«Кризис» в переводе с греческого значит «поворотный пункт»
Поддержать

«Кризис» в переводе с греческого значит «поворотный пункт»

Магжан Куанышбаев


Похоже, по образцу геополитического разлома, который в последние месяцы переживают международные отношения, с чем-то схожим начинает сталкиваться глобальная финансовая система. Ведущие рынки вступают в период стагнации, вчера еще казавшиеся непотопляемыми акулы бизнеса терпят крах, центры притяжения финансовой активности стремительно теряют позиции, на которые заступают другие субъекты мирового хозяйства. Незыблемые каноны ведения бизнеса также подвергаются ревизии. Что происходит? В этом на прошлой неделе и пытались разобраться в Алматы крупные чины, банкиры и эксперты.


Кризис в США тащит всех в бездну
24-25 сентября в южной столице Казахстана прошла IX Алматинская межбанковская конференция (АМК) – один из крупнейших бизнес-форумов на территории СНГ.
В эти дни главный мегаполис республики почтили вниманием представители государственных и интеграционных структур, ведущих финансовых и банковских учреждений мира, в том числе таких, как HSBC, Nomura, Standard Chartered, Pricewaterhouse, Deutsche Bank, Commerzbank, ВТБ, Тройка Диалог, Credit Swiss, БТА, Казкоммерцбанк, London SE, Hong Kong SE, авторитетных рейтинговых агентств, как Standard & Poor’s, Fitch, Ernst & Young, Moody’s, крупнейших информационных и аналитических агентств. 
Скажем прямо — главные оценки и выводы, которые прозвучали в ходе Алматинской встречи, не внушают оптимизма. Скорее наоборот. «Предстоящие 12 месяцев обещают быть еще более сложными, чем это было в предыдущем году», — отметила в, частности, представитель влиятельного рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. Причин для беспокойств хоть отбавляй: проблемы той же ликвидности, хронический дефицит источников для заимствований, продовольственный кризис, рост цен на энергоносители, застой на рынке недвижимости и ипотечного кредитования, призрак рецессии, наконец, угроза повторения великой депрессии в США 1930-х.
«Конкретно по СНГ ожидается замедление темпов экономического развития, ухудшение качества активов БВУ, увеличение оттока заимствований. Что касается прогнозных суверенных рейтингов, то, к примеру, у Казахстана он будет изменен со «стабильного» на «негативный», у России – с «позитивного» на «стабильный». В аналогическом ключе высказался и  Кристиан Кюхнер, представляющий UBS Investment Bank (Лондон). 
Вместе с тем, умозаключения международных рейтинговых агентств вызвали нелицеприятные отклики у той части аудитории, которая говорила от имени СНГ. Одни поставили под сомнение беспристрастность авторитетных «оценщиков», сославшись на разнящиеся определения прогнозов между потерпевшими крах американскими гигантами, наподобие Fannie Mae и Fraddie Mac, и аналогичными явлениями в  СНГ. Прозвучал даже тезис о засилье так называемых «двойных стандартов». Представитель Президента РФ в Национальном банковском совете Татьяна Парамонова поставила вопрос ребром: «Рейтинговые агентства должны ответить за то, что ввели всех в заблуждение».     
С другой стороны, отдельные ораторы уверяли, что, дескать, оснований для паники нет. По их словам, глобальная финансовая система непоколебима, проблемы же испытывают лишь отдельные банки или финансовые институты, которые вели на рынке азартную игру, вот и прогорели как в казино. Но дискуссии лишь усилились. 
Продолжая поиск причин, приведших к кризису, ряд маститых финансистов России сокрушались: «За последние 7-8 лет ни наше правительство, ни Минфин, ни Центробанк не совершили каких-либо серьезных ошибок в выстраивании и развитии грамотной финансовой политики, адекватной вызовам времени. Несмотря на все это, мы сейчас столкнулись с большими трудностями». На что эксперт, правда, больше из области геополитики, нежели финансов, Михаил Леонтьев парировал: «Фундаментальный просчет Москвы заключался в том, что она сделала ставку на привязке к безнадежно больной и обреченной экономике США. В ближайшее время эта экономика, а, по сути, абсолютно пустой, но гигантский по размерам мыльный пузырь вот-вот лопнет. Этот балласт и тянет Россию, равно как и другие страны, включая СНГ, в пучину кризиса». Экономика и политика – субстанции не разрывные и взаимодополняющие. Их просто невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому мысль ведущего небезызвестной программы «Однако» на телеканале ОРТ заслуживает, по меньшей мере, внимания.         
Грядет новый мировой порядок финансов, — предрек вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хондруев. Глобальная финансовая система, построенная вокруг Нью-Йорка и Лондона, изживает свой век. На смену приходит, выражаясь геополитической терминологией, многополярная система. Отсюда вытекает необходимость принятия новой модели поведения, как в условиях турбулентности финансового рынка, так и перехода к качественно новым правилам игры. 


Евразийский клуб банкиров
Одним из способов выживания в условиях штормящего рынка финансов может стать интеграция в рамках СНГ, о чем постоянно говорят главы государств и правительств. Однако реального движения вперед пока не наблюдается.  Хотя уже давно существует настоятельная необходимость в институциональном оформлении тех общих интересов и потребностей, которые существуют у банковских структур, финансовых организаций государств, которые входят в Содружество, и их топ-менеджеров.
«Практически все экономические решения в СНГ не срабатывают по одной простой причине.  Подписывая то или иное соглашение, каждый раз ставились какие-то грандиозные задачи, наподобие печально знаменитого плана по развороту сибирских рек. Понятно, что с реализацией таких прожектов появлялись огромные проблемы. Начинать же нужно  с простых дел, как это было в Европейском Союзе, основу которого заложил консорциум Франции и Германии по углю и стали», — отметил Генеральный директор Финансово-банковского совета (ФБС) СНГ Павел Нефидов. «Один шаг конкретного действия лучше дюжины пускай самых громких деклараций. Например, пора, наконец, вводить единую платежную систему на пост-советском пространстве, которое сейчас напоминает плохо сшитое лоскутное одеяло. Затем можно было бы переходить к другим шагам, например, по введению единой валюты в рамках СНГ. Это не укладывается в здравую логику, когда Россия торгует с Беларусью на американские доллары», — посетовал он.
Однако что мы видим сейчас? Как это часто бывает в пылу стремления интегрироваться в глобальный рынок, соседние рынки оказываются наименее изученными и освоенными. В результате СНГ, имея колоссальный потенциал при населении 270 миллионов человек, остается разрозненным рынком, соответственно инвестиционная привлекательность наших стран сильно уступает интегрированным рынкам Европы (490 миллионов человек) и США (300 миллионов человек). Поэтому пришло время создавать своеобразную дорожную карту первоочередных мер. Возможно, поначалу придется работать в узком составе, например с участием России, Украины, Казахстана. По ходу становления, когда у нас начнут получаться реальные дела, такое объединение станет подобно магниту притягивать других партнеров по Содружеству.
«В прошлом году мы учредили Евразийский клуб банкиров, — продолжил руководитель ФБС, — в который вошли ведущие банки и финансовые объединения СНГ, среди них: Ассоциация финансистов Казахстана, Ассоциация банков России, Банк Туран-Алем, Казкоммерцбанк, Банк Центркредит, Альянс банк и другие. Это – своего рода открытая площадка для обсуждения злободневных тем, их совместного решения с заинтересованными государственными, интеграционными и финансовыми кругами наших стран. Тем более, что сам процесс интеграции давно уже пора спустить на низовой уровень, где работают практики, и помочь государственным структурам создать полноценный финансовый рынок, где интересы банковских и финансовых организаций гармонично сочетались бы с государственными интеграционными проектами. Одним из инструментов в достижении этой цели  и призван служить Евразийский клуб банкиров».

Карим Масимов: «Наступают трудные времена» 
В кулуарах АМК многие обратили внимание на странные совпадения – аккурат накануне прошлогоднего заседания, произошел резкий обвал на рынке недвижимости США, что вызвало сначала кризис ликвидности в финансовой системе самой Америки, а затем во всем мире; нынешний форум снова предваряли не менее драматические события на финансовом рынке державы №1, что снова вызвало шок в остальном мире.
Выступая перед участниками Алматинской встречи, глава казахстанского правительства Карим Масимов, также не обошел этот момент: «Не знаю, организаторы предполагали ли когда готовились к конференции, что мы, как и весь мир, сейчас окажемся в центре финансового шторма, который лихорадит все рынки последние несколько дней. Казахстан, наверное, был одним из первых государств  в августе-сентябре прошлого года, который испытал на себе последствия  кризиса. Если до августа прошлого года в мировой экономике говорили о Казахстане, как о как растущем гиганте, то осенью прошлого года начали говорить обратное».
«В этот момент, — продолжил премьер, — Правительство, АФН и Национальный банк, приняли принципиальное решение, что банковская система в первую очередь  сама должна изыскивать резервы для того, чтобы противостоять растущим вызовам. Я хотел сказать, что ни один казахстанский банк не допустил дефолта, все кредиты, внутренние и внешние, были успешно погашены. Считаю, что первый удар кризиса банковская система выдержала. Осенью прошлого года правительство приняло решение вместе с Национальным банком поддержать с точки зрения ликвидности и селективной поддержки некоторые сектора экономики. В первую очередь, это касалось строительного сектора, во вторую очередь МСБ. Я считаю, что те решения, которые были приняты, выдержали тест на свою правильность, и на сегодняшний день можно констатировать  тот факт, что мы находим правильные решения, и переживаем нынешний кризис с сентября этого года, практически не входя в него, в отличие от систем некоторых других стран. 
Трудности в мировой экономике ещё впереди, наступают трудные времена. И если мы исходили из предположения, что рынки капиталов могут открыться в 2009 году, то сейчас, это вряд ли возможно. Поэтому мы свою систему должны строить, рассчитывая только на свои силы, — заключил премьер-министр.
В этом году, по словам Масимова, правительство Казахстана внесло три документа в парламент: трехгодичный бюджет на 2009,10,11 годы, новые налоговый и бюджетный кодексы. Какие принципиальные вопросы заложены в налоговый кодекс: кардинальное снижение налогов для несырьевых секторов, новый корпоративный налог будет в 2009 году составлять 20%, в 2010 – 18, 5%, в 2011- 15%. С учетом того, что социальный налог будет 11%, НДС-12% и индивидуальный подоходный налог 10%, для несырьевого сектора экономики, в том числе для финансового, налоговый режим будет очень благоприятным. Это будет стимулировать деловую активность в стране.
«В целом, несмотря на скепсис аналитиков, мы смогли успешно пройти через все рифы», — констатировал премьер-министр. В результате рост экономики продолжается примерно в тех пределах, как мы и предполагали — более 5%. Считаю, что в нынешних условиях это оптимальный рост с учетом того, что постоянным был вопрос удержания инфляции в заданных параметрах. В то же самое время золотовалютные резервы, включая Национальный фонд, сегодня составляют более 48 млрд. долларов США. 
Далее, отвечая на вопросы аудитории, из вопросов Карим Масимов сказал: «Я был и останусь сторонником рыночной экономики. Частный сектор является стимулом развития страны, и задача правительства снимать все возможные барьеры для его развития. Уверен, что частное предпринимательство Казахстана сможет выстоять и эту бурю, показав свою жизнеспособность. Поэтому главный урок и главная рекомендация предпринимательству — это адекватно реагировать на вызовы, которые возникают в мире сегодня. Мы не хотим вмешиваться в кредитную политику банков, потому что каждый банк сам определяет свою кредитную политику, сам определяет куда он считает более выгодным вкладывать свои средства, однако в то же время, нужно внимательно смотреть за состоянием рынков, оценивать риски, и усиливать группы, которые связаны с оценкой рисков. Полагаю, что эти группы в банковском секторе требуют улучшения. Но  эти уроки, многому научили  банкиров».
В своей реплике председатель Совета директоров БТА Мухтар Аблязов сказал: «Сейчас мы становимся свидетелями, когда госструктуры, правительства США, России, Японии, стран Европы очень активно вмешиваются в процесс, в финансовый сектор. Принимаются не только законы, но и осуществляются крупные вливания в экономику. Мы в последние 15 лет  выросли в условиях рыночной экономики и сами справлялись со всеми проблемами. Сейчас как представитель банковского сектора хочу сказать, что  кризис ликвидности не затронул нашу систему, как это произошло в прошлом году. Но  ряд бумаг выпуска казахстанских эмитентов, включая госкомпании, в настоящее время  изменили первоначальную стоимость, подешевели, и мы наблюдаем, как различные государственные структуры, фонды  других стран участвуют в интервенции, для того, чтобы стабилизировать  стоимость своих эмитентов. Это улучшает ликвидность ряда компаний. Что мы можем ожидать от правительства в случае, если этот процесс будет продолжаться? Дело в том, что это мешает привлекать внешние заимствования, и можем ли мы ожидать мер поддержки стоимости бумаг казахстанских эмитентов?»
Ответ премьера свелся к тому, что правительство будет внимательно следить за развитием событий на внешних рынках и внутри страны, как будут вести себя казахстанские эмитенты. И после изучения будут вырабатываться предложения.
«Я уверен, — отметил заключая глава правительства, что при консолидации действий правительства, Нацбанка, АФН, частного сектора мы сможем решить все проблемы, которые перед нами стоят. Самое главное — население нашей страны не почувствует на себе последствия мирового финансового кризиса. При правительстве создана специальная рабочая группа, которая практически в ежечасном режиме следит за происходящими событиями, делает анализ совместно с министерствами и ведомствами, вносит это на рассмотрение совета по экономической политике», — уточнил премьер-министр.

Не надо нагнетать обстановку!
В схожей манере высказалась глава агентства по финнадзору Елена Бахмутова: «Не надо вдаваться в детали и называть происходящее в стране кризисом, не надо нагнетать обстановку». Но потом подумала и добавила: «Наши сегодняшние финансовые системы находятся в состоянии стресса, хотим мы этого или нет. Этот стресс вызван в том числе внешними факторами, и мы не можем быть в стороне. Поэтому доступ и рефинансирование, безусловно, будут затруднены, и это окажет неминуемое воздействие на внутренний кредитный рынок, в части повышения ставок, возможно, еще дальнейших, но я не думаю, что они будут значительны, а также в доступности кредитования».
«И еще один урок, который должны извлечь все: не только регуляторы финансовых организаций, но и население. Той эйфории, которая присутствовала, когда к нам писали пенсионеры и жаловались, почему им, исходя из возраста, не дают кредиты, и они жаловались в банки и в качестве примера приводили доводы, что по телевизору показывали, как 80-летний пенсионер Великобритании получил ипотечный кредит на 20 лет под 2%, — такого уже никогда не будет. Население должно это осознать очень четко. И привлекая ресурсы, нужно понимать, что за них нужно будет платить и их надо будет возвращать» – предупредила глава АФН.
Между тем одним из инструментов, который позволит финансовой системе Казахстана удержаться на плаву,  станет Фонд стрессовых активов (ФСА). В него предполагается внести 1 млрд. долларов из бюджета, 5 млрд. долларов с рынка.
«В качестве источников для создания такого фонда мы рассматриваем бюджет, — пояснил, презентуя этот план, министр финансов Булат Жамишев. Имея активы банков порядка 100 млрд. долларов, что сопоставимо в целом с ВВП, имея ссудный портфель банков размером 70 млрд. долларов, понятно, что исключительно ориентироваться на бюджетные средства не представляется возможным. Для того, чтобы был системный эффект для экономики, необходимо будет из бюджета вкладывать значительные средства, чего правительство, безусловно, делать не собирается», — заключил глава финансового ведомства.
Вместе с тем, по заявлению Жамишева, фонд не ставит целью решение социальных проблем. «Можно создать систему, при которой фонд нес бы и социальные функции, но это означает, что он должен взять на себя все риски на 100%. Нагрузить рынок решением социальных проблем невозможно. Идеология ФСА предполагает, что риски будут распределены между инвесторами, которые бы дали деньги в этот фонд,  Правительством, которое вложит 1 млрд. долларов, и банками, которые также должны нести значительную часть рисков. Такая конструкция исключает какие-либо социальные решения. Невозможно через один механизм решить все, это исключено», — подчеркнул он.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.