среда, 03 июня 2020
,
USD/KZT: 402.37 EUR/KZT: 449.81 RUR/KZT: 5.86
Казахстанские школьники смогут получить грант без сдачи ЕНТ В России название посёлка переделали на "Путинвор" К концу года в мире может не хватить нефти Джорджа Флойда, жестоко убитого полицейскими, похоронят 9 июня 4,7 млрд тенге собираются получить с платных дорог В Казахстане изменили правила пересечения границы Боранбаев возглавил «Казгеологию» ЦОНы возобновили работу по всей стране Netflix, Nike, Adidas, Twitter поддержали протестующих против расизма На что надеется Роскосмос? Экс-аким Борового скончался после жестокого избиения Выздоровевший от коронавируса экс-вице-министр возглавил управление общественного здоровья Алматы Рабочие Тенгиза угрожают голодовкой США побили все рекорды ввоза золота Джордж Флойд умер от асфиксии 4,5 миллиарда тенге за велодорожки Фонд социального медицинского страхования за аренду здания заплатил около 130 млн. тенге Токаев пожелал выздоровления Пашиняну Увеличены выплаты за сдачу старого авто на утилизацию Нас ждёт жара 4 банка получили 20 миллиардов Неспокойная граница Брат министра решил уйти в отставку на фоне коррупционного скандала ОПЕК+ может состояться 4 июня Отец пропавшего студента пытался покончить самоубийством

Бой с тенью, или опошленная пошлина

Акжол Садешов

В своей программе на 2006-2008 годы правительство пообещало упростить процедуры оформления и улучшить таможенное администрирование. Насколько все эти меры будут успешно реализованы, покажет время. Но уже сегодня ясно, что существующую таможенно-тарифную политику необходимо менять, причем кардинально. И в первую очередь это касается высоких таможенных пошлин – первоисточников теневой экономики. Иначе ни о какой конкурентоспособности и речи быть не может. О том, каково отношение наших производителей к этому вопросу и что надо изменить в таможенно-тарифной политике, рассказывает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана София Айсагалиева.

- Как известно, во всем мире именно высокие таможенные пошлины на импортную продукцию являются одним из основных инструментов защиты внутреннего производства. Но, по мнению отечественных предпринимателей, занятых в производственном секторе, в Казахстане все получается как раз наоборот. В чем причина?
- Сегодня во многих случаях для импортеров стоимость официального ввоза продукции намного выше, чем стоимость «неформальных отношений» с работниками таможенных органов. Итогом подобного «общения» становится ввоз в страну большого объема контрабанды. Следовательно, надо снижать существующие таможенные пошлины для того, чтобы приравнять стоимость легального регулирования к нелегальному, которое ныне уже сложилось на таможне. По этой проблеме существует два мнения. Первое заключается в том, что теневые «ставки» уже выросли настолько, что, возможно, выгоднее было бы заполнить официально грузовую таможенную декларацию, нежели давать на лапу таможенникам. Второе мнение гласит - в любом случае неформально провезти всегда дешевле и, самое главное, проще. Последний довод основывается на том, что существующее таможенное администрирование требует предоставления многих документов, а это чревато бумажной волокитой, потерей времени и в конечном итоге денег. Вот и получается, что на практике импортеру легче и дешевле «заплатить» сотруднику таможни, нежели государству.

- Тогда почему регулирующие органы не изменяют существующие ставки?
- Ставки таможенных пошлин системно не пересматривались уже более пяти лет. В 2000 году это было сделано, но по другой причине. Тогда был подписан меморандум между МВФ, Национальным банком и правительством РК. Согласно этому документу кабинет министров взял на себя обязательство привести все специфические пошлины к адвалорным. Ставки изменялись только для этого. Под влиянием лоббирования интересов отдельных отраслей или групп компаний вносились точечные изменения в таможенные тарифы. Все это привело к тому, что сейчас они представляют собой некий сумбурный перечень ставок.

- А в чем заключается эта беспорядочность и что получилось на практике в результате перечисленных изменений?
- В результате у нас сложилась парадоксальная ситуация. Сегодня ставки пошлин по некоторым видам на готовую продукцию ниже, чем на сырье и комплектующие. Не стоит забывать, что вся отечественная обрабатывающая промышленность работает на импортном сырье и комплектующих. Если посмотреть на структуру затрат обрабатывающей промышленности, то около 82% составляют материальные затраты, связанные с приобретением сырья и комплектующих.
Что такое пошлина для отечественных товаропроизводителей? Это деньги, которые изъяли у них на границе до начала производства. Хотя они могли бы их пустить на оборотный капитал, обновление производства и т.д. Вот и получается, что производители становятся неконкурентоспособными. Наглядным примером может выступать та же мебельная промышленность. Хотя министерство индустрии и торговли и заявляет, что изменили ставки в пользу отечественных мебельщиков, но если посмотреть ТН ВЭД, то видно, что они остались прежними. В частности, на ту же фанеру или шпон они составляют 20%, а на готовую мебель - 15%. Есть ли смысл производить? Этим самым подрывается конкурентоспособность.
Вот уже на протяжении пяти лет в стране наблюдается экономический рост. За это время изменилась структура производства, и имеет смысл системно пересматривать таможенные ставки с участием отраслевых ассоциаций. Необходимо изменять пошлины в пользу наших производителей, тогда и появится у них конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

- Форум предпринимателей Казахстана выступает за передачу парламенту полномочий пересматривать таможенные пошлины. Если это все-таки произойдет, что изменится к лучшему?
- Сегодня эти вопросы регулируются правительством, и в частности постановлением № 1389 «О ставках таможенных пошлин». Но если проанализировать Конституцию и законы, то в принципе нигде не указывается - кто должен устанавливать ставки таможенных пошлин. Как оказалось, этой компетенцией правительство не обладает, но зато в статье №54 Конституции указано, что в полномочия парламента входит установление государственных налогов и сборов. Вот здесь возникает вопрос - является ли таможенная пошлина государственным налогом и сбором? Исходя из определения налога, таможенная пошлина обладает всеми его признаками (безвозмездный, безвозвратный, обязательный платеж в бюджет). Но здесь необходимо, чтобы юристы дали глубокую правовую оценку вопросу - кто должен устанавливать пошлины? Они должны определяться постановлением правительства либо необходимо разработать закон о таможенном тарифе, по которому они будут публично пересматриваться парламентом. В настоящее время предприниматели могут подавать в правительство свои заявки на изменение ставок. Но в этом случае необходимо заполнять сложные таблицы, которые требуют больших научных изысканий. К примеру, нужно изучать, как изменение ставок на ввоз конкретной продукции повлияет на развитие всей экономики. И это все должен исследовать предприниматель.
Сама процедура пересмотра ставок непрозрачна и для предпринимателя непонятна. В парламенте эти процессы протекали бы эффективней и проще, так как он прежде всего предоставляет публичность и объективность в отличие от правительства.
На первом этапе, возможно, целесообразно было бы законодательно определить процедуру пересмотра ставок таможенных пошлин, а сам тариф оставить в компетенции правительства, но с отсылочной нормой в этом законе. Поскольку тариф представляет собой порядка 11 тысяч позиций, которые надо рассматривать, а это большой объем работы. Но в дальнейшем надо постепенно приходить к закону о таможенном тарифе, ставки по которому принимались бы парламентом страны.

- Вы сказали, что необходимо передать парламенту функции установления ставок таможенных пошлин, так как правительство не комментирует свои действия. Но ведь нередко бывает так, что парламент принимает те законы, которые хочет продвинуть правительство.
- Парламент по своей сути предполагает публичность в принятии решений. Это дает предпринимателям возможность через депутатов участвовать в этих процессах. В любом случае если даже поправка не принимается, то, по крайней мере, становятся ясны причины отклонения. Ведется открытая работа, которая дает бизнесу определенные сигналы о том, как правительство и парламент видят ту или иную отрасль. Подчеркиваю - открытость и прозрачность, вот что прежде всего привлекает в парламенте.

- Проводились ли форумом исследования - сколько государство теряет из-за своей неправильной таможенно-тарифной политики?
- Здесь можно отталкиваться от данных сравнительного анализа таможенных систем разных стран. Так, если в целом задекларированный экспорт товаров из Китая в Казахстан, по данным КНР, составлял 2,2 млрд. долларов США, то, по данным нашего Комитета таможенного контроля, задекларированный импорт товаров из Поднебесной составил 758 млн. долларов. Вот и получается, что по экспорту из Китая в Казахстан в среднем теневой оборот составляет около 1,5 миллиарда долларов. Отсюда только НДС было недоплачено на 218 млн. долларов. Теневой оборот по китайскому импорту составляет порядка 60%, а эта страна сегодня является нашим главным импортером.

Оставить комментарий

Антресоли

Блиц-опрос Блиц-опрос
Редакция Exclusive
22.06.2007 - 15:04
Пристегните ремни Пристегните ремни
Редакция Exclusive
22.06.2007 - 14:58
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33