Промышленность 2005: новый передел
Поддержать

Промышленность 2005: новый передел

Акжол Садешов


Как отметил глава государства 1 ноября по поводу усиления процессов по диверсификации экономики, «страна создает альтернативную экономику и не хочет зависеть от сырьевых ресурсов». Свидетельство этому он видит в том, что совокупный уставный капитал институтов развития сегодня равняется 140 млрд. тенге. При их поддержке реализуются 116 проектов на общую сумму более $2,5 млрд. «Благодаря тому, что мы сделали такой разворот, впервые в этом году инвестиции в сырьевые ресурсы выросли на 43%, а в обрабатывающую промышленность — на 78%», — подчеркнул глава государства. Президент также сообщил, что казахстанские компании затратили в этом году на импорт оборудования на 45% больше средств, чем в прошлом году. «В итоге сделан полный разворот от сырьевого сектора к обрабатывающей промышленности, машиностроению…», — сказал глава государства.
В начале прошлого года руководители Агентства по статистике, проводя пресс-конференцию по итогам социально-экономического развития 2004 года, отметили два главных достижения – рост экономики (объем ВВП наконец-то превысил уровень 1990 года) и положительную демографическую тенденцию. Насчет демографии утверждать не станем, но экономика в этом году точно не подведет. И все благодаря нашему главному сырьевому ресурсу — черному золоту.
Как известно, поступления от нефтянки являются основным источником формирования доходной части госбюджета РК. Главный финансовый документ страны создается на основе прогноза будущей стоимости нефти на мировых рынках, цена которой (марка Brent) на 2006-й прогнозируется 49 долларов США за баррель.
Столь прибыльная сфера национальной экономики всегда вызывала к ней огромный интерес со стороны инвесторов. Начало 2005 года охарактеризовалось продолжением судебных споров между СП «Тургай Петролеум» и его канадским и российским акционерами. Вдобавок к этому комиссия минэнерго выявила серьезные отклонения в деятельности PetroKazakhstan Kumkol Resources (PKKR). Судебные разбирательства между «Тургай Петролеум» и «Лукойл Оверсиз», с одной стороны, и PetroKazakhstan Inc. и PKKR, с другой, заканчивались в пользу СП и его российского акционера. В свою очередь, канадская компания категорически отвергала обвинения в свой адрес и неоднократно заявляла о предвзятом отношении к ней со стороны государства. Параллельно у официальных властей возникли претензии к деятельности нефтяной канадской компании в Казахстане. Как неоднократно было озвучено, поводом к этому было очередное сезонное повышением цен на ГСМ, несоблюдение правил конкуренции на рынке, сжигание газа в факелах и т.д.
Помимо этого правительство подозревало несколько крупных компаний в таких экономических преступлениях, как нарушение таможенного законодательства и т. д. В ходе этой череды конфликтов у некоторых аналитиков возникал вопрос – как это скажется на инвестиционной привлекательности страны?
Однако настроения инвесторов в этом году заметно не ухудшились и даже наоборот. Так, в августе PetroKazakhstan Inc. объявила о продаже своих активов, сразу после этого ее акции взлетели на 17%, а капитализация выросла до $2,8 млрд. В числе претендентов назывались Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC, индийская ONGC и российское ОАО «Лукойл». В итоге победителем в этой гонке стала CNPC International LTD, которой принадлежат нефтяные активы в Актюбинской и Мангистауской областях.
Правительство РК также вступило в борьбу за продаваемые активы и заявило о намерениях сохранить контроль над стратегическим объектом — нефтеперерабатывающим заводом. Непосредственно до совершения сделки в спешном порядке парламент, а затем президент одобрили поправки в законодательство, дающие правительству право на преимущественный выкуп нефтяных активов на вторичном рынке. В результате между национальной компанией «КазМунайГаз» и CNPC International был подписан Меморандум о взаимопонимании, что поставило точку в этой борьбе за «сделку года». Согласно ему КазМунайГаз получил в собственность пакет акций PetroKazakhstan, необходимый для сохранения стратегического контроля Казахстана за деятельностью недропользователя, а также право совместного управления входящим в состав PetroKazakhstan Шымкентским НПЗ и сбыта нефтепродуктов на паритетных условиях.
Вообще минувший год характеризуется усилением позиций государства в нефтяных активах страны. Так, помимо рассмотренной сделки похожая ситуация возникла весной при продаже компанией BG всей своей доли в Северокаспийском проекте. Перед возвращением в этот проект тоже были приняты похожие изменения в законодательство, и правительство вступило в переговоры с акционерами Кашагана. После совершения сделки с BG государство выкупило у нее половину доли в месторождении (8,33%). Кстати, приобретение CNPC International у канадских инвесторов еще одного нефтяного актива выглядит тем более успешным на фоне запуска в конце года магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу. Для нас же в некоторой степени это позволит снизить трубопроводную зависимость от нашего северного соседа. До сдачи казахстанско-китайского проекта единственными экспортными маршрутами для Казахстана были нефтепроводы Тенгиз — Новороссийск (КТК) и Атырау — Самара, проходящие через территорию России.
Помимо китайских активно действовали и российские инвесторы. После неудачи «Лукойла» на Тюб-Карагане россияне не разочаровались в нефтяных ресурсах Казахстана. Так, осенью «Лукойл Оверсиз» приобрела 65% акций и опцион на 1,3% акций Nelson Resources Ltd, которая участвует в четырех нефтедобывающих проектах в Казахстане. До этого события летом было подписано давно ожидаемое Соглашение о разделе продукции (СРП) по нефтяной структуре Курмангазы. Между компанией «КазМунайТениз» и «Роснефть-Казахстан» было подписано Соглашение о совместной деятельности по освоению углеводородных ресурсов структуры Курмангазы.
Также год Петуха был отмечен развитием популярной в последнее время идеи Инициативы по развитию прозрачности добывающих отраслей, которая нашла отражение в Меморандуме. Этот документ подписали депутаты мажилиса, 24 крупнейшие нефтегазовые компании и министр энергетики. Помимо этого правительством был разработан еще один меморандум о социальном партнерстве по обеспечению внутреннего рынка ГСМ.
Кстати, по поводу переработки углеводов глава государства еще в мае заявил о новых требованиях инвестиционной политики страны — теперь иностранные инвесторы, чтобы получить лицензию на добычу углеводородного сырья, должны не только добывать, но перерабатывать его. В итоге минувший год стал очень удачным для нефтехимической промышленности. Возросли объемы производства, оказана поддержка правительства субъектам рынка и т.д.
Основным стратегическим сырьем для отечественной нефтехимической промышленности экспертами был признан газ. По итогам 11 месяцев прошедшего года добыча газа составила 23,7 млрд. куб. м газа, или 129,7% к аналогичному периоду прошлого года. Основной прирост добычи газа по отношению к прошлому году обеспечен компаниями «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б. в.», ТОО «Тенгизшевройл», ОАО «СНПС-Актобемунайгаз» и ОАО «Толкыннефтегаз».
В металлургической промышленности начало года ознаменовалось пожаром, произошедшим в листопрокатном цехе единственного сталелитейного комбината Казахстана — Испат-Кармет (АО «Миттал Стил Темиртау»). Из-за этого простаивало основное производство, в феврале выпуск прокатной стали был снижен на треть. В первом полугодии рост объемов производства в Казахстане наблюдался во всех регионах, кроме Карагандинской области, где снижение производства составило 18,3%, чему в немалой степени способствовал «февральский пожар». При всей общей положительной динамике этот пример показывает сохраняющуюся структурную слабость промышленности. ЧП на одном крупном предприятии на длительный период изменило всю региональную промышленную динамику. Национальная экономика устроена таким образом, что менее двадцати крупных предприятий выпускают более 60% промышленной продукции.
Также в первом полугодии у корпорации «Казахмыс», монополиста в сфере производства меди в Казахстане, было зафиксировано снижение темпов выпуска рафинированной меди и медной катанки. Причиной тому служит то, что корпорация, исходя из стратегии недросбережения, то есть обеспечения компании надежной рудной базой, продолжает добывать руду разного качества.
Между тем в конце весны начал разгораться конфликт между крупнейшим казахстанским предприятием по выпуску железорудной продукции Соколовско-Сарбайским горно-обогатительным производственным объединением (ССГПО) и Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК). Так, в мае ММК обвинил ССГПО, своего основного поставщика руды (70% от общих потребностей), в ценовом сговоре с российскими поставщиками сырья для оказания давления на ММК. По его мнению, цель этого «нажима» — получение сверхприбыли за счет снижения цен поставщиков и растущей стоимости металлопродукции на мировом рынке.
В свою очередь, как сообщает газета «Панорама», Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА), объединяющая в Казахстане ряд крупных металлургических предприятий, в том числе ССГПО, заявила, что никакого ценового сговора не было, а казахстанская компания действовала самостоятельно. В числе причин остановки отгрузки для ММК, ставшей началом скандала, была названа отмена в России с 13 мая 5%-ной импортной пошлины на ввоз железорудного сырья. Это создало неравные условия для казахстанской стороны в сравнении с российскими производителями. ССГПО приняло решение увеличить стоимость отгружаемой на ММК продукции, однако Магнитка потребовала снижения рыночной цены как минимум на 40%. В итоге оба гиганта на некоторое время сократили объем производства. Дополнительно в конфликт вмешался другой отечественный гигант — сталелитейный комбинат «Миттал Стил Темиртау», пожелавший покупать продукцию ССГПО значительно дешевле прежней стоимости. По мнению руководства ЕПА, «Испат-Кармет» решил воспользоваться сложной ситуацией, возникшей из-за конфликта между ССГПО и ММК. ЕПА высказало предположение, что действия против ее предприятия были согласованы и скоординированы после недавней встречи собственников ММК и «Миттал Стил» в Лондоне. Однако в августе ситуация нормализовалась, и ССГПО начала отгрузку товарной руды в адрес Магнитогорского металлургического комбината.
Но вместе с тем этот период охарактеризовался подготовительными работами промышленных предприятий по выходу на западные рынки капитала. Объяснением тому служит увеличение производства и реализация инвестиционных проектов. Практически все гиганты отечественной промышленности в начале года заявили о своих планах по увеличению объемов выпускаемой продукции. В частности, Казахмыс намерен построить крупнейший в мире Актогай-Айдарлинский ГОК мощностью 50 млн. тонн руды в год. Предприятие будет производить медный концентрат, железные и алюминиевые промышленные продукты.
Медный монополист стал первым, кто осмелился выйти на международные рынки, причем весьма успешно. В начале октября на Лондонской фондовой бирже произошло IPO акций Казахмыса. Эмиссия Казахмыса стала второй по величине на бирже в этом году, а общая капитализация компании составила $5 млрд. За одну четвертую часть своих акций компания получила около $1,17 млрд.
Успешный опыт Казахмыса в сфере доступа к иностранным финансовым ресурсам решили перенять и другие казахстанские компании. Параллельно правительство объявило о продаже в 2005 году государственных пакетов акций ряда крупных промышленных предприятий, включая государственные доли в крупных золотодобывающих предприятиях.
Так, в апреле крупный отечественный производитель золота компания «Чаралтын» объявила о своих намерениях до конца консолидировать свои активы с Eurasia Gold Corp., а также осуществить на западном рынке IPO. По словам представителей компании, привлекаемые средства планируется направить на реализацию казахстанских проектов по увеличению добычи руды и производства золота. И уже в августе «Чаралтын» подписала договор о намерениях с канадской Eurasia Gold Corporation об обмене собственных акций на акции этой компании. Эта сделка позволит «Чаралтын» выйти на крупнейшую торговую площадку для горнорудных компаний — Торонтскую фондовую биржу, а также существенно увеличит ресурсную базу компании.
В мае Казатомпром привлек синдицированный заем в размере $150 млн. на предэкспортное финансирование. Привлеченные средства компания намерена направить на финансирование производства и экспорта природного уранового концентрата (U3O8), а также на поддержку разведки и разработки урановых рудников. В сентябре Казатомпром объявил о своих планах в 2006 году по выпуску дебютных евробондов ($166 млн.) в рамках реализации программы интенсивного развития, а также получения кредитного рейтинга.
В августе на Казахстанской фондовой бирже были реализованы оба лота, на которые был разделен 5%-ный государственный пакет Казцинка.
В этом же месяце Floodgate Holding B.V. выкупил последние 15% госпакета акций СП «Васильковское золото».
В сентябре угольный гигант «Богатырь Аксес Комир» объявил о планах занять $400 млн. на развитие разреза Богатырь.
24 ноября компания KEGOC подписала кредитные соглашения с БРК (6,97 млрд. тенге), ЕБРР и синдикатом зарубежных банков ($87,8 млн.) для проекта «Север – Юг». Данные средства будут направлены на реализацию второго и третьего этапов проекта.
В начале декабря стало известно о том, что компания KazakhGold, учредитель АО «Горно-металлургический концерн «Казахалтын», производящий золото в Акмолинской области, продала на Лондонской фондовой бирже 25% своих акций. В процессе размещения акций компания привлекла $196,5 млн. Тем самым она стала второй компанией Казахстана, разместившей акции в Лондоне.
В этом же месяце Филиппинская Pasar Holding Incorporated приобрела 22,65% госпакета Казцинка за 14,74 млрд. тенге. Филиппинские инвесторы приняли все условия коммерческого тендера. В частности, они взяли на себя обязательства построить в ВКО медеплавильный и электролизный заводы. Общая производительность — 70 тыс. тонн рафинированной меди в год.
В итоге минувший год оказался интересным в плане передела рынков, особенно нефтегазового и роста инвестиций в промышленное производство. 2005 год охарактеризовался крупными сделками в экономической истории Казахстана и дебютными выходами на зарубежные рынки капитала отечественных промышленных гигантов. Также сохранилась тенденция к переориентации экономики страны от сырьевой направленности. Впервые в Казахстане и СНГ был осуществлен подход к развитию экономики при помощи кластерного развития, с целью выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.