Политическое эхо экономического кризиса
Поддержать

Политическое эхо экономического кризиса

(Продолжение. Начало, пожалуйста, в прошлом номере)


Бизнес-элита на распутье


Экономический кризис в Казахстане может иметь неоднозначные последствия для крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) страны.


Пессимистический сценарий


1. Возникнет серьезная опасность того, что в попытках сохранить контроль над ситуацией власти могут попытаться перевести все стрелки в сторону некоторых казахстанских бизнес-структур, обвинив их в провоцировании кризисных ситуаций. Первой мишенью может быть именно банковский сектор, который уже давно является основным объектом критики со стороны Национального банка и АФН.
Хотя параллельно с этим произойдет рокировка на политическом уровне, в том числе ряд отставок. При слабом влиянии кризиса перестановки затронут только экономический блок правительства. Первым кандидатом на вылет может быть председатель Национального банка, так как главный политический вопрос будет сформулирован следующим образом: почему экономика оказалось уязвимой перед лицом кризиса? Следующим после главы Национального банка может последовать министр финансов. Как говорится: «У победы всегда много отцов, а поражение остается круглой сиротой!». В условиях Казахстана эта фраза обычно сводится к тому, что победа достается Назарбаеву, а поражение – все остальным.
2. Серьезный экономический кризис способен привести к тому, что существующие «правила игры» будут нарушены, когда  бизнес все-таки решится вмешаться в политику, чего он сейчас делать не хочет. В данном случае крупный бизнес открыто или нет, но поддержит ресурсами одну из оппозиционных сил общества, способную оспорить управленческие функции у действующего политического истеблишмента. А потому в случае энтропии политической системы и пересмотра правил игры возникнет опасность нового передела собственности в Казахстане. И этот процесс может быть крайне болезненным для республики. По крайней мере, об этом красноречиво говорят аналогичные события на постсоветском пространстве.
3. Власть своими антикризисными действиями может сама спровоцировать конфликтную ситуацию внутри бизнес-элиты. Так, например, ситуация с удержанием или ослаблением тенге может создать конфликт между группами сырьевых монополий, которые теряли доходность, и банками, которые брали займы в долларах. Пример России четко показал, что в 1998 году произошло резкое ослабление политической роли олигархов, в основном связанных именно с банковским и энергетическим бизнесом.


Оптимистический сценарий


1. Инвестиционные рейтинги национальных компаний и банков не могут быть выше суверенного инвестиционного рейтинга Казахстана. А потому активно конкурировать на мировых финансовых рынках наши компании смогут  только при повышении рейтинга страны. И работа по повышению политической стабильности страны всегда будет компенсирована улучшением условий работы на внешних рынках. Это значит, что основная часть казахстанских ФПГ будет мобилизована вокруг власти с целью минимизации серьезных экономических и политических последствий кризиса, которые представляют опасность и для бизнеса. При этом руководство страны не будет стараться искать козлов отпущения среди бизнес-элиты, стараясь совместными усилиями быстрее решить возникшие проблемы.
2. Беря во внимание экономические и политические риски, в случае незначительного экономического кризиса не стоит ожидать заговора против правящей элиты со стороны ФПГ. Поскольку для них необходимы гарантии, что в случае неудачи бизнес будет сохранен. Но именно на это рассчитывать не приходится. Слабый экономический кризис не вызовет большой энтропии в политическом истеблишменте. А стало быть, в силе остается правило «ответного удара» по структурам ФПГ. Скорее всего, в ходе незначительного финансового экономического кризиса в этой среде будет доминировать выжидательная позиция. Она в свою очередь будет зависеть от развития дальнейших событий. Не стоит забывать, что для бизнеса родовая травма приватизации   — это нелегитимность собственности. Бизнес слаб не потому, что власть сильна, а потому, что нет признания собственности со стороны населения. У власти в этом смысле всегда существует возможность манипулирования в отношении бизнеса, потому что власть говорит: «Ну посмотрите, вас же население практически не признает. Только потому, что мы здесь стоим, вы можете что-то делать, поэтому вы вынуждены будете вести себя так, как вам сказали».


Правящий политический класс


Не менее интересным является вопрос о том — способен ли серьезный экономический кризис обострить противоречия внутри правящего класса? Хотя, как показывают последние события с бывшим зятем президента, обострение политической борьбы в этих кругах может произойти и без внешнего «экономического детонатора».


Оптимистический сценарий


1. По аналогии с Бразилией элита и часть общества в Казахстане (в основном средний класс) поддержат действующего президента и проводимую им антикризисную политику.
2. В своем слабом проявлении финансово-экономический кризис не способен вызвать сильные возмущения в политическом истеблишменте. Это значит, что та конфигурация политиков, которая существует на данный момент, не претерпит существенных изменений.
3. Кризисы в Казахстане при всех негативных последствиях имеют одно позитивное значение – правительство начинает обновляться. Причем ставка будет делаться на компетентность и профессионализм в реализации антикризисной программы. Здесь, скорее всего, будет прослеживаться следующая закономерность: чем сильнее финансово-экономический кризис, тем отчетливее будет давать о себе знать меритократический принцип формирования правительства.


Пессимистический сценарий


1. Экономические затруднения и противоречия отразятся на членах политического истеблишмента, которые на время станут «концентрированным» выразителем экономических интересов отдельных ФПГ. Основной причиной конфронтации внутри политического истеблишмента может стать борьба за ресурсы и гарантии для аффилированных ФПГ на случай форс-мажорных обстоятельств.
2. Сильный финансово-экономический кризис способен нарушить баланс сил. Этот процесс закончится лишь после того, как в Казахстане сложится новая система равновесия. Причем в ее основе могут лежать совершенно иные принципы «сдержек и противовесов». Ситуация осложняется также тем, что в стране отсутствуют конституционные механизмы, способные межклановые и межэлитные противоречия переводить в правовое русло. Все держится на личном авторитете одного человека – президента страны. А потому если этот авторитет пошатнется, то политические процессы примут не только необратимый характер, но и непредсказуемый. Такое положение спровоцирует острый политический кризис в стране. Собственно, подобное развитие сценария отмечалось в других уголках планеты, где раскалывались более «крепкие орешки», чем казахстанский режим.
3. Как правило, экономические кризисы сильно бьют по либеральным кругам в политическом истеблишменте. В конце концов если речь идет о глобальном экономическом кризисе, то он влечет за собой опасение перед мировой экономикой. А это как раз тот постулат, на котором обычно акцентируют внимание либеральные круги. Учитывая, что в казахстанском истеблишменте прослойка людей, мыслящих глобальной экономикой и ВТО, незначительна, то после финансового кризиса их может стать еще меньше.
4. На политической сцене может не только произойти рокировка сил со сменой позиций в вертикали власти, но и появиться новые игроки. Как обычно бывает, экономический кризис, кого-то низводит вниз, но кому-то представляет перспективные возможности перешагнуть на одну ступеньку вверх по властно-политической лестнице.


Контрэлита


Финансово-экономический кризис может активизировать деятельность контрэлиты и оппозиционных сил общества. Нетрудно предположить, что эта категория игроков попытается использовать финансовый кризис для увеличения собственного влияния среди широких масс населения. Прежде всего оппозиция поставит под сомнения все успехи, достигнутые за годы независимости действующим политическим истеблишментом. И таким образом попытается подорвать доверие к власти, а соответственно увеличить собственный удельный вес влияния в обществе. Однако необходимо обратить внимание на особенности казахстанской оппозиции, которые, скорее всего, дадут о себе знать в ходе предпринятой политической контратаки:
1. Крайне сильная разобщенность среди оппозиционных организаций, что не в последнюю очередь продиктовано личными амбициями лидеров казахстанской оппозиции. Данный тезис в неформальной обстановке подтверждают сами представители оппонирующих власти партий и организаций. В крайней форме такое положение выражается во взаимной подозрительности и отсутствии доверия между оппозиционерами.
2.  Кроме того, у казахстанской оппозиции так и не появилось цементирующей идеи и ее конечной продукции – идеологии, на ценностной базе которой можно было бы объединиться. Все предыдущие попытки создать широкий политический фронт, как известно, не увенчались успехом. Здесь доминирует принцип: «Объединяться против кого-то, а не вокруг чего-то».
Подростковые комплексы, скорее всего, не позволят оппозиции мобилизоваться. А потому, как это неоднократно уже было, все может закончиться декларацией намерений и очередной «бурей в стакане воды».
 В случае если все-таки Казахстан окажется под воздействием сильного финансово-экономического кризиса, то оппозиция максимум имеет хорошие шансы укрепить свои позиции на политической арене. Скорее всего, абсентеизм и протестные настроения в обществе сами вытолкнут оппозицию на гребень политической волны. Хотя, как это уже было не раз, в связи с этим можно предположить, что финансово-экономический кризис в Казахстане опять обострит борьбу за статус оппозиционного гегемона.
В самом крайнем варианте допускается, что протестными настроениями в обществе попытается воспользоваться одна из существующих околовластных групп, которая на протяжении долгого времени заверяла общественность в собственной лояльности существующей политической системе. Но это будет, скорее, возможно в период смены власти и реализации проекта «преемник». 
Таким образом, нельзя не исключать процесс флуктуации внутри политического истеблишмента. Но для претворения подобного сценария необходимы более ощутимые последствия финансового кризиса. Поскольку в данном случае присутствуют очень большие политические риски. А потому подобный демарш околовластной группы должен иметь более сильный запас прочности.


Геополитические последствия


Казахстанский истеблишмент в последние годы дает ясно понять, что намерен включиться в борьбу за региональное лидерство. Подобные настроения во многом опирались на стабильный экономический рост и «денежный дождь». Страна уж привыкла жить в условиях быстрого экономического роста. Но серьезный финансово-экономический кризис способен поставить под сомнения геополитические амбиции казахстанского руководства. Правда, такое положение может отразиться на политической ситуации в регионе, так как Казахстан в последнее время стремится позиционировать себя в амплуа стабилизирующего игрока в Центральной Азии.
Казахстан сейчас рассматривается как привлекательная страна для дешевой иностранной рабочей силы, тем самым снимая социальную напряженность на рынке труда в сопредельных республиках. Кроме того, с недавних пор Казахстан позиционирует себя в качестве экспортера капитала, причем не только в сопредельные республики, но и в Грузию, Россию и Украину. А потому с определенной долей уверенности можно говорить о том, что эти страны потеряют инвестиции. К слову, сам Казахстан окажется в затруднительном положении, поскольку возникнет проблема окупаемости вложенных инвестиций.
Снижение геополитического потенциала Астаны может негативно отразиться на других участниках «большой игры» в Центральной Азии. Казахстан последовательно проводил в Центральной Азии политику балансирования интересов ведущих геополитических игроков, пытаясь сгладить острые углы противоречий. А потому его уход дает карт-бланш соседнему Узбекистану, который в отличие от Казахстана меньше включен в мировую экономическую систему. Таким образом, затруднения Казахстана в связи с экономическими неурядицами могут вызвать определенные политические коллизии в нашем регионе.
Кроме этого могут возникнуть серьезные проблемы у Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС), где Казахстан играет одну из ключевых ролей. Также неясными будут перспективы Евразийского банка развития, который создали Россия и Казахстан. При лучшем раскладе нельзя исключать того, что определенную финансовую поддержку республике могут оказать Россия и Китай, которые заинтересованы в поддержании экономический и политической стабильности в Казахстане. В этом случае их инвестиционное присутствие в республике увеличится, что может привести к перераспределению сил среди иностранных инвесторов в пользу российских и китайских компаний. Но это произойдет только в том случае, если последствия глобального экономического кризиса не сильно затронут эти два государства. 


Выводы


Историческая ретроспектива, компаративный анализ и результаты SWOT-анализа позволяют сразу сделать несколько важных выводов:
1. Среднесрочный экономический кризис в Казахстане, в том числе приводящий к резкому падению уровня жизни, вряд ли спровоцирует массовые выступления и революции против действующей президентской власти. Это явно показал период начала и середины 90-х годов, когда тяжелая экономическая ситуация в стране и отсутствие явных перспектив все-таки не подтолкнули к серьезным политическим конфликтам. Люди в основном выражали свой протест ногами, уезжая за пределы страны.
2. Исключением может быть ситуация, при которой экономический кризис будет длительным и совпадет с периодом смены верховной власти. Это сделает политическую систему более уязвимой и может привести к ее разрушению в случае, если последствиями кризиса захотят воспользоваться конкурирующие элитные группировки.
3. Возможна перегруппировка и изменение влиятельности различных элитных группировок в случае нанесения удара по некоторым ФПГ, обвиненных в провоцировании кризисной ситуации. При этом конфликты внутри элиты могут спровоцировать и сами действия властей, в частности, касательно политики по отношению удержания или ослабления курса тенге.
4. Нынешний формат казахстанской оппозиции и действующий состав ее лидеров будут не способны использовать кратко- и среднесрочные кризисные процессы в экономике Казахстана, с точки зрения своего прихода к власти.
5. Кризис может нанести удар по зарождающемуся среднему классу и привести к его маргинализации.
6. Главной проблемой нового политического цикла станет реализация принципа справедливости. К сожалению, высокие конъюнктурные доходы совершенно не свидетельствуют о сглаживании такого рода проблемы. Пример многих стран показывает, что, казалось бы, положительные для страны явления, связанные с конъюнктурными доходами, не ослабляют проблему справедливости, а обостряют ее, особенно в период кризиса. Ситуация еще более усугубится в случае резкого снижения расходов на социальные цели.
7. Ужесточение денежно-кредитной политики, возможное замедление экономического роста, а также снижение инвестиций в несырьевые секторы экономики явно не будут способствовать реализации программ, заявленных правительством с целью поддержания высоких темпов развития и диверсификации экономики, вхождения Казахстана в число конкурентоспособных стран мира и реализации жилищной программы. При этом провал государственной жилищной программы может спровоцировать новую волну захвата земли и собственности, что повысит социальную напряженность в обществе.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.