А воз и ныне там
Поддержать

А воз и ныне там

Софья Балакина


Решение о переносе заведений игорного бизнеса за пределы столиц — экономически провальное, считает Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии.


По замыслу разработчиков, закон должен вступить в силу 1 января 2007 года. Эта дата, предсказывают экономисты, станет точкой обратного отсчета жизни легального казино. Проект документа «Об игорном бизнесе» создан рабочей группой под руководством бывшего министра финансов Казахстана Армана Дунаева. Идея создать нормативный акт, упорядочивающий деятельность казино и игровых залов, принадлежит Нурсултану Назарбаеву. С поручением президента связана и инициатива премьер-министра Даниала Ахметова, заявившего о необходимости локализации игровых заведений за пределами городов республиканского значения. Речь идет о близлежащих к столицам городах – Щучинск и Капчагай. Пока парламентарии в Астане рассматривают законопроект, налоговики южной столицы подсчитывают убытки городского бюджета.
В общей сложности за один игровой стол в казино уплачивается 564,4 тыс. тенге в месяц, за один игровой автомат – 19,9 тыс. тенге в месяц. Эта сумма прибавляется к остальным налогам в зависимости от наличия объектов налогообложения: индивидуальный подоходный и социальный налог за наемных работников, налог на имущество и землю, налог на транспорт.
Налоговики констатируют: в первом квартале 2006 года в бюджет Алматы поступило ФСН (фиксированного суммарного налога) и акциза в сумме 475,6 млн.тенге от казино и 285,7 млн.тенге от игровых автоматов. Годовые поступления от игорных заведений за 2005 г. составили свыше 2 млрд.тенге. Инкербаев Жайдар, начальник управления налогового администрирования: «Это порядка 0,6% консолидированного бюджета южной столицы. Небольшие цифры по масштабам г. Алматы. Вместе с тем эта сумма ощутима для бюджета Капчагая. Перевод всех игорных заведений мог бы реанимировать инвестиционный климат этого города, создать дополнительные рабочие места, а также способствовать развитию сопутствующей инфраструктуры».
Оптимизм алматинских налоговиков не разделяет Петр Своик. Игорный бизнес, говорит председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, требует несравнимо больших затрат. Двух миллиардов тенге не хватит даже на строительство картонного фасада казахстанского Лас-Вегаса. Не говоря уже о развитии действующей инфраструктуры и постоянной поддержки высокого уровня сервисных услуг.
По словам П. Своика, инвестиции с налоговых двух миллиардов не стоит учитывать. Местные власти Капчагая на игорном бизнесе могут заработать лишь с помощью выдачи земельных участков и распоряжения преференциями. Но и этот процесс, скорее всего, будет чисто формальным. «Осуществить идею переноса казино и игровых автоматов в ближайшее время в г. Капчагай и г. Щучинск невозможно. Насильственное выдворение из столиц представителей игорного бизнеса загонит их деятельность еще больше в тень, считает экономист. В Капчагае владельцы игорного бизнеса построят мишуру, декорации, фанерный фасад своего реального бизнеса. И за этим фасадом что-то будет происходить для отчетности. А на самом деле бизнес останется в Алматы».
Сегодня Алматы является самым крупным донором республиканского бюджета. Больше 70% всех реальных сборов южная столица отчисляет в Астану. Поэтому вряд ли бюджет Алматы почувствует отсутствие налоговых сборов с представителей игорного бизнеса. Астана, учитывая изменения, просто уменьшит сумму отчислений южной столицы в республиканский бюджет.
Может ли существовать игорный бизнес в Казахстане? Да, безусловно, уверены экономисты. Более того, есть перспективы многократного увеличения его масштабов. Только чистые доходы нефтяников, учитывая все налоговые отчисления, составляют как минимум миллиард долларов в год. Конечно, этот капитал используется на рынке не торгуемого сектора прежде всего в строительстве. Но, даже учитывая покупки недвижимости — квартир, земельных участков и так далее, в карманах и на счетах местных бизнесменов оседают огромные суммы денег. У небольшой прослойки населения Казахстана есть возможность тратиться на развлечения. И в этом свете игорный бизнес имеет место быть.
О клиентуре казино можно вести отдельный разговор. О некоторых подробностях рассказывает журналу «Эксклюзив» президент ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко. «Наука делит посетителей игорных заведений на три типа, — говорит он. – Первый — счастливчик, человек, внезапно ставший владельцем крупной суммы. Он идет в казино, чтобы получить адреналин, испытав судьбу еще раз. Лишившись у рулетки наличных, счастливчик не расстроится. Он не успел узнать цену деньгам. Второй тип – действительно богатый человек со стабильным доходом. Для него казино — такое же средство развлечения, как бильярд, боулинг или аквапарк. Такие люди идут в игорные заведения с определенным количеством средств. Проиграв их, они покидают игорный стол, не попадая в бездну зависимости. Состоятельные люди в большинстве своем воспринимают казино как элемент имиджа, показатель определенного уровня жизни. Но если для них эмоции, испытанные при риске, измеряются конкретными суммами, то для третьего типажа людей, страдающих зависимостью, процесс игры становится определяющим в жизни. Ради возможности дернуть за рычаг автомата или сесть за стол с рулеткой или покером представители третьего типажа готовы отдать последнее. Вот этих людей и лечат психологи».
Видимо, именно представителей третьего типажа переезд казино точно не остановит. Впрочем, время покажет. Прогнозы экспертов весьма неутешительны. Клиентуру игорный бизнес при переезде из столиц потеряет частично в любом случае. Пострадает финансово – однозначно. Исходя из элементарных математических расчетов, можно сделать вывод о том, что вложение средств в строительство современной городской инфраструктуры на северном побережье Капчагая окупится очень не скоро. Бизнесмены, которые пойдут на это, возьмут на себя неоправданный риск. Чтобы поднять инфраструктуру неприспособленного к сфере развлечений города, потребуются средства, в несколько тысяч раз превышающие первые отдачи. Соответствующие размаху казино гостиницы и рестораны не смогут ужиться с унылым пейзажем. Придется реконструировать дороги, налаживать освещение, обустраивать быт обслуживающего персонала. Учитывая вышесказанное, Петр Своик делает вывод — предложения разработчиков нового законопроекта «Об игорном бизнесе» не отвечают реалиям сегодняшнего дня и не учитывают последствия принятия нормативного акта. Остается предположить, что исполнение закона будет отложено. При невозможности отмены закона отсрочка для проработки механизмов дополнительной теневизации игорного бизнеса будет весьма кстати. По случаю вспоминается выражение Николая Карамзина: «Жесткость законов государства Российского компенсируется необязательностью их исполнения».


В настоящее время в Алматы зарегистрировано 36 игорных заведений (казино) и 154 налогоплательщика, занимающихся организацией работы игровых автоматов с денежным выигрышем. Согласно действующему налоговому законодательству игорные заведения облагаются по фиксированным ставкам от количества объектов налогообложения – игровых столов и игровых автоматов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.