Мы готовы сотрудничать с частным бизнесом
Поддержать

Мы готовы сотрудничать с частным бизнесом


На сегодня вопрос диверсификации экономики — самый актуальный вопрос, касающийся будущего развития Казахстана. И от решения этого вопроса в большой степени зависит, станем мы конкурентоспособной страной или нет. Одним из ключевых инструментов государственной политики в области модернизации экономики является созданный год назад фонд устойчивого развития «Казына», в который год назад вошли семь институтов развития, созданных в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003 – 2015 годы.

В ежегодном Послании главы государства обозначен большой блок наиболее важных задач, касающихся будущего развития Казахстана. Идеология рывка, заложенная в Послании, направлена на качественную модернизацию и обновление страны в свете наблюдаемых тенденций в мировой экономике. Уже определены четкие инвестиционные приоритеты, нацеленные на развитие перспективных отраслей, которые могут стать фундаментом конкурентоспособной экономики. Если говорить о цифровых показателях, то за период деятельности фонда «Казына» сделано немало. Так, за 4 года существования институтов развития был сформирован портфель одобренных проектов в размере 3,3 млрд. долларов, а за прошедший год он вырос до 5,1 млрд. долларов. Реализуются такие крупные проекты, как запуск заводов по производству биоэтанола в Северно-Казахстанской области, по производству листового стекла в Кызылординской области совместно с «Пилкингтон» (220 млн. долларов), по производству металлического кремния в Карагандинской области с участием «Тиссен Круп» (140 млн. долларов), по производству труб в Мангистауской области совместно с «Маннесман» (150 млн. долларов), завод по производству алюминия с ЕПА (450 млн. долларов), новый завод по производству цемента в Восточно-Казахстанской области (77 млн. долларов), производство нефтехимического волокна в Костанайской области и другие. Сегодня мы имеем опыт реализации крупных проектов и видим растущий инвестиционный потенциал Казахстана. Группой «Казына» наработан портфель перспективных проектов на сумму более чем 10 млрд. долларов. В промышленности — это новые переделы в металлургии, нефтехимии и производстве строительных материалов. В агросекторе – производство биотоплива, биохимия, переработка мяса. В области развития инфраструктуры это, прежде всего, создание новых генерирующих мощностей в энергетике и развитие транспортно-логистической системы. В ближайшие три года мы намерены реализовать 5 проектов только по производству биотоплива с дальнейшей его переработкой в Казахстане с участием казахстанских, немецких и австрийских компаний. А также планируем построить биохимический комплекс по выпуску аминокислот, ферментов и органических кислот в Акмолинской области, несколько современных мясокомбинатов в ряде областей, фабрику по производству готовой текстильной продукции в Южно-Казахстанской области совместно с компаниями «Карерра» и «Бенеттон». Кто может реализовывать такие проекты? Здесь есть только два варианта. Первый и наиболее предпочтительный вариант – казахстанские инвесторы. Мы встретились со многими отечественными бизнесменами. За последние 4 года было сформировано более 200 бизнес-групп разного уровня, способных реализовывать инвестиционные проекты. Причем многие из них появились в регионах и в таких секторах, как машиностроение и металлобработка, текстиль, производство муки, строительных материалов, пищевой продукции и т.д. Однако, говоря о мегапроектах стоимостью около 1 млрд. долларов и выше, надо признать, что бизнесменов и менеджеров, способных «вести» проекты такого уровня, у нас не так много. Поэтому мы активно работали и по второму направлению — с иностранными инвесторами. Мы встретились со многими компаниями из списка Fortune-500, провели встречи и переговоры с ведущими крупными зарубежными финансовыми институтами и корпорациями Западной Европы, США, Японии, Китая и Юго-Восточной Азии, мировыми лидерами в своих секторах. И эта работа продолжается. Другой важный вопрос – финансы. На наш взгляд, формула диверсификации выглядит в упрощенной форме следующим образом: ее масштабы прямо пропорциональны объему инвестиций. Причем речь идет об инвестициях в несырьевой сектор не только со стороны государства, но и частного сектора. Мы придерживаемся принципа разделения рисков, когда на 1 доллар инвестиций группы «Казына» привлекается дополнительно 2 доллара частных, в том числе иностранных инвестиций. Дополнительным инструментом является создаваемый Фонд фондов. Данный механизм позволит нам совместно с частным сектором инвестировать проекты в несырьевом секторе. На сегодня имеются договоренности с международными инвесторами, готовыми вкладывать средства в совместные фонды прямых инвестиций, такими как Goldman Sachs, Temasek, а также рядом отечественных инвестиционных групп. Кроме того, достигнуты договоренности с Всемирным банком, банком KfW, ЕБРР о совместном финансировании проектов. Таким образом, можно сказать, что в принципе создан механизм, позволяющий при инвестициях со стороны государства в 3 млрд. долларов привлечь дополнительно 7 млрд. долларов частных средств. Но, чтобы все сказанное не оставалось на бумаге, требуется сильная политическая поддержка. О чем идет речь? Опыт реализации вышеперечисленных проектов выявил ряд системных вопросов, требующих безотлагательных и четких ответов. Имеется ли альтернатива политике диверсификации? Нет. Имеются альтернативные механизмы: это улучшение общего бизнес-климата, повышение уровня конкуренции и использование рыночных механизмов. Такая работа проводится правительством и должна оставаться главной задачей государственных органов. Для ускорения процессов диверсификации необходимо:

Первое. Четкая системная координация деятельности. Необходимо определить системного интегратора, способного скоординировать всю деятельность. Фонд «Казына» при наличии соответствующего мандата готов выступить в качестве такого оператора государственной поддержки.

Второе.
Прорывная среда для прорывных проектов. Практика реализации проектов показала необходимость решения большого количества проблем на микроуровне для обеспечения больших побед. К примеру, при реализации проекта по кремнию только благодаря поддержке правительства, министерства индустрии и торговли, акимата области и СПК «Сары-Арка» удалось решить вопрос по выделению земельного участка и средств для развития инфраструктуры. Но вопрос обеспечения нового производства электроэнергией остается открытым. Поэтому необходимо активно решать вопросы обеспечения транспортными и инженерными коммуникациями, энергетическими мощностями. Мы тоже подключились к финансированию электроэнергетической отрасли (линия электропередачи Север-Юг, Мойнакская ГЭС). В целом нужен персональный и комплексный подход к каждому проекту. Это и будет реальное государственно-частное партнерство, которое должно стать главным девизом работы в новых условиях.

Третье.
К сожалению, по оценкам экспертов, полностью обеспечить новые крупные проекты, особенно высокотехнологичные, отечественными кадрами в ближайшее время не удастся. Поэтому предстоит решить принципиальный вопрос, связанный с миграционной политикой, – станет ли Казахстан привлекательным центром для талантов и умов, какими являются сегодня Канада, Гонконг, Сингапур.

Четвертое.
Казахстанский бизнес должен быть максимально вовлечен в реализацию программы развития 30 корпоративных лидеров и увидеть себя в ней. Ориентир на становление в качестве корпоративного лидера будет способствовать формированию мышления глобальной компании. Важно обеспечить равные условия конкуренции, а также прозрачные правила игры.

Пятое.
Глобальный рынок это не просто конкуренция, а конкуренция по всем правилам маркетинга. Сегодня государства конкурируют между собой за предоставление наиболее удобных и комфортных условий для ведения бизнеса. Кто создаст такие условия раньше, тот и выиграет. Для того чтобы Казахстан мог успешно конкурировать в этой жесткой борьбе, необходимо очень динамично принимать решения и действовать на опережение. В целом сегодня Казахстан имеет все условия для того, чтобы стать мощным региональным бизнес-центром. Бизнес уже создал определенные связи и проекты. Но для активной масштабной работы в этом направлении необходимо решить вопрос о поддержке со стороны фонда не только проектов, имеющих производственную кооперацию с казахстанской экономикой, но и других проектов, усиливающих нашу роль в регионе. По мнению ведущих международных консалтинговых компаний, проводимая в Казахстане экономическая политика, созданные институты развития и холдинги «Самрук» и «Казына», инициативы по формированию конкурентоспособных кластеров, нефтехимического комплекса, созданию Регионального финансового центра в г. Алматы, Стратегия территориального развития создали прочную идеологическую, организационную и правовую основу для предстоящего рывка вперед. Поэтому считаем, что только при активном участии всех сторон, бизнеса и государства возможна диверсификация экономики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.