Скоро на экранах
Поддержать

Скоро на экранах

Акжол Садешов


Активное возведение торговых центров, сопровождаемое строительством в них кинотеатров системы мультиплекс, в течение первых трех лет грозит обострением конкуренции между «новыми» и «старыми» кинотеатрами. Причем не в пользу последних.


Главной тенденцией рынка в настоящее время остается строительство новых многозальных кинотеатров (мультиплекс – от 4 и более залов) в торговых центрах. Только в Алматы к началу осеннего сезона планируется ввести 12 новых кинозалов.
Как отмечают сами участники рынка, с ростом строительства торговых центров и развитием в них мультиплексов конкуренция между старыми и новыми игроками будет усиливаться. Ее итогом станет значительный отток зрителей в новые мультиплексные кинотеатры. Однако легко уступать свои позиции лидеры рынка не намерены и уже сейчас готовят ответный ход.


Вспомнить все
К сожалению, в отличие от России, где ежегодно проводятся серьезные исследования кинотеатрального рынка, в Казахстане подобной практики до сих пор не было. Даже признанный лидер этого бизнеса, сеть кинотеатров «OTAU CINEMA», такими работами не занимался. Проводились лишь поверхностные маркетинговые исследования. Но уже этим летом компания намерена восполнить существующий информационный вакуум, занявшись серьезным исследованием и анализом национального рынка.
Но все же некоторые данные можно попытаться вывести. По утверждениям экспертов, отечественный рынок входит в тройку лидеров в СНГ, занимая третье место после России и Украины. Кстати, наш северный сосед в прошлом году уже преодолел планку в 1000 кинозалов, количество кинотеатров достигло 545. В Украине в конце третьего квартала 2005 года численность кинотеатров составляла 112, кинозалов — 168. По данным информационного портала www.kino.kz, в Казахстане насчитывается около 30 кинотеатров, большинство которых расположено в Алматы. Однако эта цифра, скорее всего, условна, так как на сайте представлены кинотеатры, которые публикуют на нем свою афишу. Но за ориентир можно взять именно эти данные, потому что на веб-портале опубликованы все крупные и средние кинотеатры Казахстана.
При относительно недавней истории становления национального кинотеатрального рынка он характеризуется хорошей динамикой роста и большим потенциалом развития. Эволюция становления отечественных кинотеатров делится на несколько периодов.
Первый этап прошел под знаменем приватизации старых советских кинотеатров Алматы и инвестирования в них средств (проведение ремонта, установка современного оборудования, организация проката и т.д.). Пионером отрасли является компания «OTAU CINEMA», которая в 1999 году начала развивать свою сеть с алматинского кинотеатра «Искра». В дальнейшем на рынке появился еще один крупный игрок – киноцентр «Арман». По истечении трех лет после открытия первого модернизированного кинотеатра посещаемость кинозалов по всему Казахстану достигла 500 тысяч человек. Это стало возможным благодаря общему экономическому росту, увеличению доходов населения и, в частности, обновлению старых кинотеатров с учетом современных требований, например, нового объемного звучания (формат Dolby Digital). Дополнительным фактором стало перенасыщение рынка домашним видео. У зрителей возник спрос на более объемные ощущения, подогреваемый интересом к мировым премьерам, от которых отечественные кинотеатры старались не отставать. Чуть позже с возведением в южной столице торговых центров «Рамстор» и «Променад» в них открылись однозальные кинотеатры.
Второй этап характеризовался развитием кинотеатров в столице и регионах, в котором принимали участие алматинские сети кинотеатров. Создание новых залов происходило также путем приватизации старых зданий советской эпохи. Кстати, кинотеатр «Костанай» в одноименном городе на сегодняшний день является самым большим в Казахстане. Кинозал рассчитан на 862 места.
Третий этап отличался открытием уже двухзальных кинотеатров в таких городах, как Атырау, Актау, Уральск, Павлодар. Ну и последняя тенденция — это строительство многозальных кинотеатров в торговых центрах. Первооткрывателем мультиплексов в Казахстане является кинотеатр «Silk Way City» (4 зала) в одноименном торговом центре.


До 16 и старше
Как известно, основная масса посетителей кинозалов – это молодежь, а также взрослые люди до 35-40 лет. Самая главная категория посетителей — школьники и студенты. По словам директора кинопрограмм киноцентра «Арман» Бауржана Шукенова, «отечественная аудитория кинотеатров, в принципе, ничем не отличается от кинозрителей других стран — это молодежь. Потому что большая часть фильмов создается в расчете именно на эту категорию зрителей. Основное количество современных кинокартин — это массовый молодежный продукт, который молодые люди с удовольствием потребляют».
Как отмечают участники рынка, сегодня очень мало выпускается качественных картин, на которые могла бы прийти вся семья. Но если они поступают в прокат, то проходят очень хорошо. Довольно сложно обстоят дела с кинокартинами для взрослых людей. Очень тяжело человека старше 45 лет стимулировать на поход в кинотеатр. Дабы это произошло, необходимо чтобы фильм представлял для него интерес. Определенных успехов в этом деле достигли показы кинокартин «Код да Винчи», «9-я рота», «Олигарх», «Кочевник». К примеру, на «9-ю роту» пришло очень много ровесников происходящих в фильме событий. Отдельный вопрос стоит с арт-хаусным кино. Главной целевой аудиторией подобных фильмов являются люди от 35 лет и выше, которых привлекает подобный жанр. Тот факт, что ученики младших классов стали часто ходить в кинотеатры, расценивается участниками рынка как положительный. Причина – формируется поколение, которое с детства воспитывает в себе вкус к посещению кинозалов, и в дальнейшем они станут главными клиентами кинотеатров. По словам ведущего менеджера по кинопрокату и рекламе кинотеатра «Silk Way City» Муслима Чингужинова, «в выходные дни наш мультиплексный кинотеатр посещают 4 тысячи человек. Из них около 85% – это школьники и студенты». Уже сегодня в период праздников и каникул посещаемость казахстанских кинотеатров возрастает на 40%-70%. Дополнительно в это время происходит понижение цен на детские билеты.
Важным критерием выбора кинотеатров является их удобное месторасположение и ценовой фактор. К примеру, в таких спальных районах, как микрорайоны и «Орбита», цены на билеты в кинотеатры «Сары-Арка» и «Байконыр» снижены в среднем на 100 тенге. Администрация сети «OTAU CINEMA» специально установила такую ценовую политику в расчете на привлечение большого количества зрителей с относительно невысоким доходом. На поток зрителей в этом районе влияет и отсутствие других альтернатив. Однако скоро ситуация здесь изменится, так как до конца лета планируется введение нового мультиплексного кинотеатра (4 зала) в торговом центре в районе нового автовокзала.
Кинотеатр «Целинный», который по итогам соцопроса, проведенного сетью «OTAU CINEMA», является самым популярным (50% голосов), наоборот отличается своими высокими ценами. Так как он рассчитан на молодых представителей среднего и выше класса, которые постоянно развлекаются в центральном районе города. Справедливости ради можно отметить, что стоимость билетов в сети «OTAU CINEMA» является самой высокой в Казахстане.
Поскольку в вечернее время цены слишком высоки, администрации различных кинотеатров снижают стоимость утренних и дневных сеансов. Разница в цене между утренним и вечерним сеансом может достигать 50%. Также существуют четыре ценовые категории билетов (по возрастанию): детские, студенческие (пенсионные), взрослые и VIP (с отдельными удобными местами в зале). Рост цен во всех кинотеатрах составляет во время премьер фильмов до 30%. Затем происходит постепенное снижение. Если это сеть кинотеатров, то копию после двух недель «первого экрана» отправляют на «второй экран» в дочерний кинотеатр более низкой ценовой категории. Вообще основное кино в одно- и двухзальных кинотеатрах «живет» две недели.
По утверждению Бауржана Шукенова, «это происходит не из-за снижения зрительского интереса. Объяснением тому служит очень высокий поток фильмов. В Казахстане практически каждую неделю идут премьеры кинокартин. В этом плане сетевым игрокам легче существовать на рынке. Так как дистрибьюторам фильмов выгоднее работать с сетью кинотеатров, которой управляет одна управляющая компания, нежели с одиночками. Причина – прокат копий происходит во всех кинотеатрах сети, охватывая наибольшее количество посетителей, благодаря различной ценовой ориентации кинотеатров и залов. В итоге картина «отрабатывает» себя по максиму».
В этой связи он отмечает явное преимущество мультиплексов перед другими кинотеатрами, так как в них вопрос второго и последующего экранов решается путем максимального проката во всех кинозалах с постепенным снижением первоначальной цены. В ином случае приходится отрабатывать Алматы и затем отправлять копии в регионы. Хотя в мультиплексах другие залы могли бы еще около месяца показывать одну кинокартину. С развитием мультиплексов эта проблема снимется — с меньшим количеством копий можно будет большее количество времени работать.
Соглашается с этим мнением и Муслим Чингужинов, который утверждает, что «обычно стандартный показ фильма длится около двух недель. В течение этого времени демонстрируется премьерная кинокартина. Правда, бывают и исключения ввиду сильного спроса, как на фильм «Дневной дозор», который мы показывали в течение двух месяцев. Здесь все зависит от качества картины и спроса на нее. Благодаря тому, что наш кинотеатр системы мультиплекс, у нас сегодня на рынке существуют сильные конкурентные преимущества. Связано это с тем, что одно- и двухзальные кинотеатры не могут позволить себе обширный репертуар фильмов. В мультиплексах эта задача вполне решаема».
Удобным временем для ежегодного повышения цен является осень, так как усиливаются миграционные потоки в города. При этом цены, которые и так выросли за последний год, как утверждают участники рынка, в будущем будут еще повышаться. Связано это с инфляционными процессами, ростом цен на электроэнергию и т.д. Вследствие этого кинотеатры стали продавать именные пластиковые карточки для многократного посещения кинозалов. Срок их действия — один год.


Кооперация
Благодаря отлаженной работе по поставке новых кинокартин на казахстанский рынок отечественный зритель смотрит мировые премьеры с опозданием в неделю. При этом в Казахстане показ стартует одновременно с российским и украинским. Основные игроки рынка сотрудничают с одним кругом дистрибьюторов, поэтому копии картин во все сети приходят практически одновременно. Так что основная конкурентная борьба среди кинотеатров происходит в плане сервиса. На весь Казахстан приходит примерно 12 копий одного фильма. Для примера, Россия потребляет в районе 400 копий, а Украина – 40 копий. Около 50% от совокупного сбора за фильм кинотеатры отдают в качестве прокатной платы.
Рассматривая каналы продвижения фильмов, можно отметить, что в настоящее время главным из них является реклама на телевидении. Затраты на нее от общего сбора за прокат фильма составляют 10-15%.
Конкуренция
По прогнозам участников рынка к 2010 году посещаемость кинотеатров может достигнуть показателей советского периода. Правда, какие-либо цифры называть по этому поводу они отказываются. Главным игроком на рынке, по мнению Бауржана Шукенова, «будет именно мультиплексный кинотеатр. Казахстан в этом плане последует мировой тенденции доминирования мультиплексов. Современному человеку катастрофически не хватает времени. Многозальные же кинотеатры каждые 15-20 минут позволяют человеку отправляться на новый сеанс. Еще одним плюсом этой категории кинотеатров является их удобное месторасположение – торговые центры. Поход в них уже перестал быть лишь поводом купить необходимые товары. Сегодня это еще и способ развлечения и досуга. Придя в торговый центр, все члены семьи могут удовлетворить свои различные желания, в том числе и в кинотеатр сходить, фильмы в котором начинаются каждые 15 минут. В результате сопоставления этих факторов можно предположить, что основной поток зрителей будет концентрироваться именно в мультиплексах. Соответственно отток будет происходить из однозальных кинотеатров».
С мнением директора кинопрограмм киноцентра «Арман» можно согласиться. Особенно если посмотреть на деятельность первого мультиплекса в Казахстане. По словам Муслима Чингужинова, «как только в 2004 году открылся наш кинотеатр, он сразу завоевал популярность у зрителей. Почему? Во-первых, из-за высокой пропускной способности кинотеатра. В наших кинозалах сеансы идут с 10 часов утра до 2 часов ночи. Промежуток между фильмами составляет 20-25 минут, в результате люди экономят время. Более того, сюда нужно добавить удобное месторасположение – гипермаркет. Помимо просмотра фильма посетитель может произвести покупки, решить свои бытовые вопросы, поесть и т.д. Во-вторых, это разнообразный репертуар фильмов. У нас одновременно до 12 картин в залах может показываться. Такого выбора до нас ни один кинотеатр в Казахстане не предоставлял. Мы оказались первым мультиплексом в истории развития кинорынка в Казахстане, который на себе проверил эффективность системы мультиплексов».
Хотя не все участники рынка разделяют подобное мнение. Главный менеджер по прокату сети кинотеатров «OTAU CINEMA» Роман Коротаев считает, «чтобы конкуренция на рынке обострилась, необходимо строительство достаточно больших мультиплексов как по количеству залов, так и по общему числу посадочных мест». На самом деле, если, к примеру, сравнить мультиплекс кинотеатра «Silk Way City» с его 4 залами с общей вместительностью 340 мест и кинотеатр «Целинный» с его двумя залами с общей вместительностью в 650 мест, можно отметить, что до «обострения» ситуации необходимы мультиплексы нового поколения. А сегодня даже в сознании людей нет различий между отечественными сетями кинотеатров.
Внести на рынок конкуренцию к осени попытается торговый центр «MEGA ALMA-ATA» (Розыбакиева – Аль-Фараби). Проект строительства сети торгово-развлекательных комплексов развивает компания Mega Center Development, входящая в группу компаний Astana Group. Помимо Алматы подобные центры планируется открыть еще в Астане и Шымкенте. Согласно концепции проекта в торговом центре расположатся: обширная торговая зона с ведущими международными брендами, гипермаркет, обширный фуд-корт, сфера услуг.
По словам директора департамента маркетинга и рекламы ТОО «Mega Center Alma-Ata» Сино Ализода, «площадь «Mega Alma-Ata» составит 80 тысяч квадратных метров. В нем разместятся 20 кафе и ресторанов, 120 бутиков, скалодром, боулинг, бильярд, каток и 8-зальный кинотеатр-мультиплекс. Кстати, развивать мультиплекс будут россияне — компания «Сан Синема Менеджмент». Общее число посадочных мест составит 1517. Репертуар будет состоять из 14 фильмов, промежуток между сеансами составит 10-15 минут».
Тот факт, что на наш рынок стали выходить российские сети кинотеатров, говорит о большом потенциале кинотеатрального бизнеса. Кстати, отечественные сети уже успели капитализироваться и даже стали происходить сделки по слиянию и поглощению. Так, в июне прошлого года сеть кинотеатров «OTAU CINEMA» сменила собственников. Более того, эта сеть пыталась даже выйти на соседние рынки, в частности, речь идет о Таджикистане. Однако в настоящее время этот проект пока временно заморожен.
По неофициальной информации, в торговом центре, расположенном в районе нового автовокзала, к концу лета планируется ввести 4-зальный мультиплекс, который будет развивать еще одна российская компания.
Также российский консорциум «Альфа-Групп» планирует создание собственной общероссийской сети кинотеатров на основе сети «Кронверк Синема». Помимо России сеть «Кронверк Синема» будет развиваться на рынках стран СНГ. Возможно, и в Казахстане. Напомним, что в начале этого года сеть «Кронверк Синема» была выкуплена инвестиционным подразделением консорциума «Альфа-Групп» — компанией «А1». Сеть «Кронверк Синема» по итогам 2005 года входит в пятерку крупнейших сетей кинотеатров России.
В свою очередь существующие игроки рынка намерены также активно развивать мультиплексы. В частности, сейчас рассматривается вариант по расширению киноцентра «Арман» путем пристройки дополнительных 2-3 кинозалов. В свою очередь Роман Коротаев отметил, что сеть кинотеатров «OTAU CINEMA» в ближайшее время будет расширяться, в том числе посредством развития мультплексов. Но основной упор игроки рынка намерены сделать именно на обслуживание клиентов. Чем закончится «диалог» старого и нового поколения мы сможем увидеть уже в ближайшем будущем.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.