Мозговая атака
Поддержать

Мозговая атака

Кирилл Алексеев


Кому приносят пользу психологические тренинги?


В последнее время в жизнь нашей страны стало входить явление, достаточно хорошо известное в остальном мире, во всяком случае, в так называемой его развитой части – психологические услуги. Предложения различных психологических и психотерапевтических консультаций довольно широко представлены, что, очевидно, говорит в том числе и о том, как быстро приживается в нашем обществе это новшество и скоро таковым оно уже восприниматься не будет.


Все логично – мы наблюдаем еще один путь трансформации нашего, еще относительно недавно достаточно патриархального общества, в современный социум. Но, как всегда в период быстрого взросления, не все просто. У ряда специалистов, причем из разных сфер, то, что происходит в сфере публичной психологии, вызывает много вопросов и даже протестов. Ими поделился с нашим журналом врач-психотерапевт, магистр делового администрирования, кандидат педагогических наук Сергей Филин.



— Почему обращения к психологам, психотерапевтам, еще недавно практически неизвестные у нас, становятся так популярны? Что в этом – дань моде, тиражируемой в том числе через голливудские фильмы? Результат социальных стрессов переходного периода, в котором мы так и продолжаем жить уже два десятилетия? Что-то еще?
— Отчасти этот лавинообразно нарастающий интерес и спрос на услуги психотерапевтов и психологов объясняется тем, что всего этого раньше в нашей жизни не было. Если бы в СССР была публичная психология, «для народа», то, наверное, и там и тогда было бы все это. Но в СССР существовали всякие ограничения, сама психология была политизирована. Некоторые вещи – Фрейд – были вообще запрещены. И литература по психологии была крайне скудна. Когда появились первые работы, например, В. Леви, они раскупались как горячие пирожки.
Хорошо развитой психологической, психотерапевтической помощи в СССР не было, только психиатрическая. А потребность в ней между тем была. И когда эти негласные или гласные запреты исчезли, эта потребность стала проявляться все больше. Первая реакция, еще в 1990-х, была, правда, иной: люди на вопрос – не обращались ли они к психологу – отвечали примерно так: я что, псих, что ли? Сейчас этого уже нет, нарастает осознание в обществе нормальности обращения к психологу или психотерапевту. Надо сказать, что значительную роль в этом сыграли кодировщики – те, кто кодировал от курения, алкоголизма.
Интерес к услугам в этой сфере и дальше будет расти – многолетняя западная практика говорит, почему бы обычным людям не посещать таких специалистов?


— Насколько предложение на этом рынке в количественном и, главное, качественном аспекте соответствует этому спросу? Коль скоро Вы отмечаете, что дело это, по сути, для нас новое, то логичен вопрос – откуда бы взяться специалистам, во всяком случае, многим?
— Действительно, по поводу качественного аспекта судить сложно. В последние годы у нас, кажется, каждый университет открыл факультет психологии, и уже, исходя из этого, можно говорить, что качество выпускников – достаточно низкое. Это, может быть, и не вина вузов, которые просто отвечают на социальный заказ. Но я привык относиться достаточно осторожно к молодым психологам, которые, не имея существенного жизненного опыта, вдруг начинают консультировать. Что касается психотерапии, то она и раньше-то была в Казахстане не слишком развита, хотя было нескольких специалистов – настоящих звезд. Одно время была хорошая школа в Караганде. Сейчас можно говорить о павлодарской школе, хотя она в большей мере ориентирована на наркологию.
Сомнения по поводу качества работы (знаний и навыков) многих специалистов должны присутствовать. Кстати, приходилось читать, что престижные университеты на Западе на психологические факультеты людей моложе 30 лет не принимают.


— А политика государства в этой сфере? Не хочу использовать слово «вмешательство», но регулирование – оно должно быть…
— В отношении психотерапии оно есть: ею запрещено заниматься людям, не имеющим специального медицинского образования. Другое дело с психологической помощью. Оно у нас не требует лицензирования, и, значит, любой выпускник психологического факультета, да и не только, может начать консультирование. Он вмешивается в психику человека, а качество этой работы никем не отслеживается. И люди, которые идут к такому специалисту, на мой взгляд, рискуют.


— Чего же они идут? Ведь те доводы, которые Вы приводите, что называется, лежат на поверхности?
— А есть потребность. Когда человеку плохо, куда ему в нашем обществе обратиться? Или к священнику, или к психологу. Но к первому многие не идут в силу того, что атеисты, и ищут психолога. Но вопрос квалификации этих специалистов остается открытым.


— В самое последнее время помимо частных обращений к специалистам очень популярными становятся групповые тренинги, семинары, курсы, организаторы которых декларируют развитие неких качеств, которые позволят людям решать их проблемы. И здесь тоже идет ссылка на то, что это мировая практика, это очень популярно в западном мире. Это все так?
— Надо сразу сказать, что тренинги проводятся разные, в том числе различные бизнес-тренинги, где тоже в той или иной мере затрагиваются вопросы психологии. Но это совершенно иная тема. Наиболее популярными у нас стали группы так называемого личностного роста. То, что рост реально имеет там место, у меня вызывает сомнения. Там есть трансформация личности, однозначно, только вот рост ли это и на пользу ли это людям?
У нас есть в обществе путаница на этот счет: тренинги трансформации начинают называть тренингами личностного роста. Тренинг личностного роста помогает человеку подформировать свою личность, то есть сделать ее более целеустремленной, может быть, более эффективной. А тренинг трансформации… Берется личность и как-то, во что-то трансформируется. Разница в том, что в первом случае человек ставит сначала перед тренером цель – что он хочет получить, и потом ему помогают это сделать. А во втором случае берется человек, ему говорят, что изменят его к лучшему, и без всякой явной цели начинают его изменять так, как это показалось лучше тренеру. А что получится потом с человеком после тренинга? Что получится, то и получится.


— А что может получиться?
— Все что угодно. Человек может прийти к непредсказуемым и не полезным для него результатам. Я посещал подобные курсы – интересно было как специалисту. И на моей памяти в одной группе после третьей ступени было три развода. Действительно ли люди ставили себе цель развестись, идя на тренинг? Или они настолько выросли из социальных стереотипов, что решили, что браки им не нужны? Или, прожив по многу лет, вдруг решили, что это была ошибка? Мне кажется, что это ошибка таких тренеров. Есть в психотерапии такое понятие, как экологичность, т.е. соответствие тому, что сделал тренер, внутренним потребностям человека, которого он меняет. Действительно ли это соответствует тому, что хотел человек?
С точки зрения государства такой результат представляет опасность. Семья – ячейка общества, и семья стабилизирует поведение человека. Семья позволяет воспитывать потомство должным образом. Разрушение семьи – вызов государству.


— Этот вопрос всегда может оказаться дискуссионным. Вам, например, возразят, что тренинги дают прошедшим их почувствовать себя эффективнее, стать лидером.
— Может быть, но если хотя бы гипотеза возникает, что возник вред, то такой тренинг требует крепкого размышления и тренеров, и участников. Я уже не говорю о контроле со стороны государства.
А второй случай, который мне известен, это когда человек, пройдя две ступени тренинга, хотел покончить с собой. И сейчас лечится даже не у психотерапевта, а психиатра.
Что до лидерства, то я не могу назвать эти программы лидерскими потому, что лидер — это один человек с определенными свойствами, который определяется последователями. По крайней мере, так говорит классическая теория лидерства. В тренингах, о которых мы говорим, не появляется лидер, потому что там формируют круговую поруку, в результате формируется некая группа, которая готова к каким-то поступкам. Но группа-лидер!? Это уже точно не психология, это скорое политика, когда кто-то создает некую группу, которая готова лидировать в социуме. Это скорее социальный дарвинизм, хотя официально его философия на этих тренингах не звучит. Зачем, ради чего лидировать в социуме?
И возникают вопросы: а кто вообще-то те люди, что формируют такие программы и группы? Кто они по образованию, жизненному опыту, по мировоззрению? Какое мировоззрение они с помощью специальных психотехник вкладывают людям в головы?
Я, как уже говорил, был на такого рода тренинге; там применяются технологии «промывания мозгов». Это не секрет. Люди дают подписку о неразглашении; им долго не дают во время занятий есть, сходить в туалет; выстраивается взаимозависимость, и один отвечает за другого, что называют «боди», от английского «тело», и тренер начинает спрашивать с одного из участников за его «боди»… Зачем вся эта взаимозависимость?


— Но как же можно в наше время «промыть мозги» целой группе образованных людей, которые, как говорил Глеб Жеглов, не спят, не пьяны и не под наркозом?
— Существует масса различных психотехник, более или менее сложных или вполне простых. Их комплексное использование никого не оставит без влияния в ситуации описываемого нами тренинга. Когда человек часами сидит, извините, с полным мочевым пузырем и думает только об этом, а в это время что-то ему говорится тренером, то это гипно-суггестивное вмешательство. То есть сознание человека занято, и ему что-то вкладывается в подсознание. А человек еще при этом хочет есть, пить, а на него давят тем, что он отвечает за других… В такой момент критичность мышления сдвинута в сторону. И как врач-психотерапевт могу сказать, в такой момент можно навнушать многое. Технологии, которые там используются, очень серьезны, и даже опытный специалист против них не устоит.
При взаимозависимости, круговой поруке возникает эмпатия – люди начинают друг к другу хорошо относиться. В таком состоянии они делятся интимными, сокровенными вещами, а потом в результате начинают еще лучше воспринимать друг друга, доверять друг другу. Куда же потом деваться? Люди выходят из тренинга настолько эмоционально разогретые, им так классно, что они даже не понимают, что с ними сделали.
И на таком фоне людям хочется переживать эти моменты искренности, состояния эмпатии еще и еще. И люди стремятся в такого рода группы.
Я бы назвал это психологической наркоманией. А за то, чтобы попасть в эти группы, надо платить серьезные деньги.


— По идее, тренеры таких групп все это должны учитывать и не доводить дело у клиентов до разводов, а тем более суицидальных прецедентов.
— Квалификация многих из тех, кто занимается этими тренингами, у меня вызывает серьезные сомнения. Там есть педагоги, бывшие переводчики. Кого только нет! Например, одна дама раньше была переводчиком у иностранных тренеров в таких тренингах, а потом решила сама этим заняться!

— А как насчет самих иностранных тренеров?
— А у них что, квалификация лучше? Здесь есть важный вопрос и в то же время простая вещь, которую надо понять. Для иностранных специалистов те деньги, которые здесь платят за такую работу, это совсем не большие деньги, учитывая уровень оплаты такой деятельности в Европе, США. Так зачем же этот тренер едет сюда?! У него не хватает квалификации работать там? Или тамошние регулирующие органы не разрешают ему этого (а там к этому относятся очень строго!). В Алматы есть один тренер, которая время от времени работает во Франции. Она говорила, что даже для элементарного преподавания ей пришлось доказывать свою квалификацию. А для того, чтобы кого-то консультировать, потребовался сертификат от Единого европейского реестра психотерапевтов.
Так почему он здесь? Мне непонятно. Иногда из Москвы ли, из дальнего зарубежья, но приезжают сюда очень хорошие тренеры, но это бывает редко и за очень большие деньги.
Такая деятельность должна лицензироваться, но не только. В первую очередь необходим запрет на ведение ее людьми, не имеющими профессионального образования. То есть не психологам, не психотерапевтам проводить такие тренинги должно быть категорически запрещено! То же – и в отношении иностранцев. А у нас получается, что если преподаватель из Канады, например, то и оценивать его квалификацию не надо, что ли. Но он вмешивается в психику наших людей. А это не шутка.
Кстати, в отношении них почему-то государство опускает еще одну проблему, которую своим никогда «не спустят» — налогообложение!


— Хорошо, допустим, диплом у тренера есть. Ну и что? Мы все знаем, как они обретаются на постсоветском пространстве, да и у иностранного претендента на проведение тренингов или индивидуальной психологической работы сам факт наличия «корочки» или сайта в Интернете ни о чем не говорит.
— Правильно. Дальше должны работать три инструмента. Во-первых, оценка квалификации преподавателя. Во-вторых, при вмешательстве в психику должна лицензироваться сама программа, ее содержание и цели. И третий инструмент, который был бы здесь полезен, — это супервизия. Когда время от времени специалисты приходят друг к другу на тренинг и смотрят, что там происходит. Это дает возможность учиться друг у друга или громко и профессионально заявить, что там наносится вред личности. Но ничего этого у нас нет. В то время как инструменты психологической обработки, применяемые на тренингах, могут привести к самым разным последствиям.


— Мы вновь возвращаемся к этому моменту. Но в чем здесь социальная проекция, да еще потенциально негативная? А тем более угроза? Вам ведь возразят, что все это – развестись с женой, кому-то нахамить, спиться – личное дело каждого.
— Это так. Но – давайте посмотрим, кто приходит на эти тренинги. Там в группах, как правило, нет простых рабочих. Там обеспеченные люди, которые имеют определенное влияние в тех социальных группах, в которых они работают и живут. И пройдя тренинг, они начинают вести себя иначе. А ведь этих людей, к тому же, напомню, наученных круговой поруке, не так мало, и их число растет с новыми выпусками тренингов. А что если в этих головах появится однажды мысль творить некое социальное благо, исправлять социальную несправедливость? И они, пользуясь своей сплоченностью, теми возможностями социального влияния, которое у них есть (напомню – не простые рабочие!), начнут что-нибудь делать? Что?


— Вы как врач-психотерапевт допускаете такое?
— Да, я допускаю все, что угодно, когда человеку как-то изменили мозги и на самом деле никто не знает как. На этих занятиях, как правило, очень много разговоров о том, что надо группой творить социальное добро. Но непонятно, что есть в этом случае социальное добро. Ладно, если начнут собирать детские книжки для детей из интерната, а если нет? Начнут с кем-нибудь бороться, например, с предприятиями, загрязняющими воздух в городе. Неизвестными и неформальными методами. И добьются определенных успехов. А ведь жизнь многих людей в итоге ухудшится.
Да, справедливости ради надо сказать, что до сих пор не было явных примеров социальных проблем от групп людей, прошедших подобные тренинги. Прямой социальной угрозы я не вижу, но косвенная есть. Но, стоит повториться, мы имеем сплоченные группы эффективных людей без ясной цели. И рано или поздно она может появиться.


— А развитие сексуальности, собственной карьеры, о чем много говорится на этих тренингах?
— Сексуальность, реализация через карьеру — это наши естественные устремления. Но когда их искусственно тренер обостряет, ничего хорошего не выходит, как правило.
Вопрос в том, какой инструмент изберет группа или индивид для этих заявленных целей? А вдруг будет решено, что «цель оправдывает средства»? Но я хочу вернуться и к вопросу угрозы психологическому здоровью личности. Если до начала психотерапии (а эти тренинги и есть вариант групповой психотерапии, несмотря на то что организаторы утверждают обратное) цели ее ясно и четко не были поставлены, но человек в результате изменился, это угроза личности.


— А если цель формулируется так: стать более динамичным, более эффективным, энергичным?
— А это как? Что это все значит? Стать эффективным во всем невозможно. Тогда – в чем? О какой динамичности может идти речь? Это все абстрактные понятия, и они нуждаются в конкретизации в каждом случае, когда начинают работать с личностью человека. Если говорится о желании почувствовать себя более комфортно в жизни, то надо разобраться – что значит этот психологический комфорт для конкретного человека. Что значит запрашиваемое качество жизни? Может, человеку не хватает нахрапистости, но тогда ее надо вывести такой, чтобы ему она подходила и чтобы при этом он сильно не конфликтовал с социумом. Потому что социум излишней нахрапистости терпеть не станет, и в итоге получится не польза, а вред. Баланс нужен, социально неадаптированный человек отторгается социумом.

— Проблема зависимости тех, кто прошел тренинг от тренера, окружения ли, программы — она существует?
— Конечно. За короткий срок у людей с помощью нехитрых психологических технологий вызвали эмпатию, эмоционально «разогрели», и, когда появилась потребность в этом, им говорят «до свидания»! А у них уже потребность во всем этом, и им хочется еще раз попасть в такую же ситуацию. Может быть, даже не с теми людьми, с которыми они были в группе, но испытать такие же эмоции, очень немногие люди окончательно отказываются от продолжения такого рода опыта. Возникает, опять скажу, своего рода психосоциальная наркомания.
И зависимость от тренера появляется. Ее активно стимулируют организаторы тренингов, когда уже по окончании трех ступеней говорят выпускникам, что им можно с тем же тренером пройти дополнительно те или иные дополнительные занятия. И люди часто идут «на тренера», а не на задачу. А тот не только не прилагает усилий, чтобы эта зависимость исчезла, а наоборот – эксплуатирует ее, чтобы вновь и вновь получать деньги. А это уже нарушение профессиональной этики.


— Все-таки не могу не вспомнить отзывы многих, прошедших такие тренинги. Отзывы в большинстве своем очень положительные. Люди рассказывают о реальных подвижках в карьере, в личной жизни даже…
— Надо сказать, что во всех этих семинарах и тренингах много полезного. Например, различные упражнения, позволяющие снять социальные зажимы и страхи. Но можно совершенно точно говорить о том, что, когда в группах по 30 и больше человек, – невозможно отработать проблемы каждой личности. Психолог просто не успеет это сделать. Для такой группы норма, чтобы тренер успел отследить изменения личности, — это 7 – 8 человек. При больших группах многие выходят с тренинга со своими нерешенными проблемами и стремлением снова испытать что-нибудь подобное.
Хотя мне кажется, что все призывы к государственным органам обратить внимание на проблему неквалифицированного, агрессивного вмешательства в психику граждан останутся не услышанными. Что удивляться, что у нас эти тренинги личностного роста проводятся совершенно свободно, если в Казахстане и ряд сект, которые во многих странах мира запрещены, могут открыто около ЦУМа продавать свою литературу? Кстати, надо сказать, что технологии личностного роста, которые применяются на тренингах, очень близки тем, что используются в различных сектах. То же втягивание, эмоциональная привязка, а потом на эмпатии человек становится сектантом.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.