана, а вступительные экзамены в вузы принимаются только на узбекском и русском языках. Потому родители предпочитают устраивать своих детей в узбекские и русские школы. У тех же, кто все же умудрился закончить школу на казахском, не слишком много шансов получить диплом, даже несмотря на то, что Казахскому национальному центру выделяется определенная квота для поступления в вузы казахской молодежи.


Россия
Число казахов в России в настоящий момент составляет примерно 650–700 тысяч человек. Но, в отличие от соплеменников в Узбекистане, деятельность местных активистов по сохранению наследия предков, традиций, обычаев и языка за пределами родины свидетельствует о том, что свою дальнейшую судьбу они связывают с развитием России. Отчасти в этом отражается относительно благополучное материальное положение, отчасти лояльное отношение властей, а также тот факт, что большая часть местных казахов считают, что и так живут на исконной земле. В основном районы компактного проживания казахов находятся в приграничных с Казахстаном регионах — в Алтайском крае, Омской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Как отмечает председатель Алтайской краевой общественной организации центра казахской культуры «Ата-Мура» Хайержан Досумбеков, живущие здесь казахи относят себя к россиянам, считая Россию своей второй родиной, но, тем не менее, считают своим долгом всегда помнить об исторической родине.


Монголия
В настоящее время показатель численности казахов в Монголии колеблется в районе 140–150 тысяч человек — это приблизительно 7 процентов населения страны. Казахи издревле кочевали в районе Алтая и традиционно занимались скотоводством. Но сейчас они успешно работают в строительстве и горнодобывающей отрасли Монголии. Это относится к тем казахам, которые в 30–40-х годах прошлого века переехали в центральные районы страны и освоили специальности для работы на металлургическом комбинате Эрденет, медно-молибденовой и угольных шахтах в районах Налайх и Шарингол.
«Меня сильно волнует будущее казахской диаспоры Монголии, особенно молодежи, — говорит Сайран Кадыр, один из видных деятелей в Монголии. — Большинство казахов живут на западе в экономически слабо развитом Баян-Ульгийском аймаке. Здесь почти отсутствует инфраструктура, нет нормальных аэропортов. Нужно создавать рабочие места, прокладывать дороги, строить школы, создавать условия для получения среднего и высшего образования и давать возможность казахской молодежи из Монголии проходить обучение в Казахстане и в других странах мира». Монгольский политик выразил сомнение в том, что без помощи извне у казахской молодежи в Баян-Ульгийском аймаке Монголии будут какие-нибудь жизненные перспективы. Край слабо развит, не во всех аулах имеется электричество, не хватает школ, а в старых зданиях 60–50-х годов постройки не хватает мест для детей. Очень большие проблемы в области здравоохранения, для решения которых различные международные организации оказывают гуманитарную и финансовую помощь. Но денег все равно не хватает. В последние 15 лет наблюдается очень сильное отставание в области культуры. Группа энтузиастов пытается открыть телевидение на казахском языке, но для этого опять же не хватает денег. В этом отношении повезло жителям города Ульгий, которые могут смотреть на казахском языке казахстанские телеканалы «Казахстан» и «Хабар». А молодежь предпочитает жить в других условиях, иметь доступ к образованию, досугу, хотя бы к Интернету. Этим и объясняется большой отток, в первую очередь казахской молодежи, из монгольского Алтая.


Туркменистан
К разряду наименее изученных диаспор относятся казахи в Туркмении. По различным данным их количество варьирует от 40 до 90 тысяч человек. Тем не менее казахов, испокон веку проживавших в Туркменистане и считавших эту страну своей родиной, с каждым годом становится все меньше. С середины 1990-х годов из-за ухудшения экологии в зоне Арала люди активно репатриируются в Казахстан. Туркменские оралманы стали оседать преимущественно в Мангышлакской и Атырауской областяx на западе страны, поселившись в районе городов Жанаозен, Актау и Атырау. При этом местные власти, в частности в годы правления Сапармурада Ниязова, создавали различные препоны, порой весьма оригинальные, чтобы сдержать миграционные настроения. Так, в Дарганатинском этрапе Лебапского велаята местные чиновники объявили, что граждане, желающие выехать за рубеж на постоянное место жительства, обязаны возместить государству стоимость бесплатных электроэнергии, газа и воды, которые они использовали начиная с 1992 года. Но экологические факторы и повальная безработица являлись не единственными побудителями возвращения. Процесс выдавливания нетуркмен из различных органов власти приобрел неприкрытый характер. В результате наряду с узбеками и русскими многие казахи лишились должностей. Отъезд казахов из страны также ускорило постепенное сворачивание всего казахского. Например, закрытие всех школ, где казахские дети могли получать образование на родном языке. Затем последовало закрытие газеты «Джумысчи», издававшейся на казахском языке в Балканском велаяте. Отсутствие возможности обучать детей на своем языке, читать газету на своем языке, невозможность устроиться на работу с дипломом казахстанского вуза, закрытие авиарейса Ашхабад–Алматы также придали массовый характер отъезду казахов. В результате массового переселения казахов, занимавших после туркмен, узбеков, русских четвертую позицию в национальном составе граждан Туркменистана, опустошенными выглядят те аулы и села, где они проживали.


Турция
Большое значение для развития диаспоры и сохранения своей самобытности играет среда проживания (уровень развития демократии, гражданского общества, правовое государство), а также политика местных властей. Так, в относительно пригодных условиях проживает 30-тысячная казахская община в Турции. Это стало возможным не только благодаря усилиям казахов, но и ответным действиям турецкого правительства, вследствие которых казахские беженцы из Синьцзяна нашли там свою вторую родину. В 1960-х казахи были расселены в разных районах городов, дети стали посещать турецкие школы, что не способствовало процессу сохранения казахской идентичности, а наоборот, привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу «отуречивания», против которого выступили казахские аксакалы. Чтобы как-то остановить этот процесс, у старшего поколения возникла идея поселиться вместе, в одном районе, где впоследствии можно было бы открыть казахскую начальную и среднюю школы. Так появился в стамбульском районе Гунешли «Казахкент», официальное открытие которого произошло в августе 1973 года. Первые дома были построены на улице Алтай как воспоминание или напоминание о Родине. В 1986 году в Турции было организовано культурно-просветительское общество турецких казахов «Уакиф», как резонанс на декабрьские события в Алма-Ате. С 1988 года начал выходить бюллетень общества турецких казахов «Вакиф», в котором помещались материалы по этнографии и истории казахского народа, новости о жизни соотечественников, интервью с видными представителями казахской диаспоры. А после 1991 года связи между турецкими казахами и Казахстаном развиваются по нарастающей.


Афганистан
Еще около 20 тысяч казахов проживает в Афганистане, где уже третье десятилетие бушуют нескончаемые войны. Впервые они оказались в этих суровых краях в 1930-х во время бегства от голощёкинской коллективизации и последовавшего за ней голода. Многие хотели сохранить мусульманскую идентичность. К 1978 году казахов в Афганистане насчитывалось около 20–24 тысяч. Но после ввода советских войск в эту страну и начала военных действий большая группа казахов покинула вместе с кыргызами обжитые места и оказалась в лагерях беженцев в Пакистане или иммигрировала в Турцию. Тяжко пришлось и во времена талибов, которые хотели вытеснить нацменьшинства из страны, провозгласив Афганистан домом только для пуштунов. «После этого мы были готовы на всё и объявили талибам, что хотим вернуться в Казахстан, — вспоминает один из репатриантов Абдул Амид. — И тут талибы стали наставлять их на путь истинный: «Все казахи, оставшиеся на родине, стали вероотступниками, если вы вернетесь, вас постигнет та же участь». Когда начались бои, нам пришлось, бросив дома и скот, бежать из Кундуза в Баглан, иногда на машинах, но чаще пешком. Те, у кого имелись деньги, ушли дальше в Пакистан, и уже оттуда их вызволило казахстанское правительство». Оставшихся казахов судьба разбросала по всему Афганистану. «Где только наших нет, — говорят они. — И в Мазари-Шарифе, в Шебергане, в Герате, в Пул-Хумри, в Толукане, в Меймене и Лашкар-Гахе, но мы старались не терять друг друга из виду». Видимо, эта сплоченность помогла им не ассимилироваться. Они хорошо знают, какого рода и племени, к какому жузу относятся, уроженцами каких мест являются их предки. Почти все знают казахский язык. Большинство здешних казахов занимаются традиционным для них скотоводством, некоторые выращивают пшеницу, рис, овес. Те немногие, кто осел в городах, занимаются мелкой торговлей, выделкой и пошивом изделий из кожи. У некоторых семей есть дойная корова, 3–4 овечки, пара ослов, пернатая живность — вот и все хозяйство. Но у большинства здешних казахов нет и этого.


Западная Европа
В Старом Свете проживает свыше 20 тысяч представителей казахской диаспоры. Самые крупные общины имеются во Франции, Германии и Великобритании. В частности, в Германию казахи стали переезжать в середине 1960-х, как составная часть турецкой трудовой иммиграции. Кроме работы в промышленных зонах Рура и Рейна они занимались общественно-политической деятельностью, например, в Мюнхене на радиостанции «Свобода» в казахской редакции. Отличительной чертой местных казахов является разобщенность, а также наличие более высокого социального статуса, так как первое поколение казахских иммигрантов сумело дать своим детям прекрасное образование. Хотя в семейных отношениях казахи ФРГ более консервативны, чем во Франции. Стараются привозить невест из казахских семей, проживающих в Турции. Что касается Франции и Великобритании, то первые казахи в эту страну начали приезжать с 1980-х, в основном из Турции и Китая. Новая волна казахских переселенцев зафиксирована с конца 1990-х, основная их масса пришлась на долю казахов из собственно Казахстана, бывших студентов, специалистов, ученых, бизнесменов.


Америка
В США первые казахи начали эмигрировать еще после Второй мировой войны. Сейчас их община насчитывает порядка 10 тысяч человек. В основном казахское население в США можно разделить на несколько групп: 1) бывшие граждане СССР, во время Второй мировой войны попавшие в плен и содержавшиеся в концентрационных лагерях на территории Германии, освобожденные союзническими войсками и после проверок отправленные жить в Турцию по их собственной просьбе, а затем из Турции иммигрировавшие в Штаты; 2) казахи из Турции, являвшиеся составной частью турецкой трудовой иммиграции, получившие работу, а после пяти лет пребывания в стране и статус граждан США; 3) казахи из КНР, приезжающие в США через Японию, Тайвань и остающиеся на учебу или работу на Тихоокеанском побережье, а затем получающие возможность деятельности в стране; 4) казахи из Казахстана, приехавшие на учебу или работу и оставшиеся; 5) получившие гражданство вследствие межэтнических браков с гражданами США. Но в силу малочисленности для американских казахов характерна разобщенность, как, например, и для британских и французских. Но они регулярно пополняют свои ряды благодаря межэтническим бракам, а также предоставлению властями талантливым ученым и специалистам Казахстана возможности для проживания в этой стране. При этом для большинства казахов, волею судьбы заброшенных по другую сторону Атлантики, вопрос возвращения на родину не стоит.





Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.