Народный Банк Казахстана внедряет новые технологии
Поддержать

Народный Банк Казахстана внедряет новые технологии

Керим Нурыев


В 2008 году АО «Казтелепорт», дочерняя организация Народного банка Казахстана,  закончила внедрение новой сети IP/MPLS на базе оборудования Alcatel-Lucent, которая позволит предоставлять ее клиентам современные телекоммуникационные услуги. Подробнее об этом мы попросили рассказать председателя совета директоров АО «Казтелепорт» Аскара Кусаинова.


— Аскар Маратович, в чем преимущества сети IP/MPLS?
— На сегодняшний день технология IP/MPLS является стандартом де-факто при предоставлении телекоммуникационных услуг любым современным оператором связи. Это связано с тем, что в настоящее время происходит движение в сторону унификации передачи информации с помощью протокола IP. Сети, построенные на базе этой технологии, позволяют по-прежнему предоставлять клиентам традиционные услуги и в то же время  плавно переходить на более прогрессивный пакет услуг. При этом используется та же кабельная инфраструктура в сочетании с сокращением временных затрат и накладных издержек при эксплуатации сети.
  Преимущества в итоге получают все стороны: «Казтелепорт» как оператор,  Народный Банк как инвестор и основной клиент, большинство финансовых институтов Казахстана, которые также являются нашими клиентами.


— Реализация проекта проходила при поддержке компании Alcatel-Lucent. Почему выбор пал именно на эту компанию?
— Начну с того, что мы не выбирали производителя, такой подход мы считаем утопическим. Нам было нужно не «железо», а решение.
   В этот раз решение от компании Alcatel-Lucent нам подошло больше других, хотя надо отметить, что конкуренция была жесткой и сделать выбор нам было нелегко.
Одно из основных преимуществ решения, предложенного компанией — поставщиком, в том, что оно было единственным из представленных полным техническим решением от одного производителя. Оборудование ядра сети, оборудование уровня агрегации, абонентский доступ и все покрывающая единая система мониторинга и управления. Поэтому, например, по такому показателю, как TCO (совокупная стоимость владения), данное техническое решение было наилучшим.


— Реализовываются ли подобные инновации другими банками Казахстана?
— Насколько я знаю, нет. Технология IP/MPLS изначально операторская, и поскольку банки для развития собственных корпоративных сетей в основном пользуются услугами операторов связи, развитием подобных технологий они не занимаются.
 Данный проект связан не только с развитием информационной системы собственно Народного банка. Работая над этим проектом, мы решали задачу телекоммуникационного обеспечения всей финансовой группы «Халык», с одной стороны, и развитием бизнеса одной из дочерних компаний, специализирующейся в области телекоммуникаций — с другой. В реализации проекта в качестве заказчиков выступали и специалисты Народного банка, и дочерней телекоммуникационной компании АО «Казтелепорт».
Занимая пост заместителя председателя правления банка, я одновременно являюсь председателем совета директоров дочерней компании АО «Казтелепорт», и на меня, в том числе, возложены задачи комплексного развития информационной системы всей финансовой группы. Поэтому любые проекты мы рассматриваем с точки зрения обеспечения группы.


— Какое значение для Народного банка имеет данный проект?
— Народный банк уже давно среди финансовых компаний считается одним из самых высокотехнологичных банков в Республике Казахстан. Посудите сами: крупнейшая в республике сеть банкоматов и POS-терминалов, первая в РК услуга «Мобильный банкинг», система интернет-банкинга, отмеченная наградами, и многие другие успешные технологичные проекты. Создание подобных бизнес-продуктов было бы невозможным без наличия соответствующей высокотехнологичной телекоммуникационной инфраструктуры.
 Проект IP/MPLS имеет ряд уникальных особенностей, одной из которых является то, что это мы, как группа, получили «продукт двойного назначения». То есть компании группы получают надежную транспортную среду для обмена информацией, и одновременно с этим специализирующаяся на телекоммуникационных услугах дочерняя компания может осуществлять коммерческую деятельность.


— То есть можно сказать, что Народный банк на своем личном примере убедился в необходимости существования подобной дочерней компании?
— Совершенно верно. «Казтелепорт» возник в середине 1990-х годов, когда  в банке приняли решение о необходимости создания собственной телекоммуникационной компании. Мы не ставили целью захват рынка. Существуют проверенные временем клиенты, с которыми компания развивает отношения. И поскольку их запросы постоянно растут, мы стараемся максимально соответствовать их требованиям, в том числе на основе внедрения передовых технологий.
 Кстати, что касается услуги мобильного банкинга, то мы также были пионерами, запустив ее 2,5 года назад. Сейчас около 250 тысяч клиентов обслуживаются в нашей системе – это достижение, не имеющее аналогов в стране.
 Принципиальный момент заключается в том, что мы позиционируем себя не только как банк, а как финансовую группу, в которую входят такие структуры, как пенсионный фонд Народного банка, крупнейший частный пенсионный фонд нашей страны, крупная страховая компания «Казахинстрах», лизинговая компания «Халык Лизинг», компания по страхованию жизни «Халык Лайф» и другие. Поэтому одной из стратегических задач мы ставим увеличение перекрестных продаж, когда менеджер по продажам нашего банка продает услуги пенсионного фонда, страхования, услуги страхования жизни. Сегодня, например, достаточно большой объем работы того же «Казахинстраха» идет именно через наши филиалы, порядка 30%. Все компании группы, работая с населением, также нуждаются в надежной инфраструктуре и качественном телекоммуникационном сопровождении, что и обеспечивает «Казтелепорт».


— Каковы планы развития сети на ближайшие три года?
— В ближайшие три года проект будет совершенствоваться. Планируется расширение  клиентской базы, географической представленности компании. Как я уже говорил, мы идем за своими клиентами. Если их бизнес расширяется в регионы, мы стараемся от них не отставать.


— Какие иные инновационные технологии внедрил «Халык Банк» в 2008 году?
— Отмечу лишь несколько из них. Мы первый банк  в стране, который запустил в мае 2008 года первую фазу новой банковской системы «Теменос» — одного из лидеров мирового банковского программного обеспечения. Новая система удаленного обслуживания «банк-клиент» по оценкам клиентов является одной из лучших в стране, она позволяет юридическим лицам не отправлять бухгалтеров в офисы Народного банка, а работать через Интернет. У системы «банк-клиент» Народного банка самая широкая функциональность среди казахстанских банков, нами налажена четкая обратная связь с клиентами, по их желаниям мы ее постоянно улучшаем. В карточном бизнесе также много нововведений. Это, прежде всего, запуск программ «+ Кредит», «Present Card». Через наши банкоматы можно проводить очень большое количество операций, таких как гашение кредитов, оплату услуг связи, коммунальные платежи, переводы со счета на счет, с карты на карту, пользоваться услугами пенсионного фонда, наших страховых компаний и т.д.


— Как в целом вы оцениваете позиции Народного банка на фоне глобального кризиса?
— Могу сказать, что кризис ликвидности нас не затронул. Когда начался кризис в прошлом году, наша текущая ликвидность была порядка 2 млрд. долларов США, сейчас этот показатель равен примерно 3 млрд. долларам США. То есть ликвидность даже повысилась.


— Какие амбициозные задачи вы ставите в ближайшей перспективе?
-Можно сказать, что Народный банк – это старейший банк страны с новейшими технологиями. В этом году авторитетный международный журнал Euromoney признал нас лучшим банком Казахстана, что говорит о многом. Наша стратегия – оставаться клиентоориентированной финансовой группой. Мы продолжаем развиваться как мощный региональный институт, интенсивно развиваем  присутствие в России, Грузии, Кыргызстане, Монголии. Сейчас наблюдается повсеместное ухудшение качества активов, но, надеюсь, благодаря грамотному менеджменту Народный банк избежит неприятных последствий этой тенденции. Это, в частности, связано с политикой разумного консерватизма, которой всегда придерживался  «Халык Банк». Поэтому даже перспективные новые решения мы берем на вооружение только после тщательной проверки и апробации. Потому что главное для нас — это надежность.
 
— Расскажите о социальных проектах в вашем банке?

— Народный банк традиционно несет большую социальную нагрузку – выплата пенсий, зарплаты бюджетникам и т.д. Наше руководство совершает регулярные поездки по регионам  Казахстана для встреч с клиентами и региональными властями. Это очень важно с точки зрения понимания друг друга, решения имеющихся проблем на местах. Осуществляется целый ряд социальных программ. К примеру, мы осуществляем шефство над 36 детскими домами по республике. Нами учреждена стипендия имени Кожахана Абенова, нашего коллеги, трагически погибшего два года назад. Ребятам из наших подшефных детских домов, которые поступают учиться в высшие учебные заведения, мы выделяем средства из этого фонда, оплачиваем учебу, оказываем иную поддержку.
 
— Спасибо за беседу. И в завершение поздравляем ваш банк с 85-летием.
— Я также хотел бы воспользоваться случаем и поздравить всех клиентов Народного банка с юбилеем. Почтенный возраст, когда речь идет о финансовых институтах, — это огромный ресурс. Уверен, что, продолжая славные традиции, наш банк останется не только самым народным, но и самым технологическим банком Казахстана.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.