четверг, 24 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Снимут ли ограничения с Ахметова? В Алматы презентовали Манифест Озоновая дыра уменьшилась У Елбасы новое звание RSF требует освободить журналиста Амангельды Батырбекова В Казахстане построят 16 аэродромов Китайским товарам – зеленый свет Трудная победа В Японии прошла церемония, которой 200 лет Абдижамилу Нурпеисову – 95! Почему глава МИД нарушил протокол? Дочь посла Ирана в России: самоубийство или сердечный приступ? Цены на нефть снижаются Казахстанцы скупают евро Токаеву доверяют почти 75% Казахи, просившие убежище, оказались в СИЗО. 600 миллиардов тенге мимо кассы Умеет ли министр образования считать? Талгат Ермегияев: свобода близко? Чили: демонстранты добились своей цели В Шахтинске восстановят пустующие многоэтажки Митинг в Баку Айсултана Назарбаева в Лондоне приговорили к 18 месяцам и штрафу Казахстанцы, в основном, положительно относятся к Золотой Орде. Назарбаев: надо консолидировать общество и элиту вокруг Токаева

Олимпийское спокойствие

Ярослав Разумов

Планы по созданию туристического кластера, заявка на проведение зимних Олимпийских игр в Алматы, развитие горнолыжной и вообще туристической инфраструктуры в регионе Заилийских Алатау – все это сегодня воспринимается в казахстанской общественности как нечто само собой разумеющееся, вытекающее как из экономической динамики страны и региона, так и из того, что дал Всевышний… Кажется, стоит лишь приложить определенные инвестиции и некоторые усилия, и Алатау станут в мировом спортивном и туристическом информационном поле синонимом Альп.

Однако в горных видах спорта и туризме есть кроме финансовой, инфраструктурной и пиаровской составляющей еще одна важнейшая – вопрос безопасности. Кто бывал в тех же Альпах, знает, что там, на лыжах ли, на «своих ли двух», но буквально шага не ступишь без серьезного инструктажа «специальных людей» и никуда не денешься потом от их «всевидящего глаза». Говорят, так же и в других горных туристических центрах Европы. Что же у нас?
Можно, конечно, «отнекаться» от признания наличия проблемы, заявив, что или «у нас все в порядке», или что «у них» тоже туристы, бывает, гибнут… Но такой подход груб и примитивен. Трагические ситуации в Альпах (уж эти горы брать за некий эталон) случаются, но это именно нечто экстраординарное. Это сбой в системе. У нас же такие истории - это даже не нарушение правил системы, а, скорее, ее отсутствие. Вспомнить хотя бы только мартовскую трагедию на Чимбулаке.
- Людей, которых привлекает активный отдых, становится все больше, и параллельно учащается работа «скорой помощи», постоянно дежурящей на Чимбулаке. – комментирует проблему повседневной безопасности Геннадий Шестаков, горнолыжник с 25-летним стажем. - Прежде чем людей приглашать, наших ли, иностранцев ли, необходимо сделать массу вещей. Прежде всего должна быть соответствующая подготовка трассы (начать с того, что надо строить лавиноловушки). Во-вторых – подготовка людей. Ни того ни другого нет. Это касается и лыжников, и туристов. Нет органа, службы, который отвечал бы за безопасность туристов. В советское время была контрольно-спасательная служба (КСС), которая действовала четко и независимо от того, хочешь ты заботы о своей безопасности или нет… Туриста могли остановить на маршруте и даже за неподходящую, не соответствующую требованиям безопасности обувь отправить назад. Если группа шла загодя, то ее специально готовили, инструктировали… Сейчас ничего этого нет.
КСС прекратила свое существование вместе с советской эпохой. Но ходить в горы как туристы, заниматься альпинизмом и кататься на лыжах люди не перестали. Кто же сейчас решает проблемы спасения туристов, лыжников, альпинистов? Теперь организаторы походов и восхождений делают это самостоятельно (!). Если в альпинизме действующие в одном районе группы восходителей договариваются друг с другом о взаимной страховке в случае непредвиденных обстоятельств, то в туризме большинство групп действуют на свой страх и риск. А что же МЧС? Оно выполняет иные функции, более глобальные, в случае природных или антропогенных катастроф.
- Раньше в горах можно было в случае непредвиденных обстоятельств обратиться к егерям, гидрологам, селевикам и по рации или телефону попросить помощи, вызвать санитарный вертолет за пострадавшими. И никто тогда не спрашивал: «Кто будет оплачивать вылет?». Спасение жизни воспринималось как высшая ценность. Сейчас это не так, комментирует сегодняшнее состояние проблемы безопасности в горах профессор Валерий Кораблев, заведующий кафедрой туризма университета «Туран», мастер спорта СССР по туризму.
Если рассматривать эту большую проблему с точки зрения именно планов по проведению Олимпийских игр и туристического кластера, то вроде бы можно сказать, что, мол, как придет время, так и возродим КСС и аналогичные структуры. Но это большое заблуждение. Горноспасательная служба – это высокопрофессиональная система, за ней - годы, десятилетия опыта, долгая традиция. Будучи однажды прервана, она потом с ходу не возродится. Надо учитывать и такой факт, который в свое время, много лет назад, в разговоре с автором этих строк отмечал один из известнейших казахстанских альпинистов Владимир Колодин, «Барс снегов», то есть альпинист, покоривший все семитысячные вершины СССР: «Везде случаются обвалы, лавины, бывает плохая погода. Но Тянь-Шань – северный горный массив, и это отражается на сложности восхождений, на количестве трагических случаев».
Опять же предвидим возможное возражение – трагические истории и с горными туристами, и особенно с альпинистами случались всегда. Это так. Тот же Колодин, начавший ходить в горы еще в 1930-х, много рассказывал об этом. Но чаще это были либо случайности, которые невозможно предвидеть, либо… Вот несколько историй от покойного ныне Владимира Алексеевича.
– В горы ходили многие, но до войны было лишь два случая гибели альпинистов. В 1936 году на Хан-Тенгри умер Саладин, австрийский коммунист, эмигрировавший в СССР. В 1939-м разбилась молодая альпинистка из Ташкента – ходила без страховки по краю пропасти. В войну в Горельнике была организована школа по подготовке инструкторов горнострелковой подготовки. Тогда был один трагический случай, погиб полковник Горин. После войны первые годы прошли спокойно. Правда, один парень умер на пике Амангельды, но по причине, к альпинизму отношения не имеющей, – отравился колбасой. Как ни старались его спасти, не успели…
– В 1949 году произошел случай, скорее комический, хотя и до трагедии было недалеко. Мы решили взять пик Победы, приурочив это восхождение к семидесятилетию Сталина. Но нас смело лавиной, к счастью, никто не погиб. Но тут уже начались другие проблемы и страхи. Как быть? Ведь подарка вождю не получилось, и реакция власти на это могла быть весьма суровой. Но почему-то нас не тронули. Может быть, потому что мы очень тихо себя вели и до восхождения, и после…
- Потом наступил страшный 1955 год. Мы готовились к восхождению на пик Победы. Незадолго перед экспедицией я на тренировке сломал ключицу и, естественно, не попал в экспедицию. При восхождении 19 августа наши альпинисты попали в дикий ураган. Одиннадцать человек погибли, лишь один – Урал Усенов – остался жив. Это был дикий случай, первая массовая гибель казахстанских альпинистов. Через несколько лет за ним последовал и второй – в 1959-м погибли 4 человека из команды Туркестанского военного округа. И тоже при восхождении на пик Победы. Через год была организована экспедиция туда же – снять тела оставшихся там альпинистов. В результате тел не сняли, а потеряли еще десять человек. В 1961 году наш альпинист Кирилл Кузьмин водил на пик Победы грузинскую команду из трех человек. Один умер при восхождении, двое оторвались и разбились при спуске. Кузьмин один остался жив. К 1970 году статистика по этой вершине накопилась такая: 32 человека взошли на пик Победы и остались живы, 36 человек погибли. При этом почти все тела остаются там – вершина не отпускает от себя.
Были и другие трагические случаи, о которых не станем сейчас писать, – они на памяти у многих ныне здравствующих алматинцев. Суть в том, что опытнейший альпинист Владимир Колодин сводил причины всех трагедий к нескольким основным группам: плохая подготовка, незнание и неумение работать с техникой и снаряжением, неправильное применение техники, самонадеянность. Очевидно, все это легко проецируется с альпинизмом, самым сложным направлением горных видов спорта, и на туризм, и на горные лыжи. Как и то, что любую из этих причин трагедий можно сгладить, уменьшить с помощью эффективной и профессиональной системы спасения, подготовки, воспитания… Отчасти (отчасти!) это касается и еще одной причины горных трагедий – стихийных явлений.
Сегодня проблема безопасности на горных маршрутах остра и актуальна. То, что она не находится в перечне наиболее часто звучащих вопросов безопасности, результат лишь относительно малого внимания общества к этому направлению спорта и отдыха. По мере возрождения интереса к горам в этом смысле, как это было в советские времена и как может стать в связи с упомянутыми кластерными и олимпийскими инициативами и амбициями, проблемы безопасности станут звучать все чаще. Что делать, чтобы это звучание не стало драматичным или тем более трагичным?
Вариантов действий здесь много. Но как минимум нужно внести изменения в положение об МЧС и возложить на него регистрацию и учет туристских групп, выходящих в путешествие, а также участие в поисково-спасательных работах. Параллельно изменить действующие Правила путешествий на территории Республики Казахстан в части обязательной постановки туристских групп на учет в МЧС. Также внести небольшие структурные изменения в составе МЧС, чтобы РОСО (Республиканский оперативно-спасательный отряд) имел туристский контрольно-спасательный отряд. Через страховые фирмы можно создать фонд средств, в том числе за счет уплаты определенных процентов взносов туристами, уходящими в поход. Это позволит оплачивать спасработы и доставку погибших. Такая система сегодня действует в России. Причем особенно велика роль министерства по чрезвычайным ситуациям в спасении туристов и альпинистов, профилактических мероприятиях по обеспечению безопасности в походах, считает Валерий Кораблев. Фритьоф Нансен, знаменитый полярный исследователь, писал, что прелесть любого путешествия – в возможности возвращения. И общество, и государственные органы, и специалисты должны вместе решать, как в масштабах государства реализовать эту возможность.

Оставить комментарий

Антресоли

А воз и ныне там А воз и ныне там
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:28
Авианашествие Авианашествие
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:26
Космомания Космомания
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:21
Индустрия завлечений Индустрия завлечений
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
По ту сторону танцев По ту сторону танцев
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
Скоро на экранах Скоро на экранах
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
Котировка ВУЗов Котировка ВУЗов
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 14:11
Блиц опрос Блиц опрос
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 14:09
Кого ищем? Кого ищем?
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 14:07
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33