АГРЕССИЯ И АНТИАГРЕССИЯ
Поддержать

АГРЕССИЯ И АНТИАГРЕССИЯ

Расул Жумалы


В ночь на 8 августа на севере Кавказа произошла резкая эскалация грузино-югоосетинского конфликта, долгие годы остававшегося «дремлющим». Первыой тишину нарушила Грузия, войска которой предприняли массированный штурм  Цхинвали.  В помощь югоосетинам Россия направила в регион дополнительные войска на усиление своего миротворческого контингента, размещенного там с 1992 года. Активная фаза боевых действий заняла 7 дней и при посредничестве Франции завершилась 15 августа. Результат – тысячи жертв среди солдат и мирного населения, разрушенные города, гуманитарная катастрофа, колоссальный экономический урон. Грузия утратила контроль над Кодорским ущельем в Абхазии и всеми ранее управляемыми районами Южной Осетии. Но сам конфликт не сошел на нет, лишь притих, и нет никаких гарантий, что он не вспыхнет снова.


Истоки кровопролития
Грузино-югоосетинский конфликт — типичный образец этнотерриториального конфликта, порожденного стремлением национального меньшинства, являющегося или считающего себя дискриминированным, реализовать право на самоопределение.
Еще в бытность Российской империи большая часть Южной Осетии входила в состав Тифлисской губернии с момента образования последней в 1847 году. Северная же Осетия входила в состав Ставропольской губернии, а позднее Терской области России. При советской власти разделение осетин на разные административные единицы сохранилось. В 1922 году была образована автономная область Юго-Осетии как составная часть Грузинской ССР с центром в городе Цхинвали. Северная Осетия с января 1921 года была включена в состав Горской АССР, после июля 1924 года — в состав РСФСР.
На фоне центробежных тенденций в преддверии крушения СССР в ноябре 1989 года Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР изменила свой статус до автономной республики, а в сентябре следующего объявила о независимости и создании республики Южная Осетия. В ответ в декабре 1990 года Грузия заявила об «упразднении» Юго-Осетинской республики. Тогдашний президент Звиад Гамсахурдиа ввел в регионе чрезвычайное положение и предпринял попытку решить вопрос силой, введя в Цхинвали 6 января 1991 года национальную гвардию и милицию, но они были вытеснены осетинами. В течение всего 1991 года в регионе происходили спорадические  вооруженные столкновения. Южной Осетии удалось выстоять не в последнюю очередь благодаря поддержке Северной Осетии и России, а также из-за гражданской войны, вспыхнувшей в тот момент внутри самой Грузии. Все это вынудило Тбилиси, где к власти пришел Эдуард Шеварднадзе, пойти на подписание Дагомысского соглашения с президентом РФ Борисом Ельциным. На основе этого документа 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли российские миротворцы. Сам конфликт все это время тлел.


Ошибка Саакашвили
То, что война между Грузией и Южной Осетией все же вспыхнула, не вызывает большого удивления. Логика предшествовавших событий вела именно к такой драматичной развязке. Формально у каждой из сторон были свои аргументы. Грузия, основываясь на прописанном в Уставе ООН принципе территориальной целостности, стремилась восстановить конституционный порядок в непризнанной республике. В случае успеха аналогичный исход ожидал бы другую некогда отколовшуюся часть Грузии – Абхазию. Южная Осетия, основываясь на другом принципе все того же Устава ООН о праве нации на самоопределение, встала на защиту своей независимости. Мог ли Михаил Саакашвили всерьез рассчитывать на успех авантюры с Южной Осетией. Не исключено. Ведь совсем недавно в Москве проглотили факт силового присоединения третьего некогда мятежного края Грузии – Аджарии. Вероятно, грузинский президент получил также очень серьезные заверения в помощи со стороны Белого дома в случае, если ввяжется в конфликт (об интересах США чуть ниже). Заслуживают внимания особенности личности самого Михаила Саакашвили. По всей видимости, помимо патронажа США и НАТО именно войну он выбрал как самый действенный инструмент для консолидации нации, смещения социально-экономических и внутриполитических проблем Грузии на задний план. Но он потихоньку превращается в диктатора, от которого уходят даже самые близкие соратники (Акруашвили, Бурджанадзе) либо погибают при весьма загадочных обстоятельствах (Жвания, Патаркацишвили). Он остался один, и такое ощущение, что не контролирует не только положение, но и себя. Не зря некоторые западные эксперты отмечали, что Вашингтон в своей политике выдавливания России из Кавказа «напрасно сделал главную ставку на этого парня».
Обращает на себя внимание и время, выбранное грузинским руководством для наступления на Цхинвали, — начало летней Олимпиады, когда взоры всего мира были прикованы к Пекину. Хотя всего за сутки до приказа к наступлению Саакашвили публично заверял, что настроен на мирное урегулирование спора с Южной Осетией.
Однако расчеты Саакашвили не оправдались. Более того, после провала блицкрига   европейские партнеры США, в частности, Париж и Берлин будут иметь все основания заявить, что на прошлогоднем бухарестском саммите НАТО они были правы, призывая осторожно относиться к амбициям Грузии в отношении членства в Альянсе.
«Учитывая нежелание многих членов НАТО без нужды восстанавливать против себя Россию, представляется маловероятным, что Грузия сможет заручиться от своих западных защитников чем-то большим, чем просто поддержка на словах, — писал в дни конфликта авторитетный на Западе еженедельник «Тайм». — Саакашвили, похоже, допустил двойной просчет: он недооценил масштабы российского ответного удара и переоценил поддержку, на которую он мог рассчитывать со стороны США и их союзников». «Хотя Америка и считает Грузию самым надежным союзником из числа бывших советских стран, Вашингтон слишком нуждается в помощи России по таким крупным проблемам, как Иран, чтобы рисковать всем во имя защиты Грузии, — заметила уже «Нью-Йорк таймс». — К тому же, как признают представители администрации Буша, остальной мир, и в частности США, мало что могут сделать, чтобы повлиять на поведение России».


Россия прирастет Южной Осетией и Абхазией
Итак, кроме самого конфликта между Тбилиси и Цхинвали большое влияние на  разжигание войны оказало глобальное геополитическое противостояние России и США. Казалось бы, «холодная война» уже давно канула в Лету, но, несколько побыв в забытье, она вновь напоминает о себе. Бомбежка Югославии, расчленение Сербии, продвижение НАТО на Восток и прочее – это все звенья одной цепи. И, надо признать, на протяжении 1990-х и даже начале 2000-х игра эта шла «в одни ворота», в ущерб России.
Однако Россия сейчас на подъеме. А потому вязкая позиционная борьба разворачивается с новой силой. Еще на заре своего президентства Владимир Путин произнес слова, ставшие лейтмотивом его политики: «Последнее десятилетие Россия только теряла, теперь мы будем только брать». Идет необъявленное противостояние Вашингтона и Москвы за влияние на постсоветском пространстве. Есть страны пророссийской ориентации, наподобие Беларуси или ряда республик Центральной Азии, есть прозападный так называемый «демократический пояс» в лице ГУАМ. Северный Кавказ в этом смысле — ключевой регион, упустив контроль над которым, Кремль как минимум на долгие годы откатился бы назад. Кавказ — это не Югославия и даже не Сербия, это южный форпост России, и там никогда не смирятся с его потерей.
И в том, что в конфликт Тбилиси и Цхинвали втянулись вооруженные силы России, нет ничего сверхъестественного. Тем более, коль скоро речь идет не только о наличии у нее миротворческого статуса на севере Кавказа, но и защите российских граждан, составляющих, между прочим, большинство жителей Южной Осетии и Абхазии.
Ситуация крайне противоречива. ООН, будучи глобальным арбитром де-юре,  перестает быть таковым де-факто. Миром начинает вершить право сильного. Наблюдается засилье так называемых двойных стандартов. Нарушила ли Россия международные нормы, вторгшись на территорию Грузии? Вероятно, да. Но и Америка не раз переступала черту, разбомбив Белград, потопив в крови Ирак. Вряд ли в Кремле пошли бы на столь жесткие меры в отстаивании своих интересов, не имей современные международные отношения прецедентов с неоимперским агрессивным поведением Вашингтона.
«Вплоть до сегодняшнего дня Запад практиковал радикально отличный подход к сепаратизму на Балканах, где прозападные микрогосударства имеют посольства, и Кавказом, где считаются священными и неприкосновенными границы, проведенные еще Сталиным, — пишет в этой связи известный историк из Оксфорда Марк Элмонд. — На Балканах Запад добивался распада многоэтнической Югославии, апофеозом чего стало признание независимости Косово. Если западное признание может получить такое подчиненное господству мафии микрогосударство, как Черногория, то чем хуже него пророссийские непризнанные государства, стремящиеся к независимости? Если Запад с готовностью признал за нерусской республикой (Грузией. — Прим. ред.) право выйти из состава СССР в 1991 году, какова логика того, чтобы удерживать негрузинское население в составе микроимперии только потому, что она является прозападной?»
Южная Осетия и Абхазия – это своего рода принципиальный рубеж для России, который будет удерживаться всеми доступными средствами. Развязав агрессию против непризнанных республик, Саакашвили свел до минимума возможность их, по крайней мере, цивилизованного возвращения в лоно Грузии. И на фоне антироссийской истерии НАТО в Кремле обязательно воспользуются подвернувшимся шансом. В первую очередь это касается шагов по обеспечению Южной Осетии и Абхазии статусом независимых государств, а по сути, их вхождения в том или ином виде под крыло России.


Дядя Сэм замочит любого за демократию
Выше уже говорилось о вязкой борьбе Москвы и Вашингтона за пространство СНГ. Понятно, что главная ставка американцев на Кавказе делается на взлелеянном ими самими Михаиле Саакашвили. Демократическая риторика – лишь ширма, за которой стоит цель вытеснить Россию из региона, водрузить там свой флаг, в частности путем ускоренного принятия местных республик в НАТО, создать зловещий образ России в глазах мирового сообщества, вбить клин в процесс нарастающего сотрудничества между РФ и ЕС.
Но в случае с югоосетинской авантюрой к глобальным стратегическим интересам Белого дома прибавились мотивации внутриполитического свойства. Президентская гонка в США вышла сейчас на финишную прямую. Маленькая же война на Кавказе могла потребоваться, чтобы добиться избрания главой Белого дома Джона Маккейна, сохранив тем самым власть неоконсерваторов. Хорошо известно, что так называемые «неоконы» являются главными архитекторами войны в Ираке, они же считаются авторами-постановщиками, которые готовят войну в Иране. Деятельность самой администрации Джорджа Буша во многом подчинена не интересам Штатов, а избирательной кампании республиканского кандидата в президенты, в соответствии с чем и ведется игра.
Да, Саакашвили не оправдал надежды. Но вряд ли американцы выбросят свою марионетку на свалку. Напротив, они будут настаивать на том, что «свой парень» прав, невзирая на то, что он уже по колено в крови. Поэтому стремление «неоконов» поскорее затащить Грузию в состав НАТО останется прежним. Очевидно, что аналогичным образом они будут поощрять и украинского президента Виктора Ющенко. Америка обречена на агрессивность, как на главный носитель имперского статуса. Отсюда и необходимость в постоянном нагнетании образа врага: терроризма, религиозного экстремизма, диктаторских режимов, теперь вот России. Однако, будь то в Афганистане, на Ближнем Востоке или на Балканах, налицо неспособность США управлять ситуациями, самими же созданными. Поэтому Вашингтон стремится уже не столько к контролю над пространствами, сколько к поддержанию в них неупорядоченности. Хаос превратился в удобную среду для продвижения американцами своих замыслов и оправдания присутствия на геостратегических стыках.
Збигнев Бжезинский, пожалуй, самый ярый адепт американского империализма, отмечал когда-то: «Евразия – это главный геополитический приз для Америки. Поражение и расчленение СССР явились финальным аккордом в быстром вознесении на пьедестал США в качестве единственной и первой подлинно глобальной державы. В то же время жизненно важно, чтобы на международной арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии, соответственно бросающий вызов Америке». Вне сомнения, к первоочередным мишеням причислены Китай и Россия, которые единственные, по оценкам заокеанских экспертов, обладают волей и потенциалом, чтобы оспорить гегемонию Штатов. Вокруг них активно ведется формирование «зон нестабильности».  


СНГ на перепутье
Процесс «затаскивания» Грузии и Украины в НАТО ускоряется. Соединенные Штаты тем временем под предлогом защиты от иранской и южнокорейской угрозы размещают средства ПВО в Восточной Европе. Реально дело идет к нагнетанию напряженности с Россией. Демонизация России нужна Вашингтону помимо прочего, чтобы блокировать ее сближение с Европой. Это кошмарный сон для американцев – утратить контроль над Старым Светом и вообще оказаться третьим лишним в связке США-Европа-Россия, когда идею евро-атлантического партнерства может заместить евро-азиатский вектор сотрудничества. И в Белом доме сделают все, чтобы не допустить зловещего сценария. А это означает, что конфронтация между Вашингтоном и Москвой обречена на обострение. Соответственно недалек тот час, когда не только членам Евросоюза, но и странам СНГ придется сделать недвусмысленный выбор между Америкой и Россией. На двух стульях усидеть не получится. Наряду с Саакашвили лидеры бывших прибалтийских республик, Украины и Молдовы уже сделали это.
Да, в военном отношении Тбилиси проиграл последний конфликт. Но зато он одержал верх в военно-политическом отношении, так как завтра грузины постучатся в двери  Северо-Атлантического блока. А уже послезавтра могут вновь напасть на Южную Осетию или Абхазию. В таком случае ответный удар Кремля придется уже не по одинокой Грузии, а по члену НАТО, за которого тут же вступятся все остальные.
Над Россией постепенно сгущаются тучи. Грянет ли гроза в ближайшее время? Вряд ли. Хотя многое будет зависеть от когорты союзников, прежде всего, в СНГ, на которых надеются опереться в Кремле. В этих условиях российская дипломатия после июльской коллегии МИД РФ, где президент Дмитрий Медведев потребовал агрессивно отстаивать интересы России, уже приступила к сколачиванию антиамериканского блока. Но ведь и американцы не будут сидеть сложа руки. Из числа декларируемых союзников Москвы можно отметить Беларусь, Армению и республики Центральной Азии за исключением нейтральной Туркмении. Но ситуация усугубляется не просто резким похолоданием в диалоге Россия-Запад. Само СНГ трещит по швам, деятельность которого в последнее время свелась к ни к чему не обязывающим декларациям и встречам по интересам. Некоторые члены Содружества вовсе отстранились. Союзное государство, куда входят Россия и Беларусь, также показало свою абсолютную фиктивность. Про ЕврАзЭС говорить не приходится не только в силу отсутствия зримых подвижек в его работе, но и сугубо экономической направленности данного объединения. Остается Договор о коллективной безопасности. Правда, и у него дела идут ни шатко ни валко.
 
Казахстан перед дилеммой
Так или иначе последние события на Кавказе поставили нашу страну перед  дилеммой, наверное, самой сложной в ее новейшей истории. Казахстану надо принимать какое-то решение, которое обязательно кому-то не понравится. И линия на многовекторность внешней политики едва ли сгодится, как это было прежде.
С одной стороны, есть стратегическое союзничество с Россией, с которой  Казахстан имеет самую протяженную в мире сухопутную границу. Это  наш крупнейший торговый партнер. Примечательно и то, что впервые после развала СССР в Кремле недвусмысленно заявили о вхождении постсоветского пространства в зону его жизненно важных интересов. С другой стороны, роль Запада и, прежде всего, США также нельзя сбрасывать со счетов. Америка – не просто держава №1, в руках которой сосредоточены ключевые рычаги влияния на существующий миропорядок, но и самый крупный иностранный инвестор казахстанской экономики. Имеется, правда, еще один весомый актор – Китай. Но у этой страны нет твердых союзнических обязательств перед Казахстаном, даже в рамках ШОС. Наше сотрудничество с ней носит преимущественно торгово-экономический характер. Тем более, у такой самодостаточной величины, как Китай, существуют собственные  взгляды на Россию и Центральную Азию, включая территориальный аспект.
На чаше весов и не жалующие Россию партнеры по СНГ. Несмотря на то что Тбилиси и Киев стали родоначальниками «цветных» революций на постсоветском пространстве, Астана активно разворачивает с ними экономическое сотрудничество. Отсюда проистекает предельно обтекаемая позиция Казахстана на последние события.
Между тем война на севере Кавказа продемонстрировала информационную уязвимость Казахстана. На происходящее между Грузией и Южной Осетией казахстанцы взирали исключительно с подачи и через призму российских СМИ. Выводы в основной своей массе также делали односторонние – в пользу России. Недооценивать мощь информационного оружия в условиях глобализации нельзя – это аксиома сегодняшнего дня. И коль скоро мы ведем речь о конкурентоспособности Казахстана, едва ли имеет смысл уповать только на экономические показатели и внутриполитическую стабильность, ибо понятие конкурентоспособности имеет гораздо более широкое измерение. 
Ясно, что отношение Казахстана к России будет, прежде всего, зависеть от состояния самого северного соседа: если Россия будет сильна, то Казахстан будет с ней; если нет, то Казахстан будет искать альтернативные точки опоры в этом качающемся мире.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.