Имущество среднего рода
Поддержать

Имущество среднего рода

Когда речь заходит о роли женщин в какой-нибудь стране, то в первую очередь отмечается, сколько мест дамы занимают в правительстве, в парламенте, в советах директоров крупнейших компаний. Наверное, потому что эти цифры лежат, что называется, на поверхности. Намного реже говорится о том, какой собственностью владеют женщины, хотя, например, в нашей стране имущественный фактор является одним из определяющих с точки зрения социальной значимости. Почему в гендерном анализе не учитывается материальный аспект и какая все же доля собственности в РК принадлежит женщинам? На эти вопросы попыталась ответить директор Центра гендерных исследований, кандидат философских наук Светлана Шакирова.


Ответить на вопрос, какой долей собственности в Казахстане владеют мужчины, а какой — женщины,  нелегко.  Никто до сих пор не может оценить, как распределяется между мужчинами и женщинами движимое и недвижимое имущество, накопления, банковские депозиты, пенсионные отчисления,  годовые доходы,  дополнительные и теневые доходы. Как отмечают  специалисты в области  статистики и феминистски, ориентированные экономисты, для этого нет объективных  исходных данных. В чем сложность измерения собственности с точки зрения пола владельца?
Доходы. Начнем с того, что  статистика регистрирует доходы семьи в целом, но не каждого ее члена, как бы ни велик был соблазн провести  разбивку по полу.  Методологически  в статистике нет дохода мужчины и дохода женщины – есть суммарный годовой или месячный доход семьи,  рассчитываемый по методике опроса домохозяйств, куда не входят лица из наиболее обеспеченных слоев. Кроме того, более трети занятого населения в нашей стране (36,1%, или 2,6 млн. чел. в 2005 г.) – самозанятые, чьи доходы и пенсионные отчисления не поддаются статистике.  Многие люди,  кроме того, имеют по нескольку источников доходов.
Недвижимость. Имущество нередко оформляется на других лиц. Даже если скрупулезно пересчитать всю собственность, зарегистрированную в БТИ на мужчин и женщин, картина будет далекой от объективности. Все понимают, что источником происхождения жилой и нежилой недвижимости являются, как правило, высокие легальные, полулегальные, теневые и коррупционные  доходы прежде всего мужчин — глав семей, и, оформленная на жен, детей или родственников, эта недвижимость де-факто принадлежит им — мужчинам, а не формальным владельцам.
Автотранспорт. Сходная проблема   с оценкой  автотранспорта.  На наш запрос в управление дорожной полиции департамента внутренних дел  г. Алматы был получен ответ, что оно не ведет разделенную по полу статистику автовладельцев и не имеет официальных данных о том, сколько среди водителей мужчин и сколько  женщин.  
Накопления. Что касается накоплений и сбережений населения, это  также не поддается точной оценке ввиду тайны банковских вкладов.  Даже если предположить, что банки второго уровня открыли списки всех своих вкладчиков и размеры  депозитов и мы подсчитаем   их  с разбивкой по полу, суть вопроса может остаться прежней: трудно сказать, насколько самостоятельно распоряжаются своими сбережениями  мужчины и женщины. Та же трудность с ценными бумагами.
Вопрос недвижимости казахстанцев за границей и о вкладах в иностранных банках в аспекте гендерных различий также остается открытым, по крайней мере, для социологии.
Таким образом, можно ли вообще дать более или менее точный ответ на вопрос: «Чем владеют мужчины и женщины в Казахстане? В  каком соотношении между собой?  Насколько один пол богаче другого?»
Учитывая всеобщее нежелание населения делиться информацией о своем финансовом состоянии, можно предположить, что  мы еще не скоро получим достоверную картину  гендерного неравенства во владении материальными и иными ресурсами. Возможно, картина прояснится с введением обязательного декларирования доходов и собственности всех граждан в налоговых органах. Но это уже другая история. А пока попробуем  поискать ответ известным социологическим методом — опросом общественного мнения.


По состоянию на 1 октября 2007 г., в Алматы  80 536 зарегистрированных организаций  — юридических лиц, среди которых действующих –  49 738. Из действующих юридических лиц крупных предприятий  — 404, средних — 1439, малых – 47 895. Организаций  с частной формой собственности подавляющее большинство – 43 107.


Пилотный опрос по телефону проведен Центром гендерных исследований в  октябре 2007 г.  Целевая группа — работники бизнес-предприятий и организаций
г. Алматы. Метод выборки — простая случайная разовая.
Выборка составила 54 человека (37 женщин и 17 мужчин) из различных сфер частного бизнеса.
 
Сфера деятельности  респондентов
Строительство, производство и реализация стройматериалов — 10
Торговля, в т. ч. супермаркеты и торговые дома  — 9
Автомобили, автосалоны, запчасти — 5
Салоны красоты — 3
Операции с недвижимостью — 3
Рестораны и кафе — 3
Банковский бизнес — 2
Бухгалтерия и аудит — 2
Телекоммуникации — 2
Компьютеры, оргтехника (продажа и  обслуживание) -2
Медицинские услуги — 2
Охранный бизнес — 2
Добыча и переработка нефти — 1
Рекрутинговые агентства — 1
СМИ -1
Гостиничный бизнес — 1
Страхование – 1
Машиностроение — 1
Хлебопекарное и кондитерское производство — 1
Переводческие услуги — 1
Сетевой маркетинг – 1.


Позиция респондентов


Владельцы бизнеса (в т.ч. самозанятые)  — 13
Первые руководители (наемные) — 2
Наемные работники среднего звена  — 39.


Респондентам  предлагалось ответить на 6 вопросов.  Ответы на них дают такую картину.
Около половины опрошенных работают  преимущественно с партнерами мужского пола. Немного менее трети опрошенных имеют дело  с мужчинами и женщинами в равной степени. Около одной пятой  — преимущественно с женщинами.
Подавляющее большинство  предпринимателей и наемных  работников частного бизнеса утверждают, что деловые и моральные качества не связаны  с половой принадлежностью человека. Те, кто считают, что поведение мужчин более ответственно,  объясняют это так: «С ними проще. Большинство мужчин лучше знают свое дело, а у женщин меньше опыта, им мешают эмоции».
Третий вопрос «Среди ваших знакомых есть женщины, добившиеся успеха в бизнесе без первоначального капитала  и дальнейшей поддержки мужчин – а только за счет своего труда и  энергичности?»  не вызвал трудности у респондентов, и преобладающим ответом был положительный (42 чел. из 54).


В каких сферах женщины добиваются успеха без поддержки мужчин?
Магазин одежды — 2
Салон красоты — 2
Операции с недвижимостью — 2
Торговля — 2
Строительство — 2
Финансовая деятельность — 1
Образовательные услуги — 1
Медицинские услуги — 1
Творчество — 1
Рекламный бизнес — 1
Сетевой маркетинг — 1 («Мужья подключаются позже, когда видят реальные деньги, зарабатываемые женой», — Роза)
Дизайн — 1
Аудит – 1.
Среди тех, кто не знает женщин, преуспевших в бизнесе самостоятельно,  половину составили  женщины: владелица медицинского центра, хозяйка салона красоты,  менеджер торговой фирмы,   владелица бутика на крупном загородном  рынке,  коммерческий директор  фирмы  и сотрудница иностранного банка.  Вторую  половину респондентов, не знающих самостоятельно продвинувшихся в бизнесе женщин, составили  мужчины: директор охранной фирмы, владелец строительной фирмы, два  сотрудника торговых фирм   и работник телекоммуникационной компании.
Следует заметить, что, отвечая на вопрос об успешных самостоятельных женщинах, многие отвечавшие не разделяли тех, кто владеет бизнесом, и тех, кто работает по  найму. Женщины, продвигающиеся вверх благодаря профессионализму и упорству, действительно не являются редкостью в нашей стране.
О том, что семейные обязанности мешают женщинам полностью отдаваться своему делу, отмечают как женщины, так и мужчины.  Как выразилась энергичная женщина-рантье, сдающая в аренду недвижимость в микрорайоне «Самал»: «Ни одно качество женщине в принципе не мешает. Но ей мешает семейная жизнь». Хозяйка салона красоты  считает: «Плохо, когда со стороны семьи нет поддержки. Это тормозит  бизнес женщины».
При этом многие женщины  убеждены, что «если женщину поставить в жесткие рамки выживания — ее и детей, любая женщина начнет действовать и добьется успеха  в бизнесе».


Кто чем владеет?
Для оценки гендерного дисбаланса во владении собственностью респондентам был поставлен вопрос:  «Если условно оценить  состояние предпринимателей  в Казахстане, по-вашему,  какая  доля  в нем  принадлежит мужчинам, а какая —  женщинам?»
Под состоянием в данном случае для простоты обобщения понималась вся совокупность движимого и недвижимого имущества,  оборотный капитал, накопления, вклады, принадлежащие мужчинам и женщинам в целом.  
Ответы, как и следовало ожидать, дали очень диверсифицированную и пеструю картину. Разброс мнений достаточно велик — от 1%  собственности, которая принадлежит женщинам, до  60%.  Тем не менее в общественном сознании  алматинского среднего класса  доминирует представление, что  состояние  мужчин и женщин  составляет 70% к 30% (27% респондентов дали такой ответ), 80% к 20%  (22% ответов) или  90% к 10%  (11%).   Семь процентов опрошенных считают, что состояния  мужчин и женщин в бизнесе равны  (50/50).
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот  вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия  сильно варьируют в  зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане  на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати,  эта цифра аналогична  вкладу  женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы.  Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка,  ответила: «В большом бизнесе соотношение    99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе — 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким.  Он звучал так:  «Среди тех, кто  имеет и  водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой  %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что  доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время   30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране,  уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот  вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия  сильно варьируют в  зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане  на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати,  эта цифра аналогична  вкладу  женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы.  Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка,  ответила: «В большом бизнесе соотношение    99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе — 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким.  Он звучал так:  «Среди тех, кто  имеет и  водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой  %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что  доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время   30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране,  уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Подводя итог этому небольшому исследованию, не претендующему со всей серьезностью на такую репрезентативность, чтобы с полной уверенностью экстраполировать полученные выводы на все население страны или г. Алматы, мы тем не менее можем сделать определенные выводы.
1. В сфере собственности в нашей  стране, как и во всем мире, наблюдается явный гендерный дисбаланс. Мужчины владеют большим объемом всех видов  ресурсов, чем женщины.
2. Бизнес  в Казахстане является сферой количественного преобладания мужчин или  примерного равенства полов.
3. Деловые и моральные качества предпринимателей  не связаны  с их  половой принадлежностью; успешность и реноме  предпринимателей от пола не зависят.
4. Успех  женщин в бизнесе без первоначального капитала  мужчин и дальнейшей финансовой и социальной поддержки возможен. Этому способствуют общечеловеческие качества  и навыки у женщин: порядочность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность и др. Не столько т.н. женские качества (слабость, страх, осторожность) тормозят рост женского бизнеса, сколько  семейные обязанности женщин.
5. Соотношение совокупного богатства мужчин и  совокупного богатства женщин  в сфере бизнеса, по оценкам предпринимателей, находится в границах от  70% к 30%   до  90% к 10%    в пользу мужчин.
6. Среди  водителей личного автотранспорта в Алматы наблюдается быстрое стирание гендерных различий; доля  женщин за рулем  в настоящее время достигает 30-50%.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.