«Обуем» себя и других
Поддержать

«Обуем» себя и других

Константин Ким


Пресс-тур, организованный компанией Nokian Tyres на собственное шинное производство во Всеволожске, Ленинградской области, ставил цель познакомить казахстанских журналистов с тонкостями изготовления автомобильных покрышек по финской технологии, а также с особенностями ведения данного бизнеса. В следующем году в индустриальной зоне вблизи Астаны планируется запуск совместного казахстанско-финского шинного завода, при проектировании которого за основу было взято как раз предприятие в России.
Но следует отметить, что во Всеволожске завод полностью находится в собственности Nokian Tyres, а в Казахстане это будет совместное предприятие АО «Ordabasy–Nokian Tyres». Доля казахстанской корпорации в проекте составит 90%, но в последующем финский производитель намерен увеличить свое участие как минимум до 50%. Подобная практика, когда иностранный инвестор, заходя на внутренний рынок в форме совместного предприятия, затем увеличивает свою долю, довольно распространена. Ведь при открытии производства совместно с местными компаниями появляется возможность получить ряд преференций со стороны государства.
Подробная экскурсия по заводу позволила нам созерцать весь процесс производства шин: от изготовления резиновых смесей до контроля готовой продукции на выходе. По словам Екатерины Милович, пресс-секретаря  Nokian Tyres в России, многие технологические тонкости являются здесь секретными и не должны попасть в руки конкурентов. Четыре производственные линии завода работают круглосуточно, 344 дня в году. Производственная мощность составляет 4 млн. покрышек в год, до 2011 года планируется расширение до 10 млн.
Казахстанское СП будет рассчитано на выпуск 4 млн. шин в год. Предприятие планируется как экпортоориентированное, так как емкость внутреннего рынка очень маленькая, да и сама продукция финского бренда относится к дорогому сегменту. Тем более что автомобильный рынок Казахстана после относительно недолгого периода динамичного развития перешел в фазу застоя — объемы торговли в последние месяцы сократились в разы.
Новое совместное предприятие станет единственным в Казахстане по выпуску шин. Шымкентский шинный завод, являющийся также собственностью корпорации «Ордабасы-PST» и специализирующийся на продукции сельскохозяйственного и технического назначения, в настоящее время не работает. Хотя, как нам стало известно, к данному заводу уже проявляют интерес крупные зарубежные компании, в том числе и  Nokian Tyres. И, возможно, уже в скором времени там с конвейера  сойдет продукция для большегрузной и сельскохозяйственной техники, выпущенная по финской технологии.
Между тем в связи с нехваткой средств у компании «Ордабасы» предполагается продажа части казахстанской доли в СП фонду устойчивого развития «Казына». Такой вариант развития событий рассматривался уже с момента заключения договора и по этому поводу велись переговоры с «Казыной».
Отвечая на вопрос о том, насколько рационально запускать в Казахстане производство шин премиум-класса (а совместное предприятие будет выпускать продукцию сегмента А под брендом Nokian и сегмента B под брендом Nordman), в период, когда автомобильный рынок страны находится в стадии рецессии, старший вице-президент по стратегическому развитию Nokian Tyres PLC Антеро Йуоппери ответил, что казахстанский рынок все равно расценивается как перспективный. Согласно маркетинговым исследованиям компании, в прошлом году рост продаж в России и странах СНГ составил 56,9% — больше, чем в любом другом регионе мира, где представлены шины Nokian Tyres. Продукция завода  Nokian-Astana будет экспортироваться на растущие рынки России, Центральной Азии и Восточной Европы.
Г-н Йуоппери отметил, что продукция концерна в большей степени рассчитана на автомобили среднего и дорогого сегмента, количество которых, по мнению топ-менеджера, будет только расти.
Если рассматривать финский концерн в сравнении с другими мировыми производителями, «обувающими» автомобили, то Nokian Tyres – является первой компанией, специализирующейся на выпуске шин для сложных меняющихся климатических условий, и не стремится стать лидером во всех сегментах рынка.
По поводу того, что в настоящее время в Казахстане многие приобретают б/у резину известных мировых брендов, предпочитая ее новым шинам российского и китайского производства, Андрей Замаренов, технический специалист компании, заявил, что у продукции  Nokian имеются специальные индикаторы степени износа, при полном стирании которых с поверхности покрышки эксплуатация вообще не рекомендуется, так как от этого в большой степени зависит безопасность. И со временем дешевые и старые покрышки так или иначе сменит качественная резина.
Согласно прогнозам, в ближайшем  будущем в СНГ наиболее значительный рост продаж на розничном рынке покажут именно дорогие качественные шины. И завод Ordabasy–Nokian Tyres планирует занять 30% внутреннего рынка легковых шин. Традиционно легковые шины сегментируются по трем категориям: А, В и С. Пока тенденция превалирования дешевых шин, относящихся к сегменту С, сохраняется, но, по расчетам Nokian Tyres, в краткосрочной перспективе покрышки класса А – бренды известных мировых производителей займут большую часть розничного рынка. Сегмент В, к которому относятся шины, выпускающиеся по аналогичным стандартам, но не под известными брендами, также покажет рост. 
По мнению Адильхана Умербаева, председателя правления АО «Ордабасы-PST», необходимо запретить продажу шин, не соответствующих признанным стандартам, а также ввести норму о допустимом износе покрышек и об обязательной их замене в зимний период. Только тогда, по его мнению, можно говорить о достижении безопасности на дороге. И здесь одним из рациональных путей для того, чтобы не ущемлять права потребителя, является как раз развитие собственного производства шин. 
Кроме того, запуск завода даст импульс для развития производства сырьевых компонентов для выпуска шин, в частности текстильных и металлокордов, дорогих синтетических каучуков, базовое сырье для этого в республике имеется. Затем исходные компоненты, так же как и сами шины, можно будет экспортировать. 
Помимо нового высокотехнологичного производства, которое Nokian Tyres  представит на казахстанском рынке, местным компаниям есть чему поучиться у финнов и в плане внутренней социальной политики. К примеру, на российском заводе во Всеволожске компания строит жилой комплекс для своих сотрудников, где квартиры продаются работникам на льготных условиях. В Казахстане, в свою очередь, предполагается  создание научно-конструкторского центра по подготовке специалистов.  Что касается управленческого звена казахстанско-финского предприятия, то уже имеются кандидатуры на занятие отдельных должностей из числа казахстанских менеджеров.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.