Еще раз о преемственности,
Поддержать

Еще раз о преемственности,

Талгат Исмагамбетов, независимый политолог,  к. полит. н., доцент, специально для Exclusive, часть 2


Передача власти преемнику является одной из особенностей смены лидеров в государствах современного Востока. В настоящей статье продолжается осмысление феномена преемничества. (начало, пожалуйста, №6 (75) 2008). Возможен ли этот феномен в Казахстане, в стране сосуществования европейского и восточного в поведении, культуре и политике?


Институт преемника
В странах Востока (Индия, Китай, Пакистан), независимо от их общественно-политического и экономического строя, – институт преемника служит инструментом минимизации рисков для политической, экономической и социальной систем. Политический курс становится более предсказуемым. Наряду с этим знания о премудростях политики, включая умение вести политические интриги, наставник обязан передать  подготавливаемому преемнику.
Россия с 1999 г. имеет подбор преемников, но не полноценный институт преемника с набором сложившихся правил и норм. Преемственность власти – тонкая материя.
Напротив, Россия снова продемонстрировала ситуативность преемничества и отсутствие формальных правил. В тандеме Медведев–Путин очевидное лидерство за вторым, хотя по статусу выше президент Дмитрий Медведев. Парадоксально также, что ставший «под занавес президентства» лидером партии «Единая Россия» Владимир Путин не является членом этой партии! Примечательно, что соединение должности главы партии и главы правительства  в России не наблюдалось после Хрущева. 
В странах Востока, включая современный Китай, институт преемника является специфическим институтом, действующим в среде сложившихся и действующих как современных (партии, профсоюзы), так и традиционных общественных институтов (религиозные объединения, местные общины, объединения купцов, ремесленников и т.д.).
Однако эти традиционные институты не имеют силы и авторитета в Казахстане. Кроме того, скованная дисциплиной партия приказала долго жить в 1991 г.,  а создание институтов современного гражданского общества, способного действовать самостоятельно и независимо от государства, относится к числу перспективных проектов, а не реалий сегодняшнего дня. Казахстан в этом ключевом пункте сходен с Россией: институт преемника не может быть полноценным институтом (набором четких норм и правил) в условиях слабости  негосударственных институтов и отсутствия общепризнаваемых «правил игры».


Казахстанские реалии 
В казахстанских реалиях вопрос о преемственности уводит в сторону и вызывает феномен «игры не по правилам, а против них». Достаточно отметить, появление партии «Асар» и странную для Востока конкуренцию  партий, одна из которых была возглавляема дочерью главы государства.  Идея Рахата Алиева о желательности введения конституционной монархии также свидетельствует помимо прочего об «игре против правил». 
Отечественное законодательство выдвигает в качестве условий для потенциального претендента в Президенты, помимо рождения на территории Казахстана, возраста не ниже 40 лет, знания казахского языка, необходимость 15 лет непрерывного проживания в Республике Казахстан. Последняя норма введена в ходе недавних конституционных изменений в мае 2007 г., когда было принято:  «Пункт 2 статьи 41 Конституции «не менее пятнадцати» заменить словами «последние пятнадцать».
Этим самым из гонки за президентство отсекаются лица, по самым разным причинам сколь-нибудь длительно пребывавшие за рубежом: бизнесмены и лица свободных профессий, работавшие за границей, независимо от того была ли их собственная инициатива или решение руководства казахстанской компании; стипендиаты программы «Болашак», остальные лица из числа трудовых мигрантов и выезжавших на обучение «за кордон». Дипломаты, включая послов, также выбывают из числа претендентов, поскольку Основной Закон не упоминает исключений в связи с длительным проживанием вне страны. Если же гражданин был непрерывно 5 или 9 месяцев за рубежом, то неясно, как истолкует норму насчет «последних 15 лет» Конституционный Совет.
Несложно вспомнить, кто из высших лиц казахстанского истэблишмента был послом. Кому-то предстоит быть направленным за рубеж. Амбиции самого высокопоставленного политического госслужащего могут быть ограничены простым направлением на ответственную должность Чрезвычайного и Полномочного Посла.
В мае 2007 г. одно из изменений и дополнений в Конституцию позволяет Первому Президенту выдвигаться на пост главы государства, не ограничиваясь двумя сроками подряд. Заявления некоторых публичных политиков о пребывании действующего Президента Н.А. Назарбаева на своем посту до 2017 г. примечательны. Выбор преемника не стоит на повестке дня. 
Итак, разговоры о преемничестве принадлежат к области политической риторики. Впрочем, Конституция страны не закрывает полностью дорогу передаче власти. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию в октябре 1998 г.,  председатель Сената является первым лицом при замещении поста главы государства на оставшийся срок до следующих президентских выборов. Следующими в этой череде замещающих являются председатель Мажилиса и премьер-министр. Основаниями для таковой перемены являются добровольная отставка, отстранение по импичменту либо по болезни. Но  большинство из этих причин не относятся к числу «хороших» и не принадлежат к добровольной передаче власти преемнику.
Но есть «но». Дорабатывающий до окончания срока полномочий прежнего избранного президента не имеет права вносить изменения в Конституцию.
Запад: ненадобность института
преемника
Запад вообще не питает интерес к преемничеству. Западным демократиям нет необходимости в особом институте преемника даже в  случаях, когда большинству партии известно кто бесспорный фаворит в борьбе за лидерство. В начале 1950-х гг. Энтони Иден воспринимался консерваторами как несомненный лидер партии после ухода из политики состарившегося Уинстона Черчилля. Задолго до отставки премьер-министра Великобритании Тони Блэра летом 2007 г. не было сомнений, что Гордон Браун, являвшийся много лет вторым лицом в партии лейбористов, станет ее лидером и следующим главой правительства.
Но при этих сменах лидеров отсутствовал основной элемент  преемничества – личное доверие, элемент осознанной передачи власти в «надежные руки». 
Аналогично вице-президенты США и Латинской Америки неоднократно вступали в должность президента до окончания срока его избрания. При американских раскладах речь идет не о преемничестве, а стремлении партийного руководства и кандидата в президенты предложить вице-президентство тому, кто наилучшим образом может приблизить победу, привлекая новые голоса. Так, в избирательной кампании северянина Джона Кеннеди южанин Линдон Джонсон был персоной, которая склонила чашу весов, обеспечив голоса Техаса, Луизианы, Северной и Южной Каролины. В 1952 г. республиканцу Эйзенхауэру не были лишними голоса молодежи, привлеченной образом молодого кандидата в вице-президенты Ричарда Никсона.
Какими быть?
Итак, преемничество отодвигается на все более отдаленную перспективу. Особенности нашего общества и его институтов не позволяют говорить о сложении в близком будущем института преемника с четкими формализованными правилами «по-восточному». Откладывается на неопределенно долгий срок и преемничество «по-российски».
В России первая операция «Преемник» продемонстрировала неожиданности для ведущих участников этого действа. Кто мог ожидать, что Борис Березовский, прежний участник этой операции, окажется политическим эмигрантом? Передел власти и собственности мало кем предполагался. Вариант преемничества по-российски означает, что риски для  представителей элиты достаточно велики и малопредсказуемы. Системные риски политического и экономического характера неизбежны, если слабы политические и общественные институты при высокой значимости роли первого лица. Если принять во внимание, что роль главы государства в Казахстане более весома, а партии системно слабее чем в России, следует вывод, что риски предполагаются на порядок выше.
Возникает парадоксальная ситуация: по-восточному не можем, по-российски нереально в близком будущем,  для конкуренции  по-западномуне доросли?


На выручку приходит старая добрая, но забытая традиция. Ханы Абулхаир и Аблай были не из богатых семей. Оба рано осиротели. Были более знатные и богатые султаны, чьими отцами были правившие ханы. Но именно эти два чингизида были замечены и поддержаны «людьми  со стороны» — батырами и биями. По легенде Аблая заприметил Толе-бий. Абулхаир не мог заплатить калым за любимую Бопай. В становлении личности политика и создании семейного очага помог батыр Жанибек. А далее разворачивалась «матрица поддержки», способности и таланты замечались иными вождями родов и племен. Нужна была «надежная шпага». И ее обрели вначале в лице Абулхаира, затем Аблая.
 Но что мешает? Если кто-то склонен к взаимным обвинениям, переходя от деления на мамбетов и манкуртов к делению на «одних» и «других» казахов, то просто показывает неспособность объединять. Его предшественником можно было бы назвать султана Барака, завидовавшего авторитету Абулхаира. В конечном счете вопрос о преемственности обращает к постановке: «Какими быть?» Быть, чтобы возникли «общие правила игры», при которых  возможна западная конкуренция политиков либо восточный институт преемника, либо их сочетание.


На Востоке мы имеем дело с институтом преемника, независимо от того идет ли преемничество в  рамках одной и той же фамилии или преемником объявляется не связанный родственными узами соратник по партии. В дополнение к преемнику в Сингапуре есть пост старшего министра, по сути наставника, которым является Ли Куан Ю, а в Китае 1987-1997 гг. секретным решением XIII съезда Компартии Китая Дэн Сяопин в качестве патриарха-«старца» значил больше, чем высшие официальные лица.


Способен ли будет политик, неожиданно ставший для самого себя и других лидером, к решению основополагающих политических вопросов?
Первое. Укреплять достижения в сфере межэтнических отношений — основы политической стабильности. Уметь дать адекватный ответ на вызовы  со стороны исламского фундаментализма.
Второе. Расширить горизонты политического и экономического развития, проявив черты подлинного лидера.
Третье. Покончить с  отношениями «власть-собственность», 
когда обладание властной должностью побуждает ее обладателя к коррупции и приобретению собственности, в том числе посредством передела собственности.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.