Экономический манифест
Поддержать

Экономический манифест

Благополучие любого государства, как известно, определяется не столько уровнем доходности его экономики, сколько эффективным использованием этих средств. По первой части Казахстан сумел значительно продвинуться за последние годы, причем во многом благодаря природным ресурсам. Чего нельзя констатировать по второй части. Это является одной из ключевых проблем, которые предстоит решать нашей стране. В этой связи Exclusive представляет вниманию читателей размышления видного ученого Оразалы Сабдена, академика НИА РК, лауреата Государственной премии


Новая идеология – национальная идея – человеческий капитал
Сегодня единственно верной стратегией развития экономики государства является интенсификация человеческого капитала. В современном мире именно вокруг человеческого потенциала концентрируются материальные, информационные, финансовые и другие ресурсы. Всемирный банк на примере обследования 192 стран пришел к выводу, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% — природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом.
До 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате эффективной системы образования и подготовки кадров, поэтому в качестве национальных приоритетов сегодня надо провозглашать не рост ВВП и низкую инфляцию, а повышение качества жизни человека. При этом необходимо исходить из того, что цель и результат преобразований должны выражаться в капитализации человеческого потенциала — самого главного фактора устойчивого развития экономики. Становится очевидным, что при низком уровне развития человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают эффективной отдачи. Успехи европейских стран и стран Юго-Восточной Азии подтверждают, что ставка на инвестиции в развитие человеческого капитала является наиболее эффективной стратегией экономического роста, причем долгосрочные инвестиции в него являются самыми перспективными с точки зрения капиталоемкости и капиталоотдачи.
В развитых государствах мира инвестиции в человека составляют значительную долю в ВВП, опережают инвестиции в материальные факторы производства, в связи с этим наблюдается возросшая роль и значение социальных отраслей экономики (образование, здравоохранение, культура и др.). Так, в США доля инвестиций в человека составляет более 15% ВВП, а в последнее время они в четыре раза превысили валовые частные и государственные инвестиции в средства производства.
Исторические факты свидетельствуют о важности сферы образования в мировом сообществе. Так, решение Ф. Рузвельта о беспрецедентной поддержке университетов в годы Великой депрессии помогло Америке преодолеть кризисное состояние и достичь позиций мирового лидерства в области организации современного производства и наукоемких технологий. Можно вспомнить крылатую фразу: «Америка богата потому, что у нее много университетов».
Казахстанская же система образования в настоящее время находится в сложном состоянии. Ее характеризуют невосприимчивость к нововведениям и низкое качество обучения, слабая материально-техническая база, нехватка учебной литературы, недостаточная мотивация и оплата педагогического труда.
Происходит процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию. Условия обучения и воспитания нередко зависят теперь от материальных возможностей родителей и обучающихся. Так, из 100 студентов, поступающих в вузы, только 19% могут учиться за счет государственных грантов, а 81% — оплачивают учебу из своего кармана. Если учесть, что стоимость обучения повышается каждый год (сейчас она составляет в среднем 300 тыс. тенге в год на одного студента), то становится ясно, что не каждой семье это доступно.
В связи с этим следует увеличить объем инвестиций в образование, которое является важнейшим фактором, воздействующим на накопление и развитие человеческого капитала.
Эффект образования и его воздействие на темпы экономического роста проявляется с течением времени. Государство, заботящееся о будущем, должно создавать интеллектуальный резерв. Для этого следует формировать полноценную систему образования, выпускающую кадры, способные составить серьезную конкуренцию на рынке.
Особое внимание следует обратить на систему среднего профессионально-технического образования. Когда-то квалифицированных рабочих для предприятий поставляли ПТУ. В настоящее время их остались единицы и они не способны обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами в достаточном объеме. Уже сейчас чувствуется дефицит квалифицированных рабочих. Таких же кардинальных преобразований требует и высшее образование.
Наиболее важным показателем оценки научно-интеллектуального потенциала страны являются затраты на науку. Если в 1990 году по показателям оценки научного потенциала, принятым в ООН, Казахстан в научно-техническом отношении относился к среднеразвитым странам, то в начале третьего тысячелетия мы перешли в разряд развивающихся стран. За годы реформ в республике произошло сокращение общего числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Наибольшее сокращение наблюдается среди проектных и проектно-конструкторских организаций, практически исчезли научно-исследовательские и конструкторские подразделения на промышленных предприятиях.
На развитие человеческого капитала в стране влияет также состояние здравоохранения. Здоровье человека — изначальное условие реализации его физических и духовных возможностей, основа крепкой семьи, необходимая предпосылка здорового общества и государства.
Следует отметить, что переходный кризис резко изменил картину здоровья населения и спектр определяющих его факторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят «болезни бедности» и различного рода социопатии: анемия у детей, инфекционные и венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, суицид. Кроме того, последние несколько лет в Казахстане отмечается рост заболеваемости туберкулезом. Так, Всемирной организацией здравоохранения и Международной организацией труда было проведено специальное исследование по проблемам заболевания туберкулезом, в нем выделяются пять факторов риска заболевания туберкулезом. Среди этих факторов на первом месте находится нефтегазодобывающая промышленность. Именно в последние годы отмечается рост этого опасного заболевания. Так, если по республике уровень заболеваемости составляет 15 человек на 10 тыс. населения, то в регионах интенсивной добычи нефти и газа — 18–30 человек.

Новая экономическая политика (НЭП)
Итак, на что мы должны сделать ставку?
Во-первых, на интенсивное формирование опорного слоя нации — высокообразованного среднего класса. Это тот слой, для которого творчество и созидание являются исходной нормой жизни, а не только и не столько средством существования. В подлинном смысле слова — это Мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители редких продуктов, поддерживающие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовных и культурных ценностей народа, работники, способные творить и созидать, а не только перераспределять уже накопленное. К ним правомерно также отнести и нашу военную элиту, руководящий состав армии, так называемых государственных служащих, обеспечивающих условия экономического развития, суверенитет и национальную безопасность Казахстана. В целом это тот слой нации, интересы которого неразрывно связаны с национальными интересами казахстанского государства.
Весь опыт послевоенного развития подтверждает, что на роль экономических лидеров всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры. Поддержание и приумножение этого потенциала обходится ныне крайне дорого, требует огромных затрат. Но без этого не может быть цивилизованного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной, весьма сложной и порой противоречивой геополитической и экономической обстановке.
Иногда можно восполнить потерю части производственного потенциала, но нельзя рассчитывать на это, когда речь идет о знаниях: фундаментальной науке, системе общего и профессионального образования, в целом о системе воспроизводства интеллектуального потенциала и высококвалифицированных кадров. Возможность вернуть утраченное здесь крайне ограничена, если не отсутствует вообще. В этом суть дела. Мы должны развивать творческий потенциал нации, пока еще не утрачены возможности. Мы вправе говорить о своего рода развитии творческого умения, мастерства и ремесла как об одной из приоритетных задач обеспечения конкурентоспособности производства и устойчивого развития экономики Казахстана.
Интеллектуальная рента — фундаментальный источник социально-экономического развития страны. Это та козырная карта, которой мы можем воспользоваться. Она может быть либо пущена в ход в ближайшие пять-десять лет, либо за это время она обесценится до нуля. Вот почему нам необходимо весь экономический механизм развернуть на поддержку как морального, так и материального статуса Мастеров. Периодическое повышение оплаты их труда, поддерживаемое соответствующими структурными и институциональными маневрами в экономике, — в этом и должна состоять стратегическая задача реформ. Причем подъем оплаты труда следует рассматривать не как отдаленное следствие реформы, а как ключевую ее предпосылку.
Логика развитого общества предполагает достойный уровень жизни населения, проживающего в стране. Поэтому нет и не может быть для нас более важной задачи, чем разрешение проблемы оплаты труда в контексте модернизации экономики. Повышение средней заработной платы, хотя бы до доли заработной платы в валовом продукте передовых стран, является для нас необходимой и в то же время реальной мерой. (Для справки: в Казахстане доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляет 31–33%, в развитых странах — 50–60%.) Без нее никакие реформы у нас не пойдут.
Пора развеять существующий стереотип, что мы, дескать, плохо живем, потому что плохо работаем. Мировая статистика и наш собственный опыт опровергает этот тезис. Пора признать очевидную истину — мы плохо работаем потому, что плохо живем!
Нам необходимо сменить ориентиры в экономической политике: поддержку макроэкономической финансовой стабилизации за счет всё нарастающего объема внутренних и внешних кредитных заимствований — на рост реального сектора экономики (производства), переориентацию экономики на внутренний рынок. Развитие внутреннего рынка — важнейшая и, может быть, особо трудная проблема нашей действительности. Общеизвестно, что емкость внутреннего рынка зависит, прежде всего, от уровня жизни населения. Если население непрерывно нищает, то и емкость рынка также непрерывно падает, а богатства страны неизбежно утекают за рубеж, несмотря на все барьеры.
Настоящее богатство страны — это прежде всего производительный труд. Будет подъем производства, будет расширяться и рынок, будут создаваться столь необходимые предпосылки для роста оплаты труда, повышения жизненного уровня населения. Мешают этому лишь искусственно выстраиваемые проводимой экономической политикой финансовые ограничения. В результате монетаристские догмы оказываются превыше человека, непререкаемого права каждого на достойный уровень жизни.
Нынешние ориентиры финансовой политики отвращают от основного и главного — от созидания во имя всех, ориентируют бизнес не на развитие производства, а на посреднические услуги, подавляющая часть которых носит спекулятивный, а то и непосредственно криминальный характер. И, самое опасное, именно в эту сферу вовлекается всё большее количество молодежи. Тем самым ставится под сомнение будущее Казахстана.
Обеспечение занятости должно быть поднято до степени безусловно приоритетной задачи экономической политики.
Уровень безработицы в Казахстане по итогам 2008 года составил 7,1%, что соответствует показателю развитых стран. И если сопоставить официальный уровень безработицы в Казахстане и в развитых странах (в Греции уровень безработицы составляет 9,9%, в Испании — 11,2%, в Италии — 9,0%, в Финляндии — 9,2%), то получается, что он меньше. Но это никак не может соответствовать действительности, так как по уровню экономического развития Казахстан с ними несопоставим, что ставит под сомнение достоверность официальной статистики. По ряду экспертных оценок уровень безработицы намного превышает пороговые значения социальной безопасности и составляет 30–35%. Прежде всего, в официальной оценке безработицы не охватывается скрытая безработица, которая включает так называемое «самозанятое население». В 2008 году в Казахстане, причем только по официальным данным, насчитывается 2,7 млн человек, отнесенных к категории самозанятых, а это около 18% от всей численности населения республики и 32,1% от экономически трудоспособного.
Историю нельзя повторить или изменить. Однако из уроков истории можно сделать выводы, и они заключаются в том, что решающее значение для индустриального развития и постиндустриального будущего Казахстана будут иметь реформы государственно-административной системы, образования и науки.
Например, индустриализация в Финляндии осуществлялась прежде всего за счет природных ресурсов, а единственными природными ресурсами, которыми располагает страна, являются леса. Также как Швеция и Норвегия, Финляндия демонстрирует пример экономического развития на базе собственных природных ресурсов, в противовес критике пресловутой зависимости от сырьевых ресурсов, которая распространена и в Казахстане.
Пожалуй, только одной стране удалось — правда, не без огромных усилий — управлять своими природными богатствами (углеводороды) и при этом не стать жертвой олигархии, деиндустриализации и нестабильности. Норвегия — страна, которая еще до того, как стать богатой, исповедовала скандинавский вариант промышленной демократии с развитой системой государственных институтов.
Стремительно меняющийся мир диктует необходимость для Казахстана скорейшей выработки стратегии и тактики социально-экономического прорыва, определения инструментов, которые обеспечили бы стране достойное место в глобальной экономике ХХI века. На передний план сегодня выходят так называемые проблемы «третьего поколения» — проблемы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, а также задачи совершенствования политических институтов. Это проблемы, которые ставят перед собой наиболее развитые страны мира. Главным теперь является не макроэкономика и даже не собственно экономические институты, которые уже в основном сложились. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К таковым относятся состояние сферы образования, здравоохранения, жилья, инфраструктуры, устойчивости политической демократии. Иными словами, понятие приоритета экономической политики, понятие точки роста существенно меняется по сравнению с тем, что принято рассматривать в качестве таковых в менее развитых обществах. Приоритетными теперь являются не отдельные отрасли и сектора промышленности, а институты, связанные с развитием личности и через человека влияющие на состояние экономики.
Возникает вопрос: а из каких источников осуществлять инвестиции в человеческий капитал?
Во-первых, стратегический источник пополнения государственного бюджета и доходов Казахстана — это рента. В отличие от многих других стран, основной вклад в прирост национального дохода Казахстана сегодня вносит не труд и даже не капитал, а рента — доход от использования земли. Например, крупный российский ученый-экономист Д. С. Львов полагает, что на долю ренты приходится 75% от общего прироста совокупного дохода России. Вклад труда в 15 раз, а капитала — примерно в 4 раза меньше. Почти всё, чем сегодня прирастает Россия, есть рента от использования ее природно-ресурсного потенциала, ее земли. Для Казахстана эти оценки вполне сопоставимы, так как обе страны «сидят» на сырьевой, в частности на нефтяной, «игле».
Но сегодня рентный поток доходов в своей подавляющей части не попадает в государственную казну, а идет в карман тех, кто оказался во властных или околовластных структурах, а также выво-зится иностранными компаниями за пределы нашей многострадальной страны. Вот как на деле выглядит пресловутый тезис наших неолибералов: надо жить по средствам! Например, в период 1995–2006 годов стоимость экспорта из Казахстана нефти и газового конденсата выросла в 30 раз, а доходы государственного бюджета республики — в 5,2 раза.
Жить по средствам призывают нищих граждан Казахстана, в то время как другая, ничтожно малая ее часть продолжает богатеть на безнравственном присвоении ренты. Под прикрытием лозунга частной собственности национальное богатство страны оказалось секвестированным узким кругом олигархов-монополистов и прислуживающими им чиновниками. Это и есть тот чудовищный механизм криминализации, который обусловливает функционирование экономики такой богатой страны, как наша, со столь искаженными параметрами.
Во-вторых, важным источником инвестиций в человеческий капитал является уменьшение потерь от трансфертных цен (разница между мировыми ценами и стоимостью единицы экспорта из республики), которые за период 1998–2006 годов составили $18064,3 млн, что практически равно доходной части ($18542,6 млн) госбюджета 2006 года. И это только номинальные потери бюджета, реальные — гораздо больше.
В-третьих, сокращение объемов финансирования посреднического фонда «Казына», на финансирование деятельности которого в настоящее время безвозвратно уходит 10% государственного бюджета республики.
В-четвертых, и это самое главное, необходимо разработать четкую и прозрачную систему национального имущества.
Национализация рентного дохода — это не только реальная возможность обеспечения устойчивого дохода государственной казны, но и условие сохранения Казахстана в качестве стабильной самостоятельной геополитической единицы и участника современного мира. Только общество способно должно быть истинным владельцем территории, ее земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны.
Это положение может быть конституционно-законодательным, закреплено за обществом как юридическим лицом высшего ранга как право верховного собственника территориальных и природных ресурсов. Такая конституционная новация создала бы основу для предоставления всем членам общества равных прав на доступ к пользованию территориально-природными ресурсами. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства возможностей, без которого трудно добиться социального мира и осознания всеми слоями населения и индивидами общности их интересов.
Материальная реализация владельческих прав общества на территориально-природные ресурсы является важнейшей задачей. Рента от всех используемых ресурсов должна перерастать в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных (государственных) финансов. Эта сумма рентных доходов составит чистый доход всего общества, в котором все его члены имели бы равную долю. Она может стать материальной основой их гражданского статуса и выступать в форме национального дивиденда.
Необходимо осуществить переход к новой системе управления госсобственностью, которую называют системой национального имущества. Основные слагаемые этой системы:
1) конституционное закрепление природно-сырьевых ресурсов на всей территории Казахстана как коллективного достояния всего общества;
2) открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий необходимый уровень его доходности;
3) национальный дивиденд в качестве главного экономического источника фонда социальных гарантий.
Потеря управляемости предприятиями госсектора особенно заметна на примере тех из них, которые функционируют на праве хозяйственного ведения. Государство, по сути, лишено возможности влиять на стратегию развития этих предприятий.
Таким образом, система национального имущества и национального дивиденда может послужить прообразом экономической модели нового казахстанского общества XXI века.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.