Старая, добрая школа
Поддержать

Старая, добрая школа

Ярослав Разумов


Угадайте, когда и где были написаны следующие строки: «То, что происходит в стенах школы, говорит о полном ее разложении; средней школы, как и высших учебных заведений, у нас сейчас нет. Вывести образование из состояния анархии правительственные органы сейчас не могут. Это смогла бы сделать лишь творческая сила народных представителей:  общественности, органов местного самоуправления, прогрессивного учительства. Но ждать больше нельзя!».
Естественно, хочется сказать, что это цитаты из статьи или выступления критиков современного состояния нашего, казахстанского, образования, коих (критиков) становится все больше. Но – нет.  Это слова из статьи «Причины разложения средней школы», опубликованной в январском номере журнала «Вестник образования» в 1906 году.
Статья была посвящена митингу, прошедшему в одном из старейших и самых больших училищ Санкт-Петербурга, Тенишевском. Училища тогда, надо сказать, были не тем, что сейчас называют этим именем. Это были средние учебные заведения  вроде нынешних школ полного курса обучения. Так вот  в Тенишевском прошел «митинг Соединенного бюро Союзов педагогов и родителей учащихся в средних школах». Выступавшие «в ярких красках обрисовали положение средней школы, на которую бюрократизм наложил свою руку, калеча молодые жизни».
Как видим, общественность всегда стремилась наложить ответственность за проблемы образовательной системы на власть. И даже терминология этой критики мало меняется из века в век. Хотя за одними и теми же понятиями могут стоять разные явления. Например, под «полным разложением средней школы» можно понимать и провал в образовательной системе, когда она готовит полу- и вовсе безграмотных людей, как мы это видим вокруг, и то, что имел в виду автор процитированной статьи. Речь в ней шла не о плохом образовании как таковом, а о том, что власти не сумели защитить школу от революционного анархического брожения, охватившего в 1905-1907 годах всю страну. «Забастовки, бойкот, срывание занятий, разрушение школьной обстановки и битье мебели – таков далеко не полный перечень явлений», ставших для школ обычными в революционную эпоху. Среди мер по борьбе с этим, которые требовали от власти педагоги и родители учащихся, «разрешить корпорации учеников и учениц старших классов выборность старост, пользующихся правом участвовать в педагогическом совете». Сейчас это выглядит довольно наивно, да и тогда люди быстро убедились, что навести порядок в учебных заведениях можно только параллельно с наведением его в стране, что эффективно, а не показушно-успокоительно реформировать учебную систему можно, только реформировав систему государственного управления. Тогда, сто лет назад, это удалось на время:  после 1907 подобных статей в прессе уже не было. Наоборот, журналы, посвященные образованию и воспитанию, наполнились позитивной и созидательной информацией. И так было вплоть до полного крушения системы в 1917-м.


Школа для арестантов и вагон-читальня
Сейчас и представить невозможно, насколько развито было в 19-м, начале 20-го века то информационное поле в виде специализированных СМИ, которое должно существовать вокруг любого социально значимого процесса или явления, в частности  образования. А оно, это поле, интересно не только само по себе, но и как характеристика участия и интереса общества к этому явлению. Пользуясь модной сегодня терминологией, можно сказать, что специализированные СМИ есть интеллектуальная и информационная инфраструктура образовательного процесса.  
Даже занимаясь не первый год изучением дореволюционных СМИ, я порой нахожу в архивах новые, неизвестные издания, посвященные этой теме. Журналы «Законоучитель», «Вестник школы», «Педагогический вестник», «Настольная книга по народному образованию», «Спутник народного учителя», «Педагогический сборник», «Вестник образования и воспитания» — это не полный перечень только, скажем так, «центральных» изданий. Были и региональные, причем с очень широким охватом тем и профессиональным подходом к ним. Например, «Вестник образования и воспитания. Научно-педагогический журнал, издаваемый при Казанском учебном округе».          
Читая эти издания, видишь, насколько интенсивная, большая и разнообразная работа шла век назад вокруг образовательной системы. «Вестник народного образования» в 1913 году (№5 и 6) писал, что Общество библиотековедения избрало особую комиссию по выработке мер по борьбе с порчей и расхищением книг в библиотеках. В Пермской губернии в 1912 году было 222 публичные библиотеки-читальни. На Уссурийской железной дороге организуются библиотеки-вагоны, а на Екатерининской дороге издан приказ об упорядочении движения таких вагонов. Московско-Казанская железная дорога организует специальные лекции по сельскому хозяйству посредством передвижения специальных поездов. «Московское общество бесплатных народных библиотек для обратного получения сверх установленного срока книг кроме усиленной рассылки повесток, с напоминанием, пригласило особых лиц за плату для обхода квартир неаккуратных читателей, что дало положительные результаты». Открыта  школа грамотности для арестантов царицынской тюрьмы. И вот  очень интересно и по-прежнему актуально, даже злободневно: «Совещание представителей медицинской прессы обратилось к Обществу охранения народного здравия с предложением образовать особую комиссию «для выработки борьбы с рекламой шарлатанских средств».      
«Вестник народной гигиены» №6 в том же году вел дискуссию специалистов по вопросу о том, каким материалом лучше всего покрывать полы в школах. К проблеме относились очень серьезно, была даже специальная подкомиссия по борьбе с пылью в школе, образованная Комиссией училищных врачей. Она экспериментальным путем нашла смесь из минерального масла, скипидара, которая оказалась вдвое дешевле патентованных средств, не уступая им по очистительным свойствам. Зато лапидитовые полы, принятые в школах города Баку, оказались дающими много пыли, в полтора-два раза больше, чем деревянные. И вот журнал писал: «Школьно-санитарный врач С. Слоневский склоняется, хотя нерешительно, за применение линолеума».
Другое издание в статье «О запасных учителях» пишет, что чувствуется настоятельная необходимость увеличить количество «запасных  учащих и улучшить их качественный состав», для чего необходимо поднять им вознаграждение до 1 тыс. рублей в год. Нужно приглашать опытных и прослуживших несколько пятилетий в уездных школах учителей, которые могли бы заменять заболевших учителей и выступать наставниками молодых и неопытных преподавателей. В традиционной рубрике «Вопросы и ответы» читатель спрашивает редакцию — какие журналы лучшие для самообразования?  Ему отвечают, что лучшими руководствами для систематического чтения являются следующие:  «Программа чтения для самообразования», «Программа домашнего чтения», «Курсы самообразования в течение первого года по программам высших учебных заведений».


Народная инициатива как двигатель педагогического прогресса
Самой сильной стороной старого образования, из которого вышли многие знаменитые личности, было, на наш взгляд, два момента.
Первый-  это его обращенность к душе обучающегося. В школьном ученике или студенте призывалось видеть не просто некий более или менее пустой сосуд, который обучающий обязан наполнить знаниями. Так было в поздней советской школе, а сейчас все еще хуже, кажется, никому вообще нет дела ни до чего. Тогда система ориентировала преподавателя на удовлетворение всех позитивных импульсов учащегося человека. Даже, казалось бы, незначительных.
Например, как педагогическую проблему рассматривали теоретики образования то, что на уроках учащиеся порой задают преподавателю вопросы, не связанные прямо с изучаемой темой. То ли учащиеся были тогда очень любознательны и задавали очень много таких вопросов, то ли вообще принято было уважать проявление интереса к знаниям, но это рассматривалось педагогами как задача, требующая решения. В качестве такового предлагалось организовывать периодически уроки так называемого «общего преподавания». Они не были посвящены какой-либо теме, и учащийся мог задать учителю любой вопрос, естественно, в рамках его компетенции. Но это требовало  преподавателей не только с большой эрудицией, а и с «громадным педагогическим тактом:  он должен был уметь руководить процессом таких уроков незаметно, «как бы исподволь, давая возможность высказаться самим ученикам».    
Вторая главная причина успехов системы образования столетней давности в ее, скажем так, народном характере. Сегодня принято ругать власти и педагогов, но не принято что-то делать для изменения ситуации. Разве только иногда, в рамках собственного «пиаренья». Раньше было не так, система образования очень много получала от общественной и частной инициативы интеллектуальной, организационной и прямой финансовой поддержки. Вот только один, но не единственный такой пример. В журнале «Вестник народного образования» в 1913 году был опубликован отчет душеприказчиков покойного Федора Павленкова по исполнению его завещания об устройстве двух тысяч (!!) народных библиотек. «За время с 1900 по 1913 года ими израсходовано деньгами и имуществом на это 258 250 рублей». Подумать только – один человек завещает свое имущество для пользы народного образования, а другие бескорыстно занимаются этим в течение десятилетий!
Что можно сделать без этого, сто лет ли назад или же теперь?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.