Тайный сговор
Поддержать

Тайный сговор

Елена Дудка


Новая программа правительства показала, что его старые претензии к банкам остаются в силе.


Около двух лет назад премьер-министр Ахметов уже говорил о необходимости реформирования самой, как принято считать, продвинутой отрасли экономики. Но поскольку премьер тогда так и не сформулировал внятно, в чем именно должны заключаться реформы и как их надо проводить, его атака на банки была последними успешно отбита. А главным, чем осталась памятна эта история, – было открытое несогласие тогдашнего вице-премьера Марченко с политикой патрона, его добровольная отставка с высокого государственного поста и переход на сторону корпоративного банковского сектора.
На время публичное противостояние правительства и банков утихло и стало явным вновь лишь после выборов президента и продления премьерских полномочий Даниала Ахметова. По сути, оно сводится к двум основным вопросам – демонополизации банковского рынка и сокращению объемов внешнего заимствования банками.



Охота на акул
«Иду на вы» со стороны власти началось с заявления президента на совместном заседании палат парламента 18 января: «Чтобы позволить неэнергетическому сектору экономики развиваться, необходимо разрушить скрытые монополии, существующие в металлургии, банковской сфере… и других отраслях… Что такое скрытый внутренний сговор, те, кого это касается, очень хорошо знают. Теперь и мы это знаем, и мы должны это разрушать ради того, чтобы банки снижали проценты по кредитам, в эту сферу пускать иностранные банки, создавать ниши для отечественных компаний».
«Между крупными банками есть скрытый сговор, — добавил глава государства несколькими днями спустя на первом заседании нового состава правительства, — не снижается ставка рефинансирования, и либерализация банковской системы фактически не происходит. …Мы говорили об этом, но теперь придется конкретно работать над этим вопросом». На следующий день на эту тему высказался уже премьер. «Государство, — сказал он, — должно преодолеть монополизм на рынке банковских услуг, так как концентрация большей части активов трех крупнейших банков страны позволяет сохранять высокую стоимость услуг при низком качестве (…). Эта сфера будет находиться в зоне особого внимания правительства, о чем ясно вчера выразился глава государства». Ахметов также заявил о необходимости «повысить прозрачность банковского сектора, аффилированность которого как с крупными производственными структурами, так и с участниками финансового рынка (…) ведет к неэффективности и рискам в финансовой системе. Это, безусловно, встретит серьезное сопротивление со стороны монополистов, работающих в банковском секторе. Я полагаю, что фамилии и имена вам известны».
Намерение правительства приложить усилия к демонополизации банковского рынка нашло свое документальное отражение в докладе премьера о программе правительства Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы. В этой программе правительство пообещало принять меры для дальнейшей либерализации и повышения конкуренции в финансовом секторе, «чтобы банковский бизнес был прозрачным, высокодиверсифицированным, активно внедрял новые технологии и методы обслуживания клиентов». Помимо уже снятых ограничений для деятельности иностранных банков предлагается разрешить деятельность их филиалов на территории Казахстана при соблюдении условий, призванных обеспечить их финансовую устойчивость. А для обеспечения еще большей прозрачности в банковском секторе будет усилен банковский надзор, в частности в том, что касается структуры собственников и отношений с аффилированными лицами.


Долговая яма
Помнится, в конце прошлого года тогдашний председатель АФН Болат Жамишев утверждал, что внешний долг банков составляет чуть более 40% в общем объеме их обязательств, что, по его мнению, было «вполне приемлемым, невысоким уровнем». И не угадал. На его место пришел бывший министр финансов Арман Дунаев, а Нурсултан Назарбаев, оценивая работу этого ведомства, заявил, что «Агентство финансового надзора работает неэффективно: пользуясь высоким рейтингом Казахстана, все банки занимают огромные средства. В конце концов они ложатся на валовой долг страны. Никто за этим не следит». Премьер, в свою очередь, говоря об этом, сообщил, что если в 2000 году заимствования банков второго уровня составляли $269 млн., то к концу 2005 года – почти $10 млрд., то есть возросли в 35 раз. «Думаю, — сказал он, — что за этим следуют факторы, связанные с ухудшением кредитного портфеля и другими рисками в финансовой сфере».
Председатель правления Национального банка Анвар Сайденов подчеркнул, что прирост внешнего долга Казахстана происходит на фоне снижения обязательств по государственному и гарантированному государством долгу только за счет займов банков и предприятий. Правда, благодаря высоким темпам роста ВВП и объемов экспорта отношение валового внешнего долга к этим показателям «несколько улучшилось».
Для борьбы с заемным злом правительство пообещало в своей программе на 2006 – 2008 гг. усовершенствовать инструменты косвенного регулирования внешнего заимствования банков. В частности, для контроля валютного риска будут снижаться лимиты открытой валютной позиции банков по каждой иностранной валюте, а для сокращения избыточной ликвидности будут вновь повышаться минимальные резервные требования.


Ответ «Чемберлену»
Публичной реакции банков за этими заявлениями не последовало. Только председатель правления Народного банка, непримиримый оппонент премьера Ахметова, Григорий Марченко на пресс-конференции сказал, что он думает о старом правительстве вместе с его новой программой. Банковский рынок, заявил он, является продвинутым только потому, что ни одно из предыдущих правительств никогда не занималось его реформами — «если бы они этим занимались, то банковский сектор был бы у нас такой же, как и вся остальная экономика». По словам Марченко, «практически ни одно из заявлений (правительства. – Ex.) не было подкреплено никакими цифрами, кроме одного – что рост внешних заимствований банков за последние годы вырос в 35 раз». При этом, на взгляд бывшего руководителя Нацбанка, сравнение с уровнем 2000 года «является абсолютно некорректным», поскольку в то время банки из стран СНГ практически не привлекали деньги на внешних рынках капитала из-за кризиса в Юго-Восточной Азии и дефолта в России. «Это то же самое, что сравнить нынешнее производство нефти с 1913 годом.
По поводу монополизации рынка Григорий Марченко тоже не согласен с исполнительной властью. «Любой, — сказал он, — кто работает на банковском рынке, прекрасно знает, что в силу целого ряда исторических обстоятельств и взаимных претензий три больших банка – Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный — друг с другом никогда ни о чем не договариваются. Поэтому никакого сговора между этими банками нет и быть не может в силу достаточно жесткой конкуренции».
Правительству г-н Марченко посоветовал заниматься другими вопросами экономики, в частности, связанными с ее диверсификацией или эффективной реализацией индустриально-инновационной программы. Впрочем, на это уже никто не обратил внимания.
В разгар кампании правительства против банков состоялось годовое собрание Ассоциации финансистов, на котором было бы логично ожидать, что финансисты обсудят складывающуюся ситуацию и выступят с единым ответным словом. Но этого не произошло. Председатель Ассоциации Серик Аханов лишь вскользь заметил, что диалог с правительством будет вестись и предстоят жесткие дискуссии.


И тем не менее
В начале февраля международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s в очередной раз повысило долгосрочные кредитные рейтинги трех крупнейших банков «ввиду усиления влияния фактора потенциальной поддержки на кредитоспособность этих банков». «Повышение рейтингов отражает наше мнение о том, что правительство Казахстана, скорее всего, предоставит оперативную поддержку системообразующим банкам страны в случае, если они окажутся в кризисной ситуации», — считает кредитный аналитик агентства Магар Куюмджян, слова которого были приведены в распространенном по этому поводу пресс-релизе. Правда, S&P подчеркнуло, что получение господдержки вероятно, но не гарантировано. Вероятность эта, по мнению аналитиков агентства, обоснована важнейшей ролью тройки в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании ее населения. При этом «немалое значение имеет и относительно благоприятный режим регулирования банковской деятельности». Не совсем понятно, относительно чего наш режим является благоприятным, но тем не менее.
Положительным моментом во взаимоотношениях правительства и финансового сектора (хотя к банкам второго уровня это и не имеет прямого отношения) можно назвать и совместное заявление правительства и Национального банка об основных направлениях экономической и социальной политики, а также утверждение прогноза экономических показателей на 2006 год. Оно было сделано 4 марта. Напомним, что в прошлом году вопреки уже установившейся традиции такое совместное заявление не было сделано, и об этом весь год говорили как о показателе взаимоотношений правительства и НБ РК. В нынешнем заявлении обращает на себя внимание обещание бороться с «перегревом» экономики, что, несомненно, будет включать в себя и ограничение внешнего заимствования.


Нашествия не будет
Демонополизация банковского рынка это, конечно, хорошо, но что конкретно она под собой подразумевает, пока никто так и не сказал. Единственное, что можно принять за меру по усилению конкурентной среды, — это снятие ограничений для прихода на наш рынок иностранных банков. Но надо сказать, что иностранные банки в Казахстан не очень-то и рвутся. Рынок по международным масштабам здесь довольно маленький и тесный. Если кто и заявляет о своих интересах здесь, то это российские финансовые институты. В первом квартале 2006 года ожидается завершение сделки по приобретению Сбербанком России казахстанского Texakabank. Внешторгбанк намерен купить банки в Казахстане, Молдавии и Азербайджане до конца года. А Сибакадембанк недавно открыл здесь свое представительство. Что, конечно же, никак не отразится на состоянии тех, кого казахстанское правительство считает банковскими монополистами. Как и два года назад, правительству явно не хватает конкретики в его апелляциях к финансистам.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.