Морской бренд Казахстана
Поддержать

Морской бренд Казахстана

Зарина Пахирдинова


О конкурентных преимуществах Казахстана в международном разделении труда написано немало. Это природные ресурсы, промышленность, сельское хозяйство и многое другое. Но на роль «визитной карточки» может претендовать и выгодное географическое расположение нашей страны с вытекающим отсюда транзитно-транспортным потенциалом. Говоря об этой составляющей, мы обычно имеем в виду сухопутные дороги, зачастую забывая о том, что Казахстан – это еще и морская держава. Как развивается сегодня главный порт страны на Каспии, мы и попросили рассказать директора морского порта Актау Талгата Абылгазина.


— Талгат Байтемирович, что представляет собой бренд — порт Актау сегодня?
— Порт Актау – единственная морская гавань Казахстана, отвечающая передовым международным стандартам. В этом смысле он, безусловно, входит в разряд брендовых предприятий республики, которое за считанные годы совершило впечатляющий рывок в своем развитии. Без преувеличения, это один из национальных проектов.
С завершением в 1999 году первого этапа реконструкции порта потребовалось кардинально поменять систему управления предприятием. Это коснулось и маркетинговой сферы. Основной задачей было создать максимально открытое информационное пространство как для упрощения связи с клиентами, так и для увеличения степени узнаваемости порта более широким кругом потенциальных потребителей. В связи с этим планомерно формировался адекватный рыночный образ предприятия, как лидера отрасли, отображающий не только его производственные преимущества. В условиях растущих год от года грузоперевозок на Каспии не менее важным для нас остается позиционирование порта, как наиболее современного транспортного узла.


— Ваш логотип сопровождает многие события в сфере транспорта, он весьма специфичен, расскажите о нем?
— Совершенствование фирменного стиля — только одно из направлений нашего развития. Он действительно претерпел определенные изменения. От исторически существовавшего фирменного имиджа мы перешли к торговому знаку, отображающему завершенность, стремление к совершенству и в то же время символизирующему принадлежность к морскому транспорту с элементами традиционного гостеприимства и духовной культуры. Одновременно сами цвета фирменного стиля отождествляются с независимостью, миром и согласием, являющимися основными векторами, определенными посланиями главы государства. Добавлю, что разработка данного образа осуществлялась с привлечением авторитетных специалистов в области дизайна и маркетинга.   


— Могли бы вкратце рассказать, как развивалось ваше предприятие в последние годы, насколько отлична ситуация сегодня от прошлых периодов?
— Подтверждением эффективности любой работы является конечный результат, а также динамика роста. По деятельности порта Актау можно констатировать, что общий объем перевозок после проведенной в 1999 году реконструкции  вырос более чем в 4,5 раза, если быть точнее — объем перевалки сухих грузов увеличился на 487%.  Приведу другой важный показатель: всего на Каспийском море в настоящее время перевозится примерно 30 млн. тонн грузов. Так вот на долю порта Актау приходится более трети от всего указанного объема. При этом в среднесрочной перспективе мы планируем увеличение своей доли до 46%. Как видите, цифры говорят сами за себя.
Что касается долгосрочной перспективы, то, по экспертным оценкам, общий объем перевозок на Каспии через десять лет возрастет до 80 млн. тонн, объемы перевозок грузов через порт Актау к этому моменту должны превысить 20 млн. тонн в год.
Сейчас мощности порта полностью загружены, прирост в течение предыдущих семи лет обеспечивался за счет резервов существующих терминалов. В этой связи правительством принято решение о реализации проекта  расширения порта.


— А как в целом обстоит ситуация с развитием портов на Каспии?  
— Мы наблюдаем значительную активизацию морских перевозок на Каспийском море, что диктует необходимость ускоренного развития портовых инфраструктур. В этой связи практически всеми портами реализуются инвестиционные программы по модернизации инфраструктуры и увеличению пропускной способности.
В частности, в течение только последних лет проведены работы по созданию дополнительных мощностей в портах Анзали (Иран), Астрахань (Россия), Туркменбаши (Туркменистан), завершено строительство первой очереди порта Амирабад.
Наравне с портом Актау свыше 20 морских портов, расположенных в Каспийском бассейне, осуществляют деятельность в условиях серьезной рыночной конкуренции. Суммарные мощности портовых инфраструктур в скором времени будут способны переваливать порядка 170 млн. тонн нефтеналивных и сухих грузов. Прогнозируемый к 2015 году грузопоток позволит задействовать свыше 80% портовых мощностей на Каспии и создаст необходимый резерв для дальнейшего наращивания объемов грузоперевозок.


— Как вы оцениваете потенциал Казахстана в условиях конкуренции? 
— Порт Актау есть и останется основным многоцелевым грузообразующим портом на Каспии. Согласно государственным и отраслевым программам также планируется развитие каботажного порта Баутино и нефтетерминала Курык.
Но помимо серьезной инфраструктуры и менеджмента важную роль играет месторасположение порта на стыке международных транспортных коридоров Север—Юг, ТРАСЕКА, Иногейт, а также перспективного маршрута, соединяющего Актау на западе и транспортные узлы Достык и Хоргос на востоке республики.
В отношении портов-конкурентов мы придерживаемся позиции удержания рыночной доли с постепенным ее увеличением, в том числе за счет мер по минимизации существующих физических и нефизических барьеров. В деле повышения конкурентоспособности маршрута и увеличения перевозок через Актау проводится активная работа с грузоотправителями и всеми участниками перевозочного процесса. Использование передовых технологий и профессиональный менеджмент позволяют нам неуклонно увеличивать грузопотоки через порт и сохранять лидирующие позиции на Каспии. Находясь в условиях жесткой конкуренции, мы не имеем права на ошибку.


— Хорошо. Но порт вместе с тем является субъектом естественных монополий, тарифы регулируемые. Не тяжело в условиях гибкой конъюнктуры рынка?
— Услуги, предоставляемые морским портом, специфичны. При этом он находится на большом удалении от традиционных транспортных магистралей. Поэтому нам действительно приходится убеждать каждого грузоотправителя в привлекательности маршрута через порт Актау и создавать условия. По сравнению с традиционными для региона т.н. «сухими» маршрутами, перевозка грузов через наш порт усложняется наличием нескольких перевалок в портах и множеством пограничных переходов.
В то же время приняты подзаконные акты, согласно которым предоставляются скидки на услуги портов, что позволяет обеспечивать более гибкую систему формирования тарифа на перевозку грузов. При этом необходимо отметить, что доля стоимости услуг порта в общей стоимости традиционных перевозок через порт в среднем не превышает 6% и в целом не влияет на конкурентоспособность стоимости перевозок на маршруте. Выработан также комплекс мер нетарифного регулирования, улучшаются условия для клиентов, автоматизируется процесс оформления документации. Активную поддержку оказывают смежные транспортные организации – это судоходные компании, АО «НК «КТЖ», а также железные дороги сопредельных стран, заинтересованные в привлечении грузопотоков и играющие важную роль в формировании тарифов.


— Вы упомянули о проекте расширения порта, можно чуть подробнее?
— Расширение порта Актау является одним из прорывных проектов, определенных главой государства. Достаточно сказать, что его реализация позволит увеличить перевалку нефти до 20 млн. тонн и сухогрузов свыше 3 млн. тонн в год. Сам проект рассчитан на три года, его стоимость превышает 41 млрд. тенге, а срок окупаемости — 17 лет.
Крайне важный момент заключается в том, что наряду с расширением порта планируется строительство железнодорожного участка Джезказган — Бейнеу, проводится реабилитация автомобильных дорог Западного Казахстана, начато строительство железнодорожного участка Карс (Турция) – Ахалкалаки (Грузия) – Баку а также используется зерновой терминал в порту Баку, и в перспективе в порту Амирабад задействован нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Все это позволит в значительной степени увеличить грузоперевозки через порт Актау.


— А каковы стратегические цели порта Актау?
— Если в двух словах, то они сводятся к решению задач, поставленных главой государства и правительством республики по интеграции Казахстана в мировую транспортную сеть и вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Эффективно используя существующий потенциал, постоянно нарабатывая опыт и повышая уровень менеджмента, мы стремимся оправдать возложенное на нас высокое доверие.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.