Слияния и поглощения
Поддержать

Слияния и поглощения

Акжол Садешов  


В минувшем году рынок слияний и поглощений (M&A) в Казахстане продолжил тенденцию предыдущих лет. Но на фоне ежегодного двукратного увеличения его объемов отечественным компаниям пока что приходится играть второстепенные роли.


Не секрет, что одним из самых распространенных способов развития предприятий являются слияния и поглощения. Сегодня к этому методу прибегает все большее количество компаний во всем мире. Казахстан также не остался в стороне от этих тенденций, правда, по количеству сделок и объему рынка он пока еще находится в зачаточном состоянии. Наша республика уже сейчас входит в тройку лидеров СНГ по этим показателям, но иностранные покупатели доминируют на нашем рынке. Как известно, рынок M&A является хорошим индикатором развития экономики и отражает основные тенденции, происходящие в ней. При этом превалирование какой-либо стратегии позволяет узнать, на каком этапе развития находится та или иная отрасль и даже экономика страны в целом.


Маленький, но гордый
В Казахстане оживление рынка слияний и поглощений начало происходить 3-4 года тому назад. В этот период наибольшую активность в приобретении казахстанских активов начали проявлять иностранные инвесторы. После прохождения первой волны приватизации большинство отечественных капиталистов подходило к приобретению предприятий и компаний без сформулированной стратегии или по принципу «бери что можешь». Многие активы были аккумулированы под зонтами холдингов в ожидании стратегического инвестора.
Согласно данным компании Ernst&Young, в 2004 году общая сумма сделок, направленных на приобретение казахстанских предприятий, составила 700 млн. долларов США. По предварительным оценкам компании «Сентрас секьюритиз» в прошлом году объем рынка слияний и поглощений превысил 1,1 млрд. долларов и в последующие 2-3 года его объемы могут возрасти до 2,5 млрд. долларов.
К основным стимулам развития рынка слияний и поглощений в Казахстане можно причислить несколько факторов. В первую очередь это, конечно, высокий рост экономики в СНГ, хороший инвестиционный климат, богатая сырьевая база, интерес к которой активно проявляют такие быстроразвивающиеся страны, как Китай и Индия.
По словам управляющего, директора АО «Сентрас секьюритиз» Ерлана Балгарина, «в настоящее время казахстанский рынок слияний и поглощений находится на начальном этапе своего развития, при этом многие сделки, осуществленные за последние три года, говорят о существенном потенциале для развития рынка M&A. Благодаря росту профессионального уровня менеджеров и улучшению акционерной культуры среди местных инвесторов качество продукции и предоставляемых услуг становится более привлекательным не только для потребителей, но и для потенциальных стратегических инвесторов. Добывающий сектор в лице нефтяных и горнодобывающих компаний всегда вызывал интерес в основном ввиду роста цен на нефть и золото за последние два года, такие компании стали предметом особого внимания со стороны западных, китайских и индийских инвесторов».


Что аппетитнее?
Как было отмечено в самом начале, рынок M&A является хорошим индикатором развития экономики и отражает основные тенденции, происходящие в ней. Отсюда и вытекает, что основной интерес в сфере слияний и поглощений проявляется в таких отраслях, как нефтегазовая, горнодобывающая, цементная, телекоммуникационная и финансовая. По мнению Ерлана Балгарина, «наибольшей популярностью для сделок M&A пользуются объекты из быстроразвивающихся секторов экономики, в которых присутствует большое количество игроков». Так, например, китайские и индийские инвесторы, а потом американские и российские инвесторы очень активны в приобретении нефтегазовых компаний и месторождений ввиду острой борьбы за мировые энергетические запасы. Сюда можно причислить наиболее громкие сделки прошлого года, останавливаться на каждой из них не будем, так как в позапрошлом номере мы подробно их осветили. В первую очередь это, конечно, покупка китайской компанией CNPC International ltd. 100% акций канадской PetroKazakhstan Inc. за 4,2 млрд. долларов. Также к крупным сделкам в этой сфере относится покупка российской Lukoil Overseas 100% акций канадской Nelson Resources Ltd.. Сумма сделки оценивается в 2 млрд. долларов.
Ввиду повышающейся стоимости нефти и соответствующего ослабления курса доллара США стоимость золота как альтернативного инструмента инвестирования остается на высоком уровне. Как общее следствие, золотодобывающие компании представляют большой интерес как для местных, так и для западных инвесторов. Так, крупнейший отечественный производитель золота компания «Чаралтын» консолидировала свои активы с Eurasia Gold Corp., обменяв 100% собственных акций на акции канадской компании. В августе Floodgate Holding B.V. выкупил последние 15% госпакета акций СП «Васильковское золото».
В этой связи можно отметить, что государство на рынке M&A, выступающее в роли субъекта в этих процессах, косвенно стимулирует совершение сделок по M&A. Во-первых, это связано с реализацией своих долей в компаниях. Во-вторых, АФН также косвенно стимулирует M&A, повышая требования к капитализации финансовых компаний, особенно из страхового сектора, капитализация которых должна существенно увеличиться к 2007 году. Сегодня страховые компании, не способные увеличить свой капитал, уже на стадии ликвидации или продажи инвесторам.
Среди отечественных банков, особенно второй десятки, постоянно усиливается конкуренция. Все более высокие позиции начинают занимать банки, имеющие доступ к международному рынку капитала посредством выпуска еврооблигаций, организации синдикатов. В общей тенденции роста экономики Казахстана, а также заинтересованности государства в разбавлении монополии трех крупнейших банков Казахстана банковский сектор стал более интересен для российских инвесторов. Примером тому может служить объявленная в конце 2005 года покупка Сбербанком России 100% акций Texakabank, который до этого купил московский «Метробанк». Это первая сделка после отмены ограничения на участие иностранного капитала в финансовых организациях. В свою очередь отечественные банки также проводят агрессивную экспансию на соседние рынки. В прошлом году БТА купил грузинский банк Silkroad, Волжско-Камский акционерный банк, армянский «Международный инвестиционный банк», АТФ Банк купил ЗАО ОКБ «Сибирь». По мнению председателя правления АО «АТФ Банк» Тимура Исатаева, «так как экономика страны развивается высокими темпами, а уровень реальных доходов населения постоянно растет, есть еще много сфер в Казахстане, которым необходима банковская поддержка. Наш банковский рынок достаточно сильно развит и многим иностранным банкам, особенно из Западной Европы или Северной Америки, интересно присутствовать здесь. Как уже многократно отмечалось, 34 банка для Казахстана – это слишком много. Первая тройка лидеров контролирует более 60% активов банковской системы. А первая шестерка держит около 90% всего рынка. Таким образом, на остальные 30 банков остается всего 10%. Поэтому я не исключаю достаточно крупных слияний и поглощений между казахстанскими банками в ближайшее время». В начале февраля текущего года стало известно, что АТФ Банк планирует приобрести контрольный пакет акций (не менее 50%) Валют-Транзит Банка. Уже проведены переговоры с его акционерами, и к началу марта намечено окончание комплексного исследования бизнеса банка.
По мнению управляющего директора АО «Сентрас секьюритиз», «для банков второй десятки существует два варианта – форсировать получение доступа к международным рынкам капитала или позволить иностранным инвесторам активнее участвовать в их капитале. Опыт 2005 года показал, что второй вариант наиболее востребован. В отношении небольших страховых компаний ввиду требований АФН по увеличению их капитализации второй вариант также может являться наиболее приемлемым. На рынке пенсионных услуг, учитывая последние сделки, чаще происходят слияния в силу пересмотра владельцами компаний своих стратегических акцентов по развитию бизнеса. Сюда можно причислить НПФ «Улар» и «Умит», НПФ «Курмет» и «Казахстан», НФП «ABN AMRO КаспийМунайГаз» и КНПФ «Филипп Моррис Казахстан»». Кстати, ABN AMRO продал Казкоммерцбанку 80,01% акций пенсионного фонда «ABN Amro КаспийМунайГаз».
Активы цементных компаний, производящих основное сырье для строительства, по словам Ерлана Балгарина, уже давно пользовались спросом. Благодаря росту объема строительства и высокой потребности в цементе и изделий из цемента цементные компании стали представлять интерес уже для стратегических инвесторов. Как пример, можно привести прошедшую сделку по приобретению АО «Восток-Цемент» международным стратегическим инвестором Heidelberg Cement Group.


Мотивация
Из международной практики можно выделить следующие наиболее распространенные цели и мотивы M&A: стратегическая экспансия, синергетический эффект, оптимизация налогообложения, удовлетворение потребностей менеджмента в части компенсаций. В Казахстане наиболее актуальными являются первые две цели при совершении сделок по M&A. В малом и среднем бизнесе больше развита стратегия диверсификации. По словам господина Балгарина, «на наш взгляд, чаще всего преследуется цель стратегической экспансии, когда казахстанские активы приобретаются стратегическими инвесторами. Исходя из анализа сделок за последние 2-3 года наиболее активными на нефтегазовом рынке являются китайские инвесторы, которые все чаще и чаще выходят с предложением приобрести ту или иную нефтяную компанию, нефтяных резервов которой хватит на срок не менее 15 лет. Данный факт говорит о долгосрочном характере намерений присутствия на рынке».
Синергетический эффект сделок довольно часто преследуется при слиянии компаний, работающих в одном секторе и имеющих общих акционеров или бенефициаров. Необходимо отметить, что при совершении таких сделок удается достичь усиления экономической эффективности компании и как следствие — повышения ее рыночной стоимости. Среди таких сделок можно отметить поглощение компанией Nelson Resources Ltd. компании Chapparal Resources Inc.и в последующем реализация стратегическому инвестору в лице Lukoil Overseas. На рынке пенсионных услуг можно отметить слияние НПФ «Улар» и «Умит», НПФ «Курмет» и «Казахстан», НФП «ABN AMRO КаспийМунайГаз» и КНПФ «Филипп Моррис Казахстан».
Рассматривая местную специфику этого рынка, можно отметить информационную закрытость местных компаний. Для владельца бизнеса, желающего продать свой актив, есть большой риск утечки информации. Поэтому такого рода сделки владельцы бизнеса пытаются осуществлять без помощи брокеров или финансовых консультантов, что часто бывает проблематично. Также к проблемам можно отнести неразвитый рынок акций, т.к. компании до сих пор остаются нетранспарентными и в части финансовой отчетности, принятия решений. Рынок акций помог бы также компаниям и потенциальным инвесторам определить рыночную стоимость компании. Существует также сильная аффилированность компаний с финансо-промышленными группами, что ведет к нежеланию изменять сложившую ситуацию, неразвитость эффективного корпоративного управления.
Как было отмечено выше, при анализе рынка исследователи используют разные методики оценки, в итоге цифры у разных компаний могут варьироваться. Но главной проблемой объективного анализа этой сферы является ее закрытость. Исследованию подвергаются только те сделки, которые были преданы официально публичной огласке. В основном это касается только крупных сделок, малый и средний бизнес практически не присутствует в ежегодных отчетах, например, Ernst&Young, соответственно реальные объемы рынка значительно превышают существующие оценки экспертов.
Говоря о прогнозах, можно отметить, что существенным фактором для развития рынка будет являться вступление Казахстана в ВТО. Компании, не подготовленные к ведению бизнеса в условиях жесткой конкуренции, будут вынуждены закрываться или быть поглощенными крупными иностранными компаниями.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.