Чего ждет бизнес от политики
Поддержать

Чего ждет бизнес от политики

Подготовила Динара Шахар  


1. Нужна ли бизнесменам своя политическая партия для того, чтобы отстаивать их интересы в обществе?


2. По мере достижения определенного уровня экономической стабильности власти объявили курс на политическую модернизацию в Казахстане. В чем, на Ваш взгляд, должна заключаться эта модернизация?


3. Как Вы считаете, изменится ли бизнес-климат в Казахстане в течение нынешнего срока президентства Нурсултана Назарбаева и если изменится, то как именно. Чего ожидает бизнес от политиков в наступившем 2006 году?


Председатель совета директоров  АО «Казахстан коммерция» Жаугашты Набиев
1. Необязательно. Бизнесмены являются активной частью общества, им присущи различные политические позиции, интересы, пристрастия и вкусы. Однако их объединяет желание политической стабильности и, самое главное, чтобы у власти не было «своих» бизнесменов, а требования законов и нормативных актов были одинаковы для всех!


2. Модернизация политической системы, объявляемая как властью, так и оппозицией, по сути одинакова. Различают их отдельные акценты и последовательность, которые не считаю нужным перечислять. Одну норму, жизненно важную в борьбе с коррупцией, расшатывающей основу государственности, считаю необходимым немедленно внедрить на конституционном уровне. Без установления жесткого, действенного контроля со стороны народа – источника власти – никогда не победить многоголовую гидру, системную коррупцию. Данная норма должна быть введена как конституционная норма! Как известно, Конституция есть Общественный договор между народом и властью. Какой может быть договор без взаимных обязательств, ответственностей и санкций? Выполнение обязательств не может осуществляться без контроля одной стороны за действиями другой. Форму и содержание контрольного органа можно найти, было бы искреннее желание законодателей. В этой норме обязательный пункт должен быть: немедленная реакция власти на публичную критику в отношении госслужащих независимо от ранга и должности, выраженную в выступлениях, на страницах СМИ, по радио и телевидению с обязательным информированием общественности о расследовании и принятых мерах!
Даже такие идеи, как консолидирующие народы республики, национальное согласие и вхождение Казахстана в число 50 развитых государств мира, провозглашенные президентом, подвержены коррозии коррупции. Поэтому есть опасение, что национальная идея, являющаяся, на мой взгляд, основой стратегии развития страны и политической модернизации, которую еще необходимо выработать, не может родиться и существовать в коррумпированной среде.


3. Непременно изменится! Бизнес-сообщество в целом повзрослело и вполне созрело для того, чтобы потребовать к себе уважительное отношение. Власти должны понимать, что бизнес-сообщество рано или поздно заставит их считаться с его интересами, уравнивать в правах с иностранными инвесторами, даже дать предпочтение в отдельных вопросах, в особенности касающихся национальной безопасности и стратегии развития страны. Что касается 2006 года, то мы ждем реакцию власти, подтверждающую, что мы услышаны.


 


Президент компании «Resmi Group LTD» Кайрат Мажибаев
1. Я не считаю, что бизнесу необходима «своя партия». Это похоже на время от времени популярные тренды иметь «свой банк», «свой ресторан», участок земли или дом, где будут жить только «свои» и т.д. В моем понимании партии должны представлять оригинальные, отличные от идей других партий, общественные цели и стратегии их достижения, направленные на улучшение качества жизни и правил ее регулирования как для всего общества, так и для отдельных объединенных его членов. При этом их открытость, отсутствие четкого круга избранных являются залогом их же долгосрочности.
Сам бизнес в его полном составе (срезе), т.е. малый, средний, крупный, а также финансовый, промышленный, сельскохозяйственный, сфера бытовых услуг и т.д., совсем неоднороден и не должен быть единым по сути, по самой природе бизнеса. Ведь ему нужно быть как можно более конкурентным, кроме того, при таких программах-реформах как стратегия индустриально-инновационного развития имеется естественный конфликт интересов, например, «индустриальщиков» и «постиндустриальщиков».
В разные моменты разные представители бизнеса ДОЛЖНЫ иметь возможность выбора политической платформы. Именно это, по моему мнению, будет условием для профилактики различного рода догм и монополий на идею.
Кроме того, учитывая, что большая часть экономики РК находится в частной собственности, кого именно считать представителями бизнеса? Не рядовых сотрудников, а только владельцев и топ-менеджеров бизнеса? Неправильно, узко и очень хрупкая система получается…


2. Именно модернизация, но не радикальные перемены точно отражает потребность большей части общества в дальнейшем развитии системы его управления. Модернизация, на мой взгляд, должна заключаться в повышении возможностей общества оценивать и влиять на эффективность системы управления, например, местного. Транспарентность и постепенность — необходимые условия для достижения этого.


3. Затрудняюсь с определением понятия «бизнес-климат». Если речь идет об инвестиционном климате, то лучше всего ориентироваться на озвученные мнения ведущих мировых агентств и экономических изданий. Это будет профессионально.


 


Председатель совета директоров «First investment» Тамара Омарова
1. Давайте разделим понятие «бизнес» так, как у нас принято, на крупный (олигархический), средний и малый. Что касается крупного бизнеса — он имеет свои политические партии, которые реально борются за свое место на властном олимпе. Говоря же о малом и среднем бизнесе, я не вижу никакой необходимости в создании политической партии. Гораздо эффективней использовать существующие партии, многие из которых в своих программах предусматривают развитие малого и среднего бизнеса.


2. Политическая модернизация — красивый термин, очень звучный и очень модный, пришел к нам, как и многое сейчас, с Запада. Если смотреть в полном смысле в корень (учитывая моду), то совершенно очевидно, что политическая модернизация предусматривает приведение политической системы к современному состоянию общества. Ни для кого не секрет, что наше общество сильно изменилось, также пришли новые цели и задачи. Это означает, что политическая система должна соответствовать реалиям современности, надо делать изменения, что в принципе уже происходит. Изменилось выборное законодательство, ведутся разговоры об изменении соотношения представителей партий в парламенте и т.д.


3. Мне очень хочется верить, что все, что озвучено главой государства, будет сделано.



Президент Торгово-промышленной палаты РК Абылай Мырзахметов
1. И да и нет. Сегодня ни одна из существующих партий не выражает четко интересы бизнес-сообщества, но вместе с тем в ходе дальнейшего партийного строительства в Казахстане этот вопрос может быть решен.



2. Расширение роли выборных органов власти (парламенты, маслихаты), развитие местного самоуправления, выборность муниципальных властей (на уровне села, района, города), акимов областей через маслихаты, расширение роли неправительственных, общественных организаций в целом.



3. Да, бизнес-климат, в том числе инвестиционный, должен измениться, тем более в преддверии вступления страны в ВТО. В первую очередь необходимы снижение налогового бремени, борьба с коррупцией, сокращение административных барьеров.



Председатель Совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов
1. До недавнего времени в деловых кругах было очень осторожное, а порой и негативное отношение к созданию партии в бизнес-среде. И это объяснимо. Предприниматель должен быть уверен, что партия будет способна отстаивать и защищать его интересы, решать проблемы бизнеса в целом. Деловой человек поверит только в такую политическую силу. И до сих пор отношение к этому вопросу неоднозначное. Тут возникает вопрос: как будет эта партия создаваться?
Если по указке сверху, то предприниматель, простите, уже собаку съевший на этих указках, попросту не примет такой партии. Потом, что значит «отстаивать интересы бизнесмена в обществе»? Его интересы надо отстаивать в правовом, экономическом поле. Если это будет достигнуто, то снизятся объемы теневой экономики, станут более цивилизованными ее дикие формы, поднимется авторитет бизнеса.
Я сам бизнесмен, в отношении к бизнесу являюсь сторонником политики не кнута и пряника, а пряника и кнута. Освободите бизнесмена от бюрократического произвола, дайте ему реальную, а не виртуальную свободу, уничтожьте коррупцию, поселите в правовое поле, а потом уже используйте все административные, в том числе и карательные методы к тем, кто не хочет работать честно, а привык жить в «тени». Порядок надо наводить в налоговом законодательстве, в таможенно-тарифной политике, необходимо снимать процедурные преграды, формировать современную инфраструктуру бизнеса. Именно на этих вопросах сосредоточен Стратегический план действий на 2006-2008 годы, разработанный Форумом предпринимателей.


2. В расширении функций парламента, в более эффективном взаимодействии общественных организаций, в том числе и предпринимателей, и исполнительной власти в целом, в общественном мониторинге механизмов этого взаимодействия. Я имею в виду рожденную много лет назад модель диалога. Это диалог, который может услышать каждый гражданин. И дать оценку тому или иному факту или явлению. Как в политике, так и в экономике. Для предпринимателя понятие «модернизация» — это экономическая категория, и означает она одно – обновление. Точно так же он поверит в политическую модернизацию, если увидит перемены в рамках своей деятельности. Будет прозрачной власть, будет прозрачным и бизнес. Это и есть один из элементов демократии.


3. Прогнозы не сбываются, даже когда люди рассуждают о погоде, не говоря уже о бизнес-климате. В одном уверен: сегодня Казахстан интересен для ведения бизнеса, для реализации деловыми кругами своих амбиций. Думаю, не случайно глава нашего государства в прошлогоднем Послании народу Казахстана сделал акцент именно на поддержку инициатив и предложений со стороны предпринимателей. Замечу по этому поводу: в странах Евросоюза реализуется 60% всех предложений бизнес-структур. В США этот показатель еще выше – 80% инициатив бизнесменов там находят то или иное решение. Это касается внесения изменений в законодательную базу, всевозможные нормативные и подзаконные акты. До европейского уровня реализации бизнес-инициатив нам, конечно, еще далеко, но тем не менее министерства и ведомства приняли позитивные решения по более чем полутысяче наших предложений. За время своей работы Форум предпринимателей всегда был на острие именно этих проблем. Мы и впредь будем работать над тем, чтобы снять многочисленные препоны, порожденные многолетним бюрократическим произволом.
Вы думаете, этот произвол родился только сейчас или в советское время? Никак нет.
Недавно я с удивлением прочитал о том, что еще в позапрошлом веке каждому купцу требовалось уплатить исправнику 5 рублей серебром только за то, чтобы доказать, что… он уплатил налог («Семиреченские ведомости», июль 1898 г.). Чистый рэкет в нашем понимании. Вот так, как и мы, и жили наши предки…
Но довольно о прошлом.
Что мы ждем сегодня? Прежде всего последовательного выполнения правительством принятых на себя обязательств по поддержке малого и среднего бизнеса. Они достаточно четко были обозначены в ходе работы правительственных групп и представителей Форума в конце прошлого года. Мы хотели бы конкретной и деловой поддержки нашего Стратегического плана действий, направленного на вывод бизнеса из тени, и существенного изменения бизнес-климата в стране, что позволит повысить социальный статус бизнеса в обществе. А также ждем большей открытости исполнительной власти.
Что нас ждет в дальнейшем? Западные инвесторы в своих прогнозах на ближайшие годы пока не видят осложнений. Но тревожные нотки в оценках дальнейшей перспективы у них звучат. Эти перспективы будут зависеть от того, как сложится политическая конъюнктура в последующие годы. Словом, и нашему бизнесмену надо держать ухо востро. А с другой стороны, надо научиться быть хозяином в своей стране.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.