Казахстанцы говорят по мобильникам пока в два раза меньше, чем россияне
Поддержать

Казахстанцы говорят по мобильникам пока в два раза меньше, чем россияне

Валентина Дудкова (Москва)   


Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, куда пришел российский оператор мобильной связи «Билайн», купив в августе 2004 года второго по величине сотового оператора «Кар-Тел». По итогам 2005 года этот оператор вышел в лидеры российского рынка и продолжает утверждаться на рынках стран СНГ. О планах компании на казахстанском рынке, его особенностях, а также о своей стратегии и тактике в регионе Центральной Азии и на европейской территории бывшего СССР рассказывает исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в СНГ, главный технический директор ОАО «ВымпелКом» Сергей Авдеев.


— Свою экспансию на постсоветском пространстве вы начали с Казахстана. Почему?
— У нас с самого начала были расставлены приоритеты. Казахстан для нас, как операторов сотовой связи, имел совершенно очевидный высший приоритет, связанный с тем, что страна находится на подъеме, имея здоровую экономику и стабильность. Мы активны на всем постсоветском пространстве, но процесс нашего проникновения на тот или иной рынок, по понятным причинам, носит случайный характер. То есть где-то мы договариваемся быстро, а где-то переговоры могут затягиваться. В Казахстане для нас сошлось все: попался хороший партнер, а старые владельцы готовы были продать бизнес.


— А вас не испугала в Казахстане его специфика: большая территория при малочисленности населения и соответственно низкой его плотности?
— Поскольку мы имеем за плечами опыт освоения Сибири, в том числе ее полярных областей, этот фактор не был для нас экзотикой. Хотя, конечно, низкая плотность населения имеет свои минусы. Однако есть и плюсы, в частности то, что население сконцентрировано в больших городах, а люди перемещаются вдоль дорог. Так что если есть надежное покрытие городов и окружающих территорий, а также надежное покрытие автомагистралей, то получается продукт, устраивающий всех. Наверное, не только мы, но и любая другая здравомыслящая компания никогда не примут решения покрывать связью 100% территории Казахстана так же, как и России. Но там, где это необходимо, покрытие можно сделать, к тому же и без больших проблем.


— Вы уже полтора года на казахстанском рынке, можно подвести некоторые итоги. Что вы намечали, и удалось ли вам осуществить задуманное?
— Не вдаваясь в цифры, могу сказать, что наши ожидания оправдались. По ряду параметров удалось даже превзойти расчеты, и в первую очередь это касается абонентской базы. Мы купили компанию, когда у нее было 600 тысяч абонентов, сейчас – их уже свыше 2,5 миллиона. Рост абонентской базы соответственно повлек за собой увеличение практически всех остальных параметров, в том числе и такого важного, как прибыль. Так что мы вполне довольны тем, как развивается наш бизнес в Казахстане.


— На казахстанском рынке вы предлагаете точно такие же продукты, что и в России, других странах СНГ?
— Наша философия такова — мы везде строим единую сеть «Билайн». Она должна быть оснащена единым набором продуктов и услуг по всей территории, которую мы покрываем сотовой связью, в том числе и льготным роумингом внутри этой зоны. То есть то, что мы делаем в России, тиражируется и за ее границами при расширении сети. При этом, хотя принципиальный набор услуг одинаковый, мы учитываем то, что в разных странах есть своя специфика использования сотовой связи. В Казахстане, например, относительно низкое использование такого рода связи. Средний абонент тратит на разговоры по мобильному телефону чуть более 50 минут в месяц, тогда как в России – порядка 110 минут. Естественно, этот фактор нами учитывается при формировании тарифной политики. Поскольку мы заинтересованы в том, чтобы наши пользователи говорили больше, то стараемся стимулировать их общение по телефону. Так, в марте мы ввели новый тариф: каждая вторая минута — бесплатно. То есть мы стараемся разговорить своих пользователей в Казахстане и сказать, что сотовая связь — это удобно, доступно и этим стоит пользоваться в больших объемах, чем сейчас. Но в целом потребности людей везде одинаковы.


— Как вы оцениваете конкурентную среду в Казахстане и как, исходя из этого, вы можете характеризовать свое поведение на рынке? Оно агрессивное?
— Казахстан и в этом плане довольно удачный пример для развития рынка вообще. В настоящее время в стране два оператора GSM, которые и являются доминирующими операторами на рынке, имея общую долю порядка 90 процентов. Мы начинали с 31 процента, а сейчас наша доля на рынке составляет порядка 40 процентов. Так что конкуренция идет, по сути, между двумя операторами. Это, на мой взгляд, нормальный путь рынка развития мобильной связи, когда на первом этапе существуют два конкурентных оператора, а после прохождения какой-то определенной отметки по проникновению сотовой связи появляется третий оператор. В Казахстане, похоже, как раз и реализуется такая модель. Так что сейчас после нашего прихода на рынок и более активного поведения ускорилось развитие рынка. Когда два игрока эквивалентны по силам, развитие всегда идет существенно быстрее. В противном случае, если бы один был существенно лучше другого, то поступательного развития рынка не происходило бы. В настоящее время «Билайн» по всем параметрам вышел на сравнимые характеристики с нашим конкурентом. Если полтора года тому назад, когда мы начинали, покрытие и качество связи были гораздо хуже, то сейчас, в принципе, мы достигли паритета по качеству связи.


— Вы пришли на рынок, регулируемый по другим законам, нежели в России. Какую вы можете дать характеристику государственному регулированию на казахстанском рынке? Вам здесь труднее или легче работать по сравнению с другими странами?
— Я бы сравнивал с Россией, потому что во многом мы близки по темпам экономического развития, по проведению реформ, по уровню жизни. Так вот, по сравнению с Россией в Казахстане более либеральное государственное регулирование. Здесь, к примеру, нет ограничений на использование частот, которые есть в России. Да и вообще в Казахстане более грамотно и радикально произведено выделение частот для сотовой связи. Кроме того, в вашей стране уже внедрена услуга «платит звонящий» и все уже к этому привыкли, в то время как в России еще только ведутся разговоры на эту тему. Кстати, и в других странах СНГ, где мы присутствуем, тоже пока нет этой цивилизованной нормы. Так что по ряду законодательных параметров Казахстан опережает Россию и другие страны СНГ.


— Второй страной СНГ, в которую вы пришли, стала Украина. Не могли бы вы сравнить казахстанский и украинский рынки?
— С точки зрения рынка эти две страны существенно отличаются друг от друга. В Украине очень жесткая конкуренция, работают четыре оператора GSM. То есть этот этап Казахстану еще только предстоит пережить, я имею в виду появление большего количества операторов. Украинский рынок по проникновению уже вышел на отметку 60%, то есть это развитый и высококонкурентный рынок, в то время как доля проникновения сотовой связи на казахстанском рынке составляет пока 40%. Нам было гораздо сложнее выйти на украинский рынок. Мы пришли сюда четвертыми, отсюда и задачи разные. Если в Казахстане у нас самые амбициозные цели, то в Украине, наверное, было бы смешно и глупо претендовать на первое место. Поэтому наша главная цель в Украине – просто прибыльный бизнес, аккуратное и цивилизованное поведение, которое позволит нам, к примеру, занять третье место среди четырех игроков.
Украина была нам очень нужна. Без этой страны сеть «Билайн» не так бы смотрелась. То есть нам были нужны ключевые республики: Украина, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия. Поэтому помимо бизнеса наша задача в Украине состояла в стремлении вписать Украину в зону «Билайна», сделав ее тем самым доступной для наших абонентов из России и Казахстана.
 
— Если вернуться к вашему появлению на рынке стран Центральной Азии, то вслед за Казахстаном последовали Таджикистан и Узбекистан с небольшим перерывом. Чем вам интересны эти рынки? Чем они отличаются от казахстанского? Вы не планируете прийти в Киргизию и Туркмению?

— Нам очень интересен этот регион, в котором сейчас идут постоянные миграции людей из страны в страну. Мы стремимся обеспечить эти постоянно перемещающиеся людские потоки одинаковой и доступной по деньгам связью. Мы также хотим установить очень привлекательные цены на услуги роуминга на всем этом пространстве. Это наши цели, отсюда и набор стран, где мы уже работаем и где хотим работать. Например, есть желание работать в Киргизии. В настоящее время мы изучаем обстановку, конъюнктуру рынка и не оставляем своих надежд прийти и на этот рынок. Что касается Туркмении, то нас несколько насторожило недавно сделанное руководством этой страны заявление о том, что они требуют от оператора установить оплату услуг мобильной связи на уровне $10 в год. Считаем, что такая цена не позволит операторам перспективно работать на этом рынке.
 
— В Таджикистане, судя по сообщениям, мобильная связь доступна немногим людям, да и то только в столице Душанбе, где ею пользуются порядка 280 тысяч человек. Это небогатая страна, что вас привело на этот рынок и как быстро вы намерены там закрепиться?
— Что касается деятельности в Таджикистане, то речь там пока идет о работе 5-6 базовых станций. То есть в этой стране мы практически с нуля начинаем строить сеть, и это совсем неплохо. Иногда бывает лучше построить дом с нуля, чем перестраивать старый, так что здесь мы и воспользуемся этим преимуществом. Во всяком случае до конца 2006 года мы намерены полностью развернуть свою работу в Таджикистане.
Страна в самом деле бедная, а отсюда и проникновение на рынок крайне низкое. В настоящее время, на наш взгляд, рынок там недоразвит. В Таджикистане до сих пор, к примеру, существует плата за подключение. Тем не менее считаем, что у таджикского рынка есть потенциал, там пока мало тарифных абонентов. Опять же мы не говорим об охвате всего населения, как в России, но мы говорим о существенном развитии мобильной связи и верим в то, что там будет создан нормальный рынок.
 
— На узбекский рынок вы пришли, купив две компании. Каковы ваши планы относительно развития этого рынка? Не могли бы вы сказать о других планах слияний и поглощений на интересующих вас рынках, в том числе и на тех, на которых вы уже присутствуете?
— В самом деле, в Узбекистане мы купили две компании «Бузтел» и «Юнител». Проникновение сотовой связи в этой стране составляет лишь 5%, что существенно ниже по сравнению с Россией, Украиной и Казахстаном. Считаем, что мы поступили правильно, сократив количество операторов на этом рынке до трех. При том уровне развития сотовой связи, который сейчас есть в Узбекистане, это разумное количество. Уменьшив количество операторов на узбекском рынке, мы, возможно, повысим тем самым его эффективность. На начальном этапе для бизнеса очень важно количество операторов на рынке. В настоящее время наша доля на рынке сотовой связи в Узбекистане составляет 31%. И можно сказать, что мы находимся пока в начале пути. Что же касается других слияний и поглощений, то некоторые из них уже произошли с нашим приходом на эти рынки, а о некоторых говорить пока преждевременно, поскольку идет напряженная работа.


— А куда вы пойдете дальше из Центральной Азии? Какова стратегия вашего развития?
— Мы бы хотели присутствовать во всех странах СНГ. Наше желание – построить единую сеть «Билайн» на этой территории. Говоря о стратегии, мы бы хотели также иметь лицензию на международную связь для того, чтобы обеспечить для своих абонентов, перемещающихся на всем пространстве СНГ, льготные тарифы. Подчеркиваю, что в данном случае главная цель – не дополнительный бизнес, а дополнительная услуга абонентам. Ведь, имея набор лицензий во всех странах, мы, действительно, можем сделать тарифы на роуминг такими же, как домашние тарифы благодаря использованию собственных каналов.
Мы говорим также и о том, что эта достаточно большая сеть, охватывающая несколько стран, будет у нас единой сетью с точки зрения роуминга с другими операторами. В этой связи мы будем предлагать тому же «Водофону» роуминг зоны «Билайн». То есть мы говорим о едином целом для наших партнеров по роумингу, скажем, с Европой, Америкой. Так что надеемся, пользователи будут выбирать нашу сеть, будучи гостями других стран, и в этом смысле речь идет о максимальной интеграции услуг и качества сервиса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.