СВМДА
Поддержать

СВМДА

Магжан Куанышбаев


Справка от «Exclusive».
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии — межгосударственный форум для диалога, консультаций, принятия решений и осуществления мер на основе консенсуса по проблемам, касающимся безопасности в Азии, наблюдатель при ГА ООН (с декабря 2007 г.). Основная цель и направление деятельности: укрепление сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.
В СВМДА входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Саудовская Аравия, Таджикистан, Таиланд, Турция и Узбекистан. Статус наблюдателя имеют Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Япония, Украина и США; ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Лига арабских государств. Действующий председатель — Республика Казахстан (до 2010 г.).


Громкие международные инициативы Казахстана всегда были призваны иллюстрировать активность его дипломатии. Они преподносились как подтверждение растущего авторитета республики на мировой арене. Ни одна другая страна в СНГ, даже Россия, не может похвастать таким обилием идей. К сожалению, большинство выдвинутых предложений, будь то по интеграции СНГ, созданию Евразийского союза, Таможенного союза, «Десяти шагам навстречу простым людям», диалогу мировых религий и прочим, с течением времени формализовались в скучные и малополезные встречи.
Взять, к примеру, инициативу о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Впервые она прозвучала с трибуны ООН уже в далеком 1992 году и, надо признать, с самого начала была подвергнута острой критике как внутри Казахстана, так и за рубежом. В укор ставились дилетантизм и амбиции в общем-то небольшого по глобальным меркам государства натянуть на себя робу великой державы.
Но механизм был запущен. Очень долго шла подготовительная работа, сначала на уровне уполномоченных представителей, затем министров иностранных дел. И постепенно СВМДА сумело заявить о себе как факторе в международной политике. Успешный дебют позволил переосмыслить прежде бытовавшие суждения о том, что выдвижение крупных инициатив есть удел лишь крупных государств. Саммиты 2002 и 2006 годов рисовали многообещающие контуры этого проекта под эгидой Астаны. Рамки форума расширялись, участники стремились нащупать новые формы сотрудничества и урегулирования спорных ситуаций. Сам факт членства в нем таких весомых фигур, как Россия, Китай, Иран или враждующих между собой Индии и Пакистана, Израиля и Палестины позволил СВМДА претендовать на уникальность.
Со временем, однако, Совещание стало утрачивать практическую ценность. Замкнувшись на выработке и рутинном согласовании сугубо теоретических, мало к чему обязывающих документов, казахстанская инициатива как бы повисла в воздухе. Интерес партнеров начал притупляться. Редкие попытки выдать желаемое за действительное терпели неудачу, как было, в частности, в случае с разрядкой напряженности между Индией и Пакистаном в 2002 году. Тогда казахстанские дипломаты поспешили объявить, что именно СВМДА стало той площадкой, где конфликтующие стороны нашли компромисс. Официальному Дели пришлось даже обратиться в МИД Казахстана с просьбой больше не ссылаться на этот факт как не соответствующий истине.
Да и сама председательствующая в организации страна — Казахстан — почему-то избегала предпринимать реальные шаги по укреплению взаимодействия и мер доверия на азиатском континенте. Создавалось впечатление, что Астане не хватает решимости поднимать злободневные темы, играть роль модератора в разматывании клубка сложных международных и региональных проблем. Вместо этого возобладали инертность и половинчатость. К примеру, посол Палестины Мухаммад Таршахани призывал использовать потенциал СВМДА в процессе урегулирования на Ближнем Востоке. Имеющаяся договорно-правовая база, по его убеждению, делала правомерной такую постановку вопроса. Но пожелания подобного плана оставались без ответа.
Имелась, впрочем, еще одна причина, почему казахстанская инициатива стала утрачивать привлекательность. Дело в том, что с начала 2000-х обозначилось определенное дублирование в деятельности СВМДА и другой азиатской структуры, быстро набирающей вес, — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ключевые участники СВМДА — Москва, Пекин, Тегеран — постепенно переключились на ШОС, отодвинув ни много ни мало «казахстанский прообраз ОБСЕ в Азии» на второй план.
В этих условиях нашему внешнеполитическому ведомству становилось все труднее убеждать коллег по клубу участвовать в заседаниях, добиваться не только необходимого кворума, но и должного уровня представительства. Вступление в СВМДА новых стран наподобие Таиланда, Иордании или Объединенных Арабских Эмиратов не смогло переломить тенденцию к потере значимости некогда громкой инициативы. Подписание «основополагающих документов Совещания», которые преподносились в качестве «эпохального достижения казахстанской дипломатии», не стало препятствием для продолжения вооруженных конфликтов между странами—членами Совещания.
Между тем груз финансового и организационного обеспечения СВМДА в гордом одиночестве тащит Казахстан. Весьма недешевое удовольствие, надо признать. Вот только какой толк в проведении форумов просто форума ради, когда за 17 лет своей истории реальных плодов, кроме бумаготворчества, не видно? Какой толк в распылении сил и средств для продвижения идеи, которая на поверку никому, кроме Казахстана, не нужна? Наверное, поэтому один из наших дипломатов, когда речь зашла о будущем СВМДА, в сердцах проронил: «это изначально был мертворожденный ребенок»…


Зачистка перед очередным саммитом
На днях едва не снесли крупнейшую геофизическую лабораторию «Боровое», входящую в пятерку лучших в мире. И все из-за того, что место, где должен пройти международный саммит по коллективной безопасности с участием 7 президентов, выбрано рядом с базой ученых. «Поскольку имеется постановление Правительства по подготовке к саммиту за подписью премьер-министра МАСИМОВА, областные чиновники принялись исполнять указания, не пригласив руководство обсерватории, — комментирует ситуацию из центрального офиса в Курчатове гендиректор Национального ядерного центра РК доктор физико-математических наук, профессор, академик НИА, МИА и РАЕН Кайрат КАДЫРЖАНОВ. — Я утверждаю: выселять людей с помощью угроз зимой просто бесчеловечно. Думаю, ни в одной цивилизованной стране, где проходят подобные мероприятия, так с населением не обращаются».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.