Безадресная помощь
Поддержать

Безадресная помощь

Магжан Куанышбаев


В вопросе социального благосостояния населения январь принес две новости, одна из которых, как водится, хорошая, другая — плохая. Хорошая состоит в том, что до 30% увеличены пенсии, в зависимости от размера (на очереди повышение зарплаты бюджетникам), плохая: рост цен на продукты и услуги первой необходимости. Почему так водится? Дело в том, что в Казахстане последних лет эти два явления (рост пенсий/зарплат и рост цен) превратились в неразлучную парочку. Стоит одной подняться, за ней почти мгновенно следует вторая, иногда даже с опережением графика.



Так было в 2009 году, когда инфляция, согласно официальным данным, составила 6,2%, хотя реальный индекс потребительских цен и стоимость услуг монополистов явно не вписывались в указанные рамки. Так случилось в прошлом 2010 году, когда инфляция составила 7,7%, при этом продовольственные товары подорожали на 9,1%, непродовольственные — на 5,5%, платные услуги — на 7,8%. По ходу, поручения правительства усилить работу штабов по стабилизации цен, в том числе на мясную, хлебобулочную и кисломолочную продукцию, обеспечить резервирование продовольственных товаров в необходимых объемах, заключить меморандумы с товаропроизводителями должного эффекта не дали — цены продолжили рост. Так называемые социальные магазины и ярмарки на общий фон тоже не повлияли.
Неприятная традиция была продолжена и в 2011 году. Уже в январе подорожали фрукты, овощи, крупы, хлеб, мясо. Чиновники снова просят население не паниковать, объясняя рост цен то праздничным спросом, то плохой погодой, транспортными проблемами и нехваткой складов или сговорами спекулянтов, которых непременно выведут на чистую воду. Снова же проводятся круглые столы, создаются оперативные штабы, заключаются меморандумы, разрабатываются графики поставок. А премьер Карим Масимов даже заявил, что цены на продукты питания — главный вопрос 2011 года, поэтому власть должна следить за инфляцией и ценообразованием. Предполагается, что с принятием закона о госрегулировании цен на продукты питания для каждого региона будет определен порог стоимости социально важных продовольственных товаров.
Однако мир цен живет по своим законам, и стоимость большинства видов продовольствия выросла на 10–30% всего за первый месяц 2011 года. Это при заявленном правительством официальном уровне инфляции в 6–7% в течение всего года.
Мировой опыт показывает, что внутреннюю систему ценообразования должны регулировать местные органы власти. Но иногда мы видим другую картину — в «серых» схемах сидят оптовики, базаркомы, акиматы, контролирующие правоохранительные органы, подразделения курирующих министерств, какие-то другие инспектирующие органы, которые по сути своей как раз и должны отслеживать и не допускать повышения цен. Кроме того, на стоимость продовольствия напрямую влияет политика крупных торговых сетей, которые диктуют поставщикам кабальные условия реализации.
Возьмем для примера ситуацию с мясо-молочными продуктами. В настоящее время сельские подворья страны дают на внутренний рынок 90% молока, 83% мяса. Закупочные цены на молоко существенно, а иногда в разы ниже розничных, в то время как расходы на их производство зачастую выше конечной выручки. Зерновые компании, забрав у крестьян земли в свое распоряжение, не несут никакой ответственности перед страной за снабжение населения продуктами животноводства, именно поэтому сено, фуражное зерно, услуги по содержанию сельского подворья предоставляются жителям села по ценам в несколько раз выше себестоимости. Так, скромный дневной рацион питания буренки из отрубей и сена сегодня обходится ее владельцу в 600 тенге. В месяц накручивается около 20 тысяч. Подорожание уже сказалось и на содержании крупного рогатого скота. Крестьяне вынуждены забивать наличный скот и утверждают: говядина при таких ценах на корма скоро станет настоящим деликатесом.
Схожая картина вырисовывается в случае с сахаром. Цены на него составляют почти 200 тенге, хотя за килограмм товарной сахарной свеклы заводы оплачивают всего лишь 4 тенге, или в 50 раз ниже стоимости переработанной продукции. Томаты на юге страны остаются несобранными, гибнут на корню из-за низкой закупочной стоимости. Вместе с тем на рынке северных областей полно помидоров из России. Такое положение деформирует принципы ценообразования, сдерживает развитие подворий.
Один из ключевых факторов заключается в том, что в период приватизации 1990-х крестьяне оказались отлучены от земли. Их новые хозяева – люди, в основном весьма далекие от сельского хозяйства, – сдают огромные площади в аренду законным хозяевам втридорога. Не каждый крестьянин способен потянуть такую ренту, поэтому многие земли выпали из экономического оборота. Только по официальным данным, в 2010 году было выявлено более 17 тыс. неиспользуемых земельных участков на площади 3 млн га.
Другая группа факторов относится к импортируемым товарам. Унизительно, но такая страна с колоссальным аграрным потенциалом, как Казахстан, сегодня завозит из-за рубежа до 20% говядины и свинины, 60% рыбы, до 30% молочных продуктов, 80% сыра, 50% подсолнечного масла, до 50% овощей и фруктов. Барьеры, всевозможные «накрутки» здесь начинаются с момента, когда продукция пересекает границу: долгий простой на таможне, потом различные запланированные и незапланированные остановки по мере следования груза с юга на север, а ведь это скоропортящийся товар, большое количество которого теряется в результате в дороге. Есть еще различные неофициальные налоги и платежи. Все это приводит к тому, что цена для конечного потребителя возрастает.
Результаты проверок за 2010 год показали, что казахстанцы переплачивают за продовольствие из дальнего зарубежья в разы. К примеру, после таможенной очистки килограмм импортного картофеля стоит 30 тенге, хотя уже на рынках республики продается не дешевле 70 тенге за килограмм. Примерно такое же различие и в ценах на другие виды овощей и фруктов. Больше всего перекупщики зарабатывают на перепродаже помидоров, цитрусовых, увеличивая цены почти втрое. Меньше всего накручивают стоимость моркови — без малого на 100%.
Свой «вклад» в процесс ценообразования регулярно вносят компании-монополисты, поставляющие газ, электричество и воду. В этом смысле 2011 год не стал исключением. Симптоматично то, что главным прогнозистом повышения тарифов на соответствующие услуги выступил орган, который призван не допускать необоснованного повышения цен. Агентство по регулированию естественных монополий сообщило, что для конечного потребителя цена на электроэнергию поднимется на 12,5–14%, тепло и воду — на 10–11%. В качестве причины были отмечены «рост тарифов на санкции по принятию инвестиционных обязательств, реализуемые энергопредприятиями инвестиционные программы по модернизации сектора электроэнергетики». Причем, по данным АРЕМ, на рассмотрении находится еще 27 заявок на повышение тарифов тепло-, водо- и энергоснабжения.
Заявки заявками, но четкого обоснования роста цен, выкладок, какие сектора, мощности были модернизированы за счет повышения тарифов в прошлые годы, какие и на какую сумму будут модернизированы в текущем году, не наблюдается. Зато отдельные коррупционные скандалы вокруг АРЕМ могут натолкнуть на совсем иные выводы. Например, история с освобождением от должности ответственного секретаря АРЕМ Александра Конопляного. Он привлекается к уголовной ответственности по обвинению в превышении полномочий. По данным финпола, путем превышения власти и должностных полномочий Конопляный пособничал осуществлению ТОО «Астана Бахыт» предпринимательской деятельности по хранению и реализации ГСМ с нарушением условий лицензирования. Финансовая полиция заявляет, что в результате преступных действий Конопляного ТОО, незаконно получив приложение к лицензии, эксплуатировало 12 автозаправочных станций в Астане с нарушением экологических требований, создавая угрозу безопасности населения, и извлекло доход в сумме 1,3 млрд тенге.
Другой монополист, теперь уже в сфере коммуникаций и связи, АО «Казахтелеком» анонсировало, что с февраля плата за телефон для физических лиц повысится на 20%.
Между тем в связи с отменой льгот в рамках Таможенного союза после 1 июля 2011 года на 20–30% вырастут цены на новые импортные автомобили. Это приведет к снижению количества ввозимых легковушек соответственно к росту спроса на подержанные автомобили, цены на которые подскочат в среднем на 10–20%.
Наконец, по прогнозам Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2011 году ожидается рост цен на недвижимость. Объясняется такая тенденция дефицитом жилья. «У нас есть опасение, что в 2011 году, так как на сегодняшний день не закладывается новое строительство, дефицит жилья составит 1,5 млн квадратных метров при вводе 4,7 млн квадратных метров», — считают в агентстве. По данным «Жилстройсбербанка», к 2011 году в Казахстане всего 38 тыс. людей будут иметь возможность покупать жилье, по другим данным — таких людей будет всего 15 тыс.
Приходится констатировать, что практика повышения пенсий и зарплат бюджетников, которая сопровождается ростом цен на подавляющее большинство товаров и услуг, порочна по своей природе. И дело здесь не только в том, что выхолащивается сама суть социальной поддержки государством наиболее уязвимых слоев населения. Далеко не факт, что широко разрекламированная помощь в конечном итоге попадает к реальным адресатам. Как заметила лидер движения «Поколение» Ирина Савостина, «повышение пенсий, — это, по сути, повышение благосостояния монополистов и богатых людей. Я заметила такую тенденцию: президент выступает и говорит, что с такого-то месяца будет повышение пенсий, предположим, на 30 процентов. Затем оперативно, в течение недели, собирается круглый стол или проводятся публичные слушания на тему «Повышение цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости». И выходит так: из одного окошка пенсионер берет деньги — и сразу отдает их в другое. То есть руками пенсионеров, за счет их здоровья, а то и жизни власти помогают монополистам».
Понятно, что регулировать процесс ценообразования только на уровне посредников и торговых сетей либо путем замораживания цен в долгосрочной перспективе невозможно. Для этого в первую очередь нужна транспарентность: кто и как формирует цены, исчисляет тарифы, почем и куда это поставляется — фактически неизвестно. Это знают лишь участники сделки и, пользуясь привилегией не разглашать условия контракта, большей частью стараются скрывать подробности. Что, в свою очередь, провоцирует попрание всех законов конкурентного рынка. Во-вторых, необходимо создать условия, при которых производство в сфере АПК станет выгодно. Если в мире 50% от общей стоимости продовольствия достается производителю, то в Казахстане его доля пока не превышает 20%. Здесь в качестве одного из апробированных в мире успешных способов выступают товарные биржи. Если хотя бы половина сырья и товаров будет проходить через централизованную биржу, то ситуация на товарном рынке значительно оздоровится. Выиграют все, кроме спекулянтов и крышующих их структур, трейдеры и покупатели получат возможность выбирать. Однако из 12 товарных бирж, существующих на сегодняшний день в Казахстане, ни одна эффективно так и не заработала. 


Карим Масимов, премьер-министр: «В 2011 году и ближайшие два-три года, по прогнозам, будет наблюдаться недостаток продуктов питания в мире, поэтому в первую очередь вопросы продовольственной безопасности будут проверяться на прочность. Страна должна быть обеспечена по максимуму продуктами питания, на внутреннем рынке должны проводиться комплексные мероприятия, чтобы цены на социально значимые товары оставались стабильными».


Акылбек Куришбаев, министр сельского хозяйства: «В минувшем году объем валового производства продукции сельского хозяйства снизился на 17,7% по сравнению с прошлым. Это произошло только за счет растениеводческой отрасли. При этом объем экспорта агропромышленной продукции Казахстана вырос на 16%, а показатели импорта сократились на 3,5%. Производство яиц в стране увеличилось на 13%, а мяса птицы — на 25. В результате за последние три года доля ввозимых окорочков снизилась с 70 до 50%.


Комментарий независимого редактора
Извечный и крайне чувствительный вопрос цен. И как с ними бороться в условиях рыночной экономики, не совсем ясно. Из нашей памяти еще не выветрился советский подход к ценообразованию, где единственным фактором, отличавшим цены в крупнейшей стране с 300 миллионами населения, были географические пояса. И цены по поясам были аккуратно написаны на упаковке.
В условиях рынка все иначе. Рынок призван устанавливать цены на основании баланса спроса и предложения. Если механизм дает сбой в результате умышленных действий отдельных игроков, государство вступает в игру. Но не всегда успешно и не всегда обоснованно.
Мне представляется, что у нас по советской патерналистической традиции чересчур много ожидается от государства. Но только ли государство (читай чиновники) ответственно и может что-то сделать? Ведь посмотрите, кто формирует цены — наши фермеры, которые выращивают продукцию, наши коммерсанты, которые импортируют товары, наши магазины, которые продают и то и другое, — то есть наши соседи, наши друзья, мы с вами. Это не какие-то инопланетяне или иностранцы. Это мы. И мне кажется, что большая степень моральной ответственности лежит на нас самих. Не ставьте во главу угла краткосрочную выгоду, ведь если ты, продавая мне яблоки, завысишь цены, чтобы получить краткосрочную прибыль, то я-парикмахер буду стричь тебя дороже, потому что вчера потратил больше, чем обычно, на яблоки.
Конечно, госаппарат должен решать проблемы, должен принимать участие, контролировать, регулировать и т. д., но мы должны однозначно понимать, что решение государственных проблем лежит на государстве в целом. А государство — это мы.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.