«Ловушки» переходного периода
Поддержать

«Ловушки» переходного периода

Арыстан Есентугелов


«Альянс Банк» и ИД «Эксклюзив» реализуют совместный проект — издание книги доктора экономических наук Арыстана Есентугелова «Экономика независимого Казахстана. История рыночных реформ». Мы продолжаем публикацию некоторых глав из нее.


Чего стоила макроэкономическая стабильность


Перед страной стояла следующая задача: вывести экономику из глубокой депрессии при одновременном проведении системных структурных и институциональных рыночных реформ, что составляет суть трансформации плановой экономики в рыночную. Возник вопрос: с чего начать? Для реформаторов ответ был один: с постлиберализации цен и превращения скрытой инфляции в открытую, с ростом цен в 2-3 раза. Само собой напрашивалась необходимость введения политики макроэкономической стабилизации, главная цель которой состоит «в том, чтобы остановить рост цен, ввести инфляцию в приемлемые границы, создав тем самым условия для роста экономики и уровня благосостояния населения»1.
Между тем, как не трудно было заметить из раздела «Шоковая терапия», так думали не все. Большинство политиков, ученых-экономистов, специалистов предлагали начать трансформационный процесс сразу после оздоровления и роста экономики, структурной модернизации и т.д. Проведение макроэкономической стабилизации считали политикой, диктуемой западными институтами, такими как МВФ и ВБ, попыткой «западников» использовать у нас монетарную теорию, которая, мол, нигде не применяется и не признается многими западными учеными и т.д. и т.п. Сами они с этой теорией знакомы не были и пользовались информацией из третьих рук. Тем самым они показывали незнание трудов и В.И. Ленина, учение которого преподавали студентам в вузах. Никто иной, а сам Дж. М. Кейнс писал: «Ульянов Ленин утверждал, что наилучший способ уничтожить капиталистическую систему – это ослабить и разложить ее валюту посредством инфляции»2. Следовательно, надежные деньги – первичны, а рост производства – вторичен. Чтобы сделать деньги надежными, необходимо подавлять инфляцию, что можно сделать только монетарными, т.е. денежно-кредитными инструментами. Но в Казахстане не все оказалось в «доме», в прямом смысле этого слова.
Во-первых, платежным средством оставался российский рубль, поскольку в 1992 году Казахстан не стал вводить свою национальную валюту или суррогатную валюту, как это сделали некоторые бывшие союзные республики. Причем, естественно, эмиссионная функция оставалась за Центробанком Российской Федерации, и Казахстану пришлось выпрашивать необходимые денежные средства у правительства России, которое старалось отпускать запрашиваемые суммы согласно своей денежно-кредитной политике. Конечно, в начале ему чаще всего не удавалось придерживаться данного условия, поэтому уже в середине лета 1992 года оно решило выдавать запрашиваемые суммы в государственный долг. С 1 июля 1992 года были открыты специальные корреспондентские счета для ведения межгосударственных взаиморасчетов в СНГ и установлены котировки безналичных денег стран рублевой зоны. Казахстан теперь должен был оформить свою задолженность как государственный долг России со всеми условиями погашения внешнего долга.
Более того, российское правительство потребовало от всех стран СНГ, использующих рубль в качестве своего денежного знака, использовать его по правилам Центробанка РФ, делегировать ему функции своих национальных банков и даже передать свои золотовалютные резервы. Эти страны должны были принять все условия ЦБ РФ в области денежно-кредитной политики. Это было естественным шагом России, иначе было невозможно вести жесткую денежно-кредитную политику и побороть инфляцию как в самой России, так и в странах рублевой зоны.
Во-вторых, задача проведения реформ и политики макроэкономической стабилизации возлагалась на правительство С. А. Терещенко, сформированное в ноябре 1991 года, и руководство Национального банка Казахстана во главе с Г. Байназаровым. В состав правительства входили в основном известные кадры старой закалки, бывшие партийно-советские и хозяйственные руководители плановых и финансовых органов, имеющие преимущественно техническое образование. В Национальном банке на руководящих постах трудились главным образом экономисты старой советской системы. Они в своем большинстве являлись хорошими организаторами производства, умелыми руководителями коллективов в условиях планового хозяйствования и административно-командного управления, были незаменимы в экстремальных условиях. Однако многим из них было чрезвычайно трудно на ходу овладевать всеми премудростями рыночной экономики, макроэкономической политики, в особенности представить себе, чем и насколько опасна инфляция, какова ее связь с экономическим ростом, инвестициями, безработицей, как с ней эффективно бороться и т.д. Поэтому им была неведома суть антиинфляционной денежно-кредитной политики правительства и Нацбанка. А понимали ее в буквальном смысле, как тратить деньги на производство. Создавалось ощущение, что Нацбанк и не думал вести определенную денежно-кредитную политику в этот критический для экономики период. Он напоминал Госплан Казахской ССР. Не случайно, что у власти Казахстана как к началу реформы, так и в последующие полтора года отсутствовала собственная продуманная экономическая политика и соответствующая программа ее реализации, которые отвечали бы интересам государства и подходам к решению проблемы стабилизации цен и финансовой системы, оздоровления экономики и обеспечения ее роста.
Страна могла ознакомиться в мае 1992 года только с основными направлениями экономической реформы, которые президент Н.Назарбаев изложил в своей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». К этим направлениям были отнесены: создание в Казахстане социальной рыночной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности; планомерное преобразование экономики с фиксированием этапов и соответствующих конкретных задач.
Поставленные цели должны были быть достигнуты за 10-15 лет в три этапа: за 1992-1998 годы обеспечивается макроэкономическая стабилизация, нормализуется потребительский рынок и осуществляется приватизация значительной части государственной собственности; за 1998-2005 годы производятся структурные изменения с целью преодоления сырьевой направленности экономики, развития рынков товаров, капитала и труда; за последующие 5-7 лет предполагается войти в число новых индустриальных стран на основе ускоренного развития экономики открытого типа.
Однако все эти цели и задачи реформ до мая 1993 года оставались не трансформированными в конкретную программу. Страна находилась в рублевой зоне, приняла «правила игры», заданные правительством России, и в течение двух лет следовала за всеми зигзагами в ее экономике. Самостоятельность республики в экономической политике проявлялась только в частных вопросах. Со стороны правительства и Нацбанка не было синхронных и гибких решительных и последовательных действий, адекватных меняющимся условиям, не было предсказуемости в их работе. Между тем намеченные цели – снижение и стабилизация одновременно и уровня инфляции и спада производства – были трудно реализуемы, по крайней мере, требовалась повседневная ювелирная работа всех ветвей и звеньев власти, компетентность и решительность их руководителей, работа всех органов как единой команды. К сожалению, всего этого не было. Не было этого и во властных структурах Российской Федерации, от денежно-кредитной политики которой зависел успех макроэкономической стабилизации и в Казахстане.
Денежно-кредитная политика правительства России, проведенная в январе-июне 1992 года, несколько сдерживала рост денежной массы и ограничивала кредитное вливание в экономику Казахстана в соответствующем периоде. К середине 1992 года появились улучшения в области сбалансированности бюджета. Денежная масса в течение первых четырех месяцев росла в среднем за месяц на 19-14%, а инфляция снизилась с 360% в январе до 10% в мае. Укрепились позиции рубля: он стал выполнять функции реальных денег. Однако правительство, столкнувшись с резким сокращением объемов производства и ростом размеров задолженностей предприятий, отступило от реализации даже умеренной антиинфляционной политики и вновь прибегло к крупномасштабной денежно-кредитной эмиссии. Ему казалось, что это происходит из-за кризиса ликвидности.
Ослабление денежно-кредитной и финансовой политики сразу же вызвало резкий рывок денежной массы вверх, что, в свою очередь, вновь сильно подхлестнуло инфляцию. Денежная масса увеличилась за год в рублевом выражении в 16,3 раза против 4,5 раза в 1991 году, объем кредитов экономике возрос в 10,6 раза. Инфляция росла в среднем на 20% в месяц.
Чтобы обуздать инфляцию, правительство Казахстана ничего другого не придумало, кроме как поставить цены на ряд товаров, преимущественно сырьевого характера под жесткий контроль государства. 14 мая 1992 года вышел Указ президента Республики Казахстан о расширении круга товаров и услуг, реализуемых по фиксированным ценам. Он распространялся на топливно-энергетические ресурсы и другие стратегические товары (продукция металлургии, сельского хозяйства), а также на социально значимые товары и услуги. Предполагалось, что это будет сдерживать рост цен на продукцию переработки из собственного сырья.
Первоочередная задача достижения макроэкономической стабилизации, поставленная президентом Н. Назарбаевым, похоже, мало кого заинтересовала тогда. Всех производственников, в том числе и в правительстве, больше интересовала проблема остановки спада и обеспечения роста производства. При этом первопричину они искали не в коренных изменениях в экономике и растущей инфляции, а в отсутствии инвестиций в производство и достаточных оборотных средств предприятий. Отраслевые лоббисты отстаивали необходимость постоянного подпитывания производства крупными кредитными вливаниями. Естественно, источник кредитных ресурсов был один – эмиссия денег НБК. НБК кредитовал предприятия через вновь созданные, в основном государственные, банки второго уровня (БВУ), дело доходило до того, что он осуществлял даже прямое кредитование. Кредиты, конечно, выдавало и правительство как из бюджетных, так и из внешних средств. В 1992 году Верховным Советом РК был принят Закон о создании внебюджетного фонда экономических преобразований за счет 5-процентных отчислений предприятий от себестоимости своей продукции, что «не влезало ни в какие ворота». Были созданы и другие фонды, например, «Дорожный фонд», «Инвестиционный фонд».
В условиях обвального спада производства призыв отраслевых лоббистов сохранить промышленную базу страны находил полное понимание в обществе и правительстве производственников. А необходимость эмиссионного, т.е. инфляционного, кредитования весенней посевной и осенней уборочной кампании в сельском хозяйстве вообще не вызвала никаких сомнений.
Такая политика денежно-кредитной экспансии за счет денежной эмиссии НБК осуществлялась под влиянием председателя Центрального банка России В. Геращенко, который утверждал, что инфляция вызвана обвальным сокращением объема промышленного производства, и поэтому ЦБР должен осуществлять денежную эмиссию для сохранения промышленности страны. Тогда в России и Казахстане широко распространялся кризис ликвидности или кредитный дефицит. Нарастающий объем взаимных неплатежей предприятий подтверждал эту точку зрения.
Голоса сторонников этой политики слились с хором противников либерализации цен и макроэкономической стабилизации, утверждавших, что Казахстан имеет свою специфику, а потому реформы «западного типа» для нас неприемлемы и не дают положительных результатов. Они обвиняли правительство в применении политики, проводимой МВФ и ВБ, говорили, что у нас другая структура экономики, нам необходимо оздоровление экономики с ростом производства, который требует кредитной поддержки. Эта линия находила широкий отклик и в обществе, в самом правительстве, Верховном Совете и НБК. Дальше началось массовое выколачивание ничем не обеспеченных денег из казны. Мало того, они выдавались под большую отрицательную процентную ставку – под примерно 80% годовых при уровне среднегодовой инфляции, например, 1381% в 1992 году. К этим привилегиям следует добавить, что многие предприятия под разными предлогами, например, приоритетности той или иной отрасли, получали большие налоговые льготы. В 1991 году Верховный Совет РК в целях оживления производства принял Закон о создании в республике свободных экономических зон (СЭЗ). В нем предусматривалось предоставление предприятиям, находившимся в таких зонах, широкого круга налоговых льгот и других преференций, например, права на экспорт сырьевых ресурсов, добытых на территории СЭЗ, и права самостоятельного использования зоной экспортных выручек. По закону любая территория могла объявить себя СЭЗ с разрешения Верховного Совета без ведома правительства. Их число стало расти как грибы после дождя. 
Сюда следует также добавить практиковавшиеся в течение многих лет начиная с 1992 года субсидирование и централизованное кредитование правительством различных секторов экономики (военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство, транспорт и другие).
Такие щедрые налоговые льготы и субсидии при расходовании с размахом бюджетных средств без правил и при низкой налоговой дисциплине, сочетающейся с продолжающимся спадом производства, привели бюджет страны к большому дефициту.
Как видно в течение двух лет бюджетный дефицит был очень высоким, оставаясь в районе 7% ВВП. Интересно, что в 1993 году он был на удивление низким – 1,2% ВВП, а 1994 году, наоборот, очень высоким. Это объясняется политикой не столько правительства Казахстана, сколько России. Дело в том, что правительство России с 1 июля 1992 года, во-первых, устранило рублевую зону с безналичной денежной системой, во-вторых, открыло всем странам рублевой зоны корреспондентские счета для ведения межгосударственных взаиморасчетов стран СНГ с Россией. Были введены котировки безналичных денег стран рублевой зоны и выдвинуто требование оформить задолженность государств-членов СНГ как их государственный долг России со всеми условиями погашения. С этого момента в сфере безналичных расходов рублевая зона перестала существовать. Кроме того, Россия решила теперь выдавать не технические, а только связанные государственные кредиты.
Но и это не все. В 1993 году Россия ввела собственную валюту (денежные знаки нового образца) и выдвинула требование об оформлении предоставляемых Казахстану 3 млрд. рублей в виде государственного долга под залог золотовалютных резервов. Она поставила условия создания «рублевой зоны нового типа» только как зоны работающей по правилам, вырабатываемым ЦБР, которому все участники зоны должны передать свои золотовалютные резервы. Естественно, Казахстан не мог пойти на такие условия, которые на деле означают передачу части своего экономического суверенитета другому государству.
Все это вынудило правительство существенно сократить в 1993 году свои бюджетные расходы (с 31,9% ВВП до 24,7% ВВП, то есть на 23%). Но это вроде бы противоречит резкому росту денежной массы в 1993 году: в 8,38 раза по сравнению с 1992-м и приросту ее в среднем за месяц на 19,4%. На самом деле нет никакого противоречия. Просто Казахстан медлил с введением своей национальной валюты и не предпринял никаких защитных мер против наплыва в страну рублей старого образца. А наплыв происходил в течение достаточно продолжительного времени со всех стран СНГ, так как многие из них заблаговременно обеспечили свою валютную безопасность.
«Органам МВД удалось изъять 58 млрд. старых рублей, которые были незаконно переброшены в республику. Всего в ходе обмена банкнот на собственную валюту банками Казахстана было принято 910 млрд. старых рублей»3.
Конечно, и само правительство Казахстана в 1993 году тоже пыталось наладить макроэкономическую стабилизационную политику. В апреле 1993 года Верховным Советом РК была принята неплохая «Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ», инициированная и разработанная под руководством вице-президента РК, доктора экономических наук Ериком Асанбаевым и представленная на суд депутатов Верховного Совета президентом Назарбаевым. В ней приоритетной задачей была определена макроэкономическая стабилизация, в частности, борьба с инфляцией и ускоренное преобразование собственности. Одновременно была принята другая «Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».
Однако первая антиинфляционная программа в силу отсутствия национальной валюты, слабого кадрового обеспечения и низкой активности НБК не имела шанса на реализацию, не оставила каких-либо заметных следов в макроэкономической политике государства.
В то же время правительство стало усиливать свое вмешательство в экономику, чтобы, как казалось членам кабинета, своим активным регулированием удерживать экономику от коллапса, и в первую очередь остановить спад производства, начать изменение структуры народного хозяйства. В стране разрабатывались долгосрочные программы развития 18 отраслей, включая сферы бытового обслуживания, началась разработка так называемого индикативного плана по примеру Франции, Японии, Южной Кореи и Малайзии, пытались активизировать инвестиционную политику за счет государственных источников и привлечения прямых иностранных инвестиций. Всей этой работой руководство министерства экономики, роль которого заметно возросла, были созданы Агентство по иностранным инвестициям, Комитеты по ценам, по информатике и другие.
Было сменено руководство Комитета по государственному имуществу, чтобы ускорить процесс приватизации государственной собственности. Итоги реализации программы приватизации госсобственности были признаны президентом неудовлетворительными.


1 Ясин Е. Российская экономика. М.,2003, с.244.
2 Долан Дж. Э. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Москва-Ленинград, 1991, с.248.
3 Пузанов Ю.Е. Казахстан: этапы экономического развития. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М. 1995, с.34-35.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.