Работники тыла
Поддержать

Работники тыла

Алия Султанова  


Рынок услуг нянь, гувернанток и домработниц в Казахстане как самостоятельный сегмент индустриального общества, можно сказать, находится сегодня в нежном возрасте. Он уже уверенно стоит на ногах, но пока не наработал большого опыта.


В Алматы не наберется и пяти агентств по подбору нянь гувернанток и домработниц, чьи имена и репутация хорошо известны на рынке услуг. «Добрый ангел», «Мэри Поппинс», «Platinum»… Многие агентства-новички пока не составляют им конкуренции. Но все они стремятся к удовлетворению все возрастающих потребностей в домашних помощниках.
В отличие от западных родителей, которые не считают, что няня должна заниматься развитием и образованием вверенного ей ребенка, наши отечественные папы и мамы, как правило, хотят няню с высшим педагогическим или медицинским образованием, готовую за невысокую плату отдать всю себя без остатка работе. «Невысокая плата» — это, как правило, 250 – 300 долларов США в месяц. Такова средняя заработная плата нянь казахстанских детей. Те, кто понимает сложности этого труда, – платят больше. Если в агентство приходит соискатель или соискательница с требованием получать зарплату не менее 500 долларов, то свою «необыкновенность» ей нужно будет доказать.
В тех странах, где услуги «вторых мам» имеют многолетнюю историю и прошли все этапы рыночного формирования, пришли к выводу, что учить детей должны в школе, а любить их должны родители, которым няня помогает решать бытовые проблемы.
Рекомендация бывшего работодателя на Западе – один из важнейших документов, играющих роль при принятии на работу. Что касается Казахстана, то здесь пакет документов содержит санитарную книжку, справку от психиатра и нарколога, справку из прокуратуры о несудимости, СИК, РНН, трудовую книжку, подтверждающую опыт работы, а также рекомендации. Городская прописка желательна. Чем больше документов, тем выше доверие.
Однако, по словам директора агентства «Мэри Поппинс» Галины Рябковой, «главный критерий отбора – человеческий фактор. Дети должны тянуться к няне. И наличие у нее образования или опыта работы здесь не имеют решающего значения». Кандидаты в няни и домработницы проходят собеседование и психологическое тестирование, после которого лишь 10 из 100 становятся потенциальными работниками и заносятся в банк данных.
Далеко не во всех агентствах по подбору домашнего персонала с соискателей берется плата за трудоустройство. Обычно за услуги платит наниматель, и сумма эта варьируется в пределах от 30% до 100% от размера месячной заработной платы принятой на работу няни, гувернантки или домработницы. Кстати, такой гуманностью вышеназванные агентства отличаются от рекрутинговых или кадровых «собратьев», которые увеличивают свой бюджет за счет выплат «агентских» как соискателями, так и работодателями.
Договор о сотрудничестве, как правило, заключается между агентством и работодателем. Дальше, уже по желанию, могут быть оформлены отношения работника и нанимателя. Работая в семьях, женщины не платят налоги и не делают отчисления в пенсионный фонд. Точнее, они могут это делать в индивидуальном порядке, по желанию, а не централизованно через свое агентство.
Следует добавить, что если работодатель или работник недовольны друг другом, то фирма в течение всего срока действия договора должна безвозмездно найти замену и той и другой стороне.
По словам директора компании по подбору персонала в семьи «Добрый ангел» Галины Демент, «наши женщины любят работать в семьях иностранных граждан, потому что они проявляют больше такта, терпения и уважения к тем, кто работает в их доме. Да и оплата у них несколько выше». Например, три года назад за разовую работу по дому наши сограждане платили 1000 тенге, иностранцы 3000 тенге. Сегодня, правда, разрыв этот сокращается, но все же имеет место.
Или, например, работая в «наших» семьях, няня может совмещать обязанности домработницы, при этом ее заработная плата возрастает всего на 50 долларов. Потому что «наш клиент», примерив на себя законы рыночной экономики, хочет «два в одном по цене одного».
А вот уезжая работать за границу, многие предпочитают не оставлять своего ребенка без любимой няни и берут ее с собой. Тогда зарплата Мэри Поппинс, живущей в этой семье на полном обеспечении, вырастает в среднем до пятисот долларов в месяц. Что, безусловно, экономически оправданно. Потому что профессиональную няню за рубежом, за которой стоит серьезное агентство, могут позволить себе только весьма обеспеченные люди, поскольку работник платит налоги и иногда профсоюзные взносы и требует, чтобы после всех этих выплат у него оставалась хорошая зарплата. Профессиональная няня — элемент престижа, образа жизни. Она будет только следить за ребенком и заниматься с ним. Убирать, стирать, готовить — это работа другого человека. Как правило, заграничные няни имеют «специализацию»: агентство сменяет сотрудников по мере взросления ребенка. Но даже если отбросить в сторону вопрос профессионализма, то нелегально работающие бэбиситтерами, например в США, наши соотечественницы и женщины из сопредельных государств получают от 300 до 500 долларов в неделю.
Семьи, которые приехали в Казахстан из стран дальнего зарубежья, при поиске кандидатуры чаще всего пользуются рекомендациями своих соотечественников или же тех, кому доверяют. Например, агентство «Добрый ангел» сотрудничает с агентством по недвижимости. Арендуя квартиру, гость южной столицы может рассчитывать на то, что ему подберут достойную кандидатуру для работы по дому. Такой тандем не может не вызывать уважения.
Кстати, говоря о сотрудничестве в таком конкурентном бизнесе, нужно отметить профессиональную солидарность. Речь идет о так называемом «черном списке», в который попадают соискательницы, утратившие доверие работодателя, и работодатели, которые проявили недобропорядочность по отношению к своему работнику. Представители агентств отрицают существование такого списка. Но можно предположить, что он все-таки негласно существует, потому что случаи не единичны.
По мнению экспертов, скоро «няня» и «домработница» станут самыми востребованными специальностями, и происходит это из-за заметного ужесточения требований к кандидатам и повышения качества их работы. Например, в одном из агентств бытует практика тестирования соискательниц на предмет мастерства ведения хозяйства. То есть на собеседовании кандидаты подробно рассказывают о том, как погладить, не испортив, ту или иную часть дорогостоящего гардероба, как готовить то или иное блюдо. В ближайших планах работников агентств — создание курсов по подготовке «бойцов домашнего фронта», где наряду с психологической подготовкой одним из «предметов» будет овладение навыками пользования новейшей аудио-, видеоаппаратурой и бытовой техникой.
Нужно заметить, что наиболее востребованы сегодня женщины 30 — 50 лет с хорошим знанием казахского языка. Владельцы агентств, говоря о перспективах этого бизнеса, отмечают, что уже сейчас спрос превышает предложение. Квалифицированных нянь, гувернанток и домработниц катастрофически не хватает. Тем более с каждым днем растет количество заявок из Астаны, Актау, Атырау и других городов с не менее платежеспособным населением.
Кроме того, как сказала Галина Дербент, крупномасштабное строительство элитных жилых комплексов открывает широкие горизонты. В планах – заключение договоров с жильцами этих новостроек.
Что касается появления конкурентов, то здесь возможно не столько увеличение количества агентств, сколько поглощение крупными более мелких. Владельцы агентств единодушны во мнении, что «суть конкуренции в опыте, умении работать с людьми и в возможности увидеть в них необходимые профессиональные качества. Потому что прибыль – не самоцель. Главное – имидж. Это бизнес, основанный на доверии».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.