Пекинская Олимпиада-2008
Поддержать

Пекинская Олимпиада-2008

Досым Сатпаев, Алматы-Пекин-Алматы


Нашей делегации повезло хотя бы потому, что нам удалось не только своими глазами увидеть самую дорогостоящую и масштабную Олимпиаду за всю историю олимпийского движения, но и лицезреть триумф Ильи Ильина (на фотографии посередине) в тяжелой атлетике и Бахыта Сарсекбаева в боксе. Это были долгожданные победы и отнюдь не легкие. Хотя в штанге чувствовался явный перевес нашего спортсмена над соперниками. Но и это оказалось под угрозой после легкой травмы руки у Ильи. Помню, тогда это вызвало большую тревогу у казахстанских болельщиков, а потом и уважение всего зала, когда Ильин снова вышел побеждать.


Если перефразировать К.фон Клаузевица, то любая Олимпиада – это продолжение политики иными средствами. Как бы мы ни хотели видеть в этом мероприятии только спортивный интерес, там, где звучат национальные гимны и поднимаются флаги, там всегда будет политическая конкуренция. И на спортивных аренах состязаются не атлеты, а государства, их спортивные традиции и методики. Поэтому количество завоеванных золотых медалей приравнивается к государственным приоритетам, а победители — к национальным героям.
Серьезные геополитические изменения после распада СССР внесли изменения и в список олимпийских лидеров. Канули в прошлое триумфы США и Советского Союза. На пьедестале почета, судя по всему, первое место теперь зарезервировано за Китаем. И в этом нет ничего удивительного, так как для Поднебесной спортивное лидерство в мире является частью политики укрепления своего международного влияния. И эта стратегия реализуется по всем фронтам.
В сфере экономики уже в следующем году Китай может занять первое место в мире по объемам промышленного производства, обогнав США. По мнению Джорджа Сороса, эпоха американского доллара проходит. Но свято место пусто не бывает, и альтернативой может стать китайский юань. Китайские банки и нефтегазовые компании постепенно вытесняют с лидирующих позиций крупные ФПГ и ТНК Запада. Новые геополитические трения США и России лишь усиливают позиции Пекина. Китайская космическая программа нацелена на создание жилой станции на Луне для добычи гелия-3. И этот список можно продолжить.  Определенные сомнения есть только по поводу быстрой политической трансформации страны, где лидирующая роль КПК мало кем ставится под сомнение. Хотя все чаще задается вопрос о том, что будет с Китаем после Олимпиады? Станет ли это международное событие переломным моментом в жизни страны, которое немного изменит восприятие мира о Китае и китайцев о мире? Или же Олимпийские игры в Пекине будут лишь весомым вкладом в копилку роста китайской идеи мировой исключительности? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Естественно, что Олимпийские игры для Китая стали частью национальной программы развития страны, которая объединила и воодушевила значительную часть китайского общества. Это трудно прочувствовать, сидя у экранов телевизоров, и можно лишь понять, побывав в самом эпицентре олимпийской жизни.
Только будучи в Пекине, четко осознаешь, как важно было для Китая сделать эти игры самыми лучшими. Потратив почти 43 миллиардов долларов на их проведение, Поднебесная организовала самый дорогой спортивный праздник за всю историю олимпийского движения. Это подчеркивает именно политическую значимость мероприятия для Китая, чем коммерческую. В пользу этого говорит и то, что при значительном уровне коррупции и в Китае, и в Казахстане эти деньги, судя по всему, были потрачены по назначению. Интересно, как будут делиться бюджетные средства в нашей стране, которые выделят на проведение зимних Азиатских олимпийских игр в 2011 году? С трудом верится, что для наших чиновников эти игры станут инструментом поднятия национального духа в стране, а не просто очередной машины по «откатам».
Но если вернуться к Китаю, то в глаза бросался титанический труд, благодаря которому за несколько лет были построены грандиозные спортивные сооружения, оборудованные по последнему слову техники, многочисленные отели и объекты инфраструктуры. Общая площадь Олимпийского парка в Пекине составила 1215 гектаров, из них 760 гектаров леса и зеленых насаждений. Поражал полет дизайнерской мысли в строительстве спортивных сооружений. И здесь видно было серьезное отличие от алюкобондовой Астаны, которая постепенно превращается в безликий железобетонный мегаполис со стандартными небоскребами. Взять для примера дворец спорта «Птичье гнездо», в котором прошли церемонии открытия и закрытия Игр, а также соревнования легкоатлетов или Национальный плавательный центр по проекту бюро Arup, который называется «Водяной куб». Без всякого сомнения, все эти проекты станут новыми символами обновленного Пекина. Это хорошо поймут те, кто не в первый раз был в этом городе. Для них новая спортивная экипировка китайской столицы станет приятным сюрпризом. И все это сочеталось с духом гостеприимства и радушия пекинцев, которые толпами ходили на многочисленные спортивные соревнования, активно фотографируясь с иностранными болельщиками.
При этом Пекин 2008 года иногда напоминал олимпийскую Москву 1980 года по степени закрытости города для многих людей из внутренних регионов страны и для неблагонадежных элементов криминальной наружности. Вполне возможно, что из-за этого количество жителей мегаполиса, которое составляет около 20 миллионов человек, существенно сократилось. Даже рабочих, строящих олимпийские спортивные объекты, на время соревнований отправили домой в другие провинции Китая.
Надо отдать должное, что власти страны только на этом не остановились и приложили большие усилия по улучшению эргономики городской инфраструктуры, которая сплошь и рядом говорила об Олимпиаде.
По всему городу были разбросаны мобильные информационные пункты с волонтерами как молодыми, так и пожилыми, которые помогали каждому найти свою дорогу в этом бурлящем муравейнике. Еще больше поражало количество и самое главное — качество  обслуживания в такси, которых по городу курсировало около 80 000. В отличие от многих наших любителей покалымить пекинские такси работают строго по счетчику, принося в доход государства существенную прибыль. Как оказалось, даже здесь власти страны решили улучшить имидж Пекина, заставив таксистов убрать решетку, которая раньше отгораживала водителя от пассажиров с целью обеспечения безопасности.
Стоит отметить, что вопросам безопасности во время проведения Олимпиады власти Китая уделили повышенное внимание. Тем более, учитывая то, что до ее проведения и во время начала Олимпийских игр в СУАР было организовано несколько терактов. Плюс к этому существовали опасения по поводу несанкционированных выступлений сторонников свободного Тибета, что даже нашло отражение в довольно подробной инструкции по правилам поведения туристов на спортивных мероприятиях. В частности, один из запретов касался проведения любых демонстраций, сидений молча, протестов, бега обнаженным и т.д. Именно поэтому меры безопасности на спортивных объектах были беспрецедентными. Доходило до того, что у людей на входе конфисковывали все бутылки с жидкостью, зажигалки и любые острые предметы. У одной из наших туристок даже пытались отобрать флакон с французскими духами, который, по мнению, проверяющих, имел повышенную летательную способность и ударную силу в случае меткого попадания в чью-либо голову. Но, зная страстную привязанность наших женщин к духам made in France, о чем вряд ли догадывались китайцы, можно сказать, что духи успешно отстояли, а чужие головы так и не пострадали.
На улицах города также было много полицейских и дружинников с красными повязками на руках, что ностальгически напоминало советское прошлое. Интересно то, что среди дружинников попадалось довольно много пожилых людей. Многие из них по старой партийной памяти вызвались помогать добровольно.
Но все это лишь замечалось вскользь, так как самым главным для нас было посещение спортивных состязаний с участием наших спортсменов. И нам повезло хотя бы в том, что чуть ли не впервые дни пребывания в Пекине мы оказались на соревнованиях по тяжелой атлетике, где Илья Ильин взял свою золотую медаль.
Вряд ли телевизионный экран смог бы передать ту эмоциональную волну, которая прокатывалась по рядам болельщиков наблюдающих за силовыми рывками своих атлетов. Это была борьба не только мышц, но и силы воли, холодного расчета и терпения, которые позволили одному из самых молодых казахстанских штангистов оставить позади себя «геркулесов» из других стран. И если в остальных видах спорта есть опасность необъективного судейства, что мы, кстати, могли наблюдать в поединке по боксу между британцем и кубинцем, то в тяжелой атлетике видно сразу, кто чего стоит.
И невозможно передать словами то ликование, которое охватило нас после победного подъема Ильина на олимпийский пьедестал, когда весь зал аплодировал стоя, признавая честную победу казахстанца, сделавшего для имиджа страны больше, чем тысяча наших чиновников, отвечающих за внешнеполитический бренд страны. И, наблюдая за этим триумфом воли, в голову закрадывалась одна печальная мысль о том, что в последние годы таких поводов для ликования становится все меньше и меньше. Казахстанская олимпийская команда завоевывает все меньше золотых медалей даже в тех видах спорта, которые мы всегда считали козырными. В чем причина? Либо казахстанский спорт все глубже впадает в кризис, либо соперники стали сильнее. А может быть, все дело в государственной политике, которая вспоминает о спортсменах только в преддверии Олимпиад, в то время как тот же Китай поставил подготовку олимпийских чемпионов на конвейер, тратя деньги именно на это, а не на многочисленные билборды, призывающие к здоровому образу жизни.
И хочется надеяться, что к следующим Олимпийским играм в Великобритании мы учтем все наши спортивные победы и поражения, которые являются самыми лучшими «учителями», чтобы доказать всем, что казахстанский спорт не просто выжил, но и стремительно развивается.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.