Экзамен на КСО
Поддержать

Экзамен на КСО

Ярослав Разумов


Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) в Казахстане сегодня нельзя отнести к тем процессам и темам, которые находятся если уж не на острие общественного внимания, то хотя бы где-то на подходе к оному. Даже аббревиатура эта мало у кого вызовет какие-либо стойкие ассоциации, а уж чтобы внятно растолковать смысл…  И это плохо.


КСО и ООН
В своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в январе 1999 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан предложил идею создания Глобального договора. Инициатива эта преследовала своей целью привлечь внимание бизнес-сектора к различным аспектам процесса глобализации, который, с одной стороны, открывает новые возможности и перспективы для развития стран, а с другой — ведет к возникновению различного рода проблем. 
Составной частью Глобального договора стала идея КСО – корпоративного социального партнерства. Если говорить совсем коротко, то идея КСО подразумевает, что бизнес мог бы (и по идее должен) брать на себя осуществление инициатив в социальной, экологической, образовательной, культурной сферах, в вопросах безопасности и иных направлениях взаимоотношений с обществом. Притом, что особенно важно:  делаться это должно, во-первых, системно и систематически, а во-вторых, в масштабах, больших, чем это предписывает законодательство, в рамках которого работает конкретный бизнес в конкретной стране. То есть бизнес должен взять на себя новые и серьезные обязательства.   
Основой этой инициативы тогдашнего руководителя Организации объединенных наций были десять принципов Глобального договора, также инициированного ООН, которые в свою очередь посвящены четырем направлениям:  соблюдению прав человека, условиям труда, охране окружающей среды и противодействию коррупции. Поддерживая инициативу КСО, компания присоединяется и к идее реализации целей Глобального договора. Тем самым международная общественность в лице ООН стимулирует бизнес к большей социальной ответственности в глобальном масштабе. 
При всем том четкой формулировки того, что уже есть КСО, не существует. Андрей Рудецких, специалист ПРООН в Казахстане по связям с общественностью, привел следующее:  «Социальную ответственность бизнеса следует рассматривать как особый вклад в долгосрочное развитие, под которым подразумевается интеграция экономики, социальной политики и охраны окружающей среды с целью повышения качества жизни сегодня и в будущем».  Какое определение КСО не бери, в «сухом остатке» остается примерно следующее:   корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических принципах и уважении людей, сообщества и окружающей среды. Обратите внимание:  речь идет в конечном итоге о коммерческом успехе, то есть успешности бизнеса, только через социальную ответственность. То есть к процветанию, но не живодерскими методами, как в эпоху раннего капитализма, первоначального накопления капитала, которая всем нам, постсоветским гражданам, хорошо знакома, а, скажем так, по-людски.
Деятельность компании по внедрению принципов КСО разделяют на внутреннюю и внешнюю. К первой можно отнести такие направления работы бизнеса, как обеспечение безопасности труда; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации; оказание помощи работникам в критических ситуациях; внедрение новых технологий и ноу-хау; добровольное внедрение стандартов по охране труда, менеджменту качества, охране окружающей среды и др., а также практики этического ведения бизнеса. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести налаживание диалога с местным сообществом и местной властью; социальные инвестиции и содействие развитию социальной инфраструктуры; содействие охране окружающей среды; готовность участвовать в восстановлении послекризисных ситуаций и участие в разработке и обсуждении законов, направленных на регулирование бизнеса и продвижение практики КСО. Еще раз подчеркнем – все названные направления деятельности должны выполняться сверх того, что предписывает законодательство. Только в этом случае можно говорить о корпоративной социальной ответственности.
   
«Борода» и «корни» КСО
Наверняка будет появляться и уже появляется искушение сказать (или по меньшей мере подумать), что концепция КСО – из серии новомодных всяких идей, которые сочиняют политтехнологи и пиарщики с целью оправдать существование тех или иных процессов или организаций. Однако это совсем не так. Прежде всего потому, что, если по форме КСО и новое дело, но по сути оно существует уже очень давно. Корпоративное социальное партнерство – вещь «с бородой» и «с корнями».
Вот примеры. Во второй половине 19-го века, с приходом эры того самого дикого капитализма, практически все страны Европы, как и США, и Россия, столкнулись с серьезной проблемой – массовым пьянством малоимущих слоев. Дело заходило так далеко, что угрожало и спокойствию жизни крупных городов, и непосредственно стабильному развитию бизнеса – рабочие кадры-то спивались и калечили друг друга в пьяных потасовках! Как прореагировал бизнес?
«В Германии 106 крупных фабрикантов, у которых работают 103 тыс. рабочих, показали, что улучшением пищи рабочих и распространением продажи прохладительных напитков достигалось улучшение здоровья рабочих, повышение их продуктивности на 20% и понижение склонности к пьянству», — цитировал специальное исследование от 1909 года военный деятель и исследователь Куропаткин в своей книге «Русская армия» (цитата по изданию ее от 2003 г., Санкт-Петербург).
Другой пример:  за счет систематических пожертвований крупных капиталистов в столице Российской империи в конце позапрошлого века работало «Общество дешевых столовых и чайных и домов трудолюбия» (выделено нами. – Я.Р.), которое содержало такие заведения для невысокооплачиваемых рабочих. Их посетители могли получить полноценный обед от 5 до 20 копеек (газета «Новое Время», № 247, октябрь 1895 г.). Проводилось и субсидирование части расходов работающих на лечение или воспитание детей. В результате капиталисты косвенными, но эффективными методами добивались снижения прогулов, пьянства и воровства на предприятиях, потому что за такие «подвиги» вход в дешевые чайные и столовые оказывался закрыт…
Удивительные, без всякой натяжки, мысли нам посчастливилось найти в книге Василия Кокорева «Экономические провалы» (цитата по изданию 2005 г., Москва). Один из крупнейших купцов и капиталистов 19-го века писал о том, что «торговля должна быть нравственна и человеколюбива»! Виданное ли сегодня дело! Но кроме религиозных и гуманитарных мотивов Кокорев обосновывал это и сугубо практическими:  не разоряя жестким коммерческим подходом потребителя, купечество расширяет рынок сбыта, гарантируя себе рост доходов. «Надо хлопотать об удешевлении цен всех припасов и изделий», — писал он. Но в то же время предостерегал от «несоразмерного пользования кредитом» и «пошлости безумного расточительства». Полтора века прошло, а актуальность эти мысли не утратили. Даже наоборот – посмотреть только на историю с рынком ипотечного кредитования в США. Да и не только там…
Серьезному бизнесу всегда была ясна важность ответственности. А КСО – это в первую очередь и есть осознание ответственности бизнеса перед обществом и государством. Отнюдь не альтруистической, но и не примитивно-наживательской. Вложенные в реализацию идей КСО средства и силы возвращаются бизнесу дивидендами, как это писал Кокорев. Примерно как в популярном советском мультфильме: «Делай добро, и бросай его в воду», и тебе обязательно воздастся с прибытком. И в этом  главное и серьезное отличие КСО от благотворительности. Вещи тоже очень нужной, но – иной.
    
КСО как гарантия от «зигзагов истории»
«Опыт показывает, что компании, внедряющие принципы КСО в свою деятельность, способствуют улучшению благосостояния бедных и неимущих слоев населения. Обеспечение дальнейшего распространения принципов КСО потребует лидерства частного сектора, в первую очередь, местных компаний», — заявил недавно Бен Слей, директор Регионального центра ПРООН в Братиславе, в своем обращении к участникам прошедшего в Киеве Международного медиа-форума по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО).
Насколько готов к этому лидерству отечественный, казахстанский, бизнес? И нужно ли ему КСО в принципе? Наверное, найдутся компании, чьи пиар-менеджеры будут отвечать на эти вопросы положительно. Но есть и иное мнение.
Координатор проектов ПРООН в Казахстане Наталья Максимчук недавно в интервью газете «Панорама» (№29, 2007) заметила:
— В республике главная на сегодня проблема с реализацией КСО как раз состоит в неправильном понимании ее концепции: зачастую идея КСО подменяется меценантством и благотворительностью. Все это, безусловно, очень позитивные явления, но они не ведут к системным изменениям в том, как делается бизнес. В республике еще необходимо развивать общий уровень понимания этой идеи.
Между тем точек приложения для бизнеса в реализации идей КСО в стране не просто много, а огромное количество. Все бизнесмены «плачут» о дефиците квалифицированных кадров, и никто не удосужится подумать – чтобы сделать для принципиального улучшения системы образования. Многие жалуются на деградацию морально-этических норм у работников, а попробовать повлиять на это – слабо. Все смотрят, как казахстанская экономика все больше и больше становится зависимой от иностранной рабочей силы, а консолидировать усилия, чтобы этот процесс хотя бы замедлить, – так нет. В ответ нас спросят – а как же это сделать, да хватит ли у бизнеса сил? Но смогли же влиять на негативные процессы германские промышленники и российские купцы аж в позапрошлом веке!
Все же при всей нынешней не очень позитивной ситуации с пониманием важности идей КСО в Казахстане почему-то кажется, что оно придет, рано или поздно (лишь бы не слишком поздно). Ведь принципиально не способны их понять и принять лишь предприниматели с психологией мелкого лавочника, даже если волей зигзагов истории они и оказались во главе крупного дела. Потому и остаются они либо мелкими лавочниками по жизни, либо рискуют потерять высокое положение при очередном зигзаге. Ведь помимо всего прочего в глубокой и многослойной идее КСО есть и мотив самосохранения бизнеса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.