СПК: мнение экспертов
Поддержать

СПК: мнение экспертов

Аскар Шоканов


Айгуль Соловьева, депутат Мажилиса Парламента РК
Я знаю о существовании СПК, но мне не совсем ясна их концепция. Когда говорят, что корпорации предоставляют ресурсы и земли, а бизнес должен в них вкладывать деньги, — непонятно, как они делят собственность? И потом, для деловых людей это не такая большая мотивация, если только для начинающих предпринимателей, которые имеют какие-то великие идеи, будут разрабатывать карьеры, строить дороги и что-то на этом иметь…
Мне кажется, что интересы сторон представлены немного противоречиво, ведь акиматы отдают СПК земли и объекты, которые принадлежали государству. Предприниматель приходит, зарабатывает прибыль, которую потом делит с социально-предпринимательской корпорацией. Часть отдается на социальные нужды тому региону, где реализуется проект, какую-то часть своего дохода забирает бизнесмен, в то время как главная его цель — получить максимальную выгоду, ведь он прежде всего собственник и должен четко понимать, на каких условиях его приглашают стать партнером. Может быть, такое представление больше дает Закон «О концессиях», нежели законопроект «О социально-предпринимательских корпорациях», поскольку сейчас существуют разные формы отношений государства и деловых кругов, например приватизация или концессия. Хотя интерес может быть либо государственный, либо частный.
Бизнесмен должен иметь четкие представления о правилах игры, согласно которым он может точно просчитать свой доход, иначе он будет бояться, что на каком-то этапе у него могут просто забрать его прибыль, потому что то же руководство СПК отслеживает любую его деятельность.
СПК для меня — это искусственный микс. По сути своей корпорации исполняют роль посредников, не поймешь: то ли они менеджеры проектов, то ли госпредставители, то ли предприниматели. Эта структура находится где-то посередине, вроде она не государственная и не частная. По всем законам природы и других научных формул такие конгломераты не могут работать, в любом случае они будут стремиться к распаду.
Думаю, что контроль над доходами СПК можно закрепить за маслихатами в контексте законопроекта «О местном самоуправлении», чтобы получаемые средства проходили через бюджет. Налоги же они будут платить на местном уровне. Поэтому здесь налицо заинтересованность депутатов маслихатов в том, чтобы эта корпорация хорошо работала и отчисляла хорошие налоги, которыми они в дальнейшем могут управлять. Когда этот законопроект будет рассматриваться в Парламенте, очень важно, чтобы в нем было четко прописано, кто и за что несет ответственность, кто какие полномочия выполняет и кто за что получает деньги, куда они направляются и насколько это целесообразно. Обязательно следует указать, какие земли принадлежат регионам, а какие — Центру. Законопроект уже вышел из Правительства, теперь все эти нюансы будут обсуждаться в полной мере в Парламенте.


Серик Оспанов, депутат Мажилиса Парламента РК
СПК — нормальные структуры. Они работают всего второй год, и сейчас, думаю, находятся на этапе развертывания. Но сказать, что все у них «супер», я не могу, пока лично не увижу, как перерезают ленточку, открывая товарно-осетровую ферму или базу технической поддержки дноуглубительного флота и многих других предприятий, становлением которых сейчас занимается социально-предпринимательская корпорация «Каспий» в моем регионе.
Работа у нее пошла. СПК неплохо налаживает диалог с акиматами Мангистауской и Атырауской областей, хотя на ее деятельности сегодня отражается финансовый кризис. Но, пожалуй, самое главное, что им всем мешает, — это отсутствие правового статуса. В их случае телегу поставили впереди лошади — законопроект «О социально-предпринимательских корпорациях» до сих пор находится в Парламенте. Он объявлен приоритетным и срочным, но был приостановлен в связи со слиянием госхолдингов «Самрук» и «Казына» в фонд национального благосостояния. Теперь СПК переходят в его ведение.
Думаю, закон исправит все правовые коллизии. Его принятие прибавит СПК авторитета в глазах власти и общества, ведь не секрет, что с передачей акиматами основных средств социально-предпринимательским корпорациям были большие проблемы. Местные власти почувствовали соперничество. Этот вопрос даже выносился на заседание правительства.


Ерканат Абени, главный редактор финансово-инвестиционного журнала «LS-Личный счет»
СПК в регионах чувствуют себя по-разному. В некоторых областях есть понимание того, что акиматам корпорации — не конкуренты, а помощники в плане привлечения инвестиций, запуска новых проектов и, соответственно, создания дополнительных рабочих мест. Ведь с них снимается часть нагрузки. Во многих регионах есть богатые земельные ресурсы, но они находятся в провинции, и у акима района зачастую нет возможности привлечь серьезных инвесторов к участию в тех или иных проектах. Если в регион придет, к примеру, иностранная компания и откроет здесь предприятие, в котором смогут работать местные жители, — для акима это спасение. Тогда он охотно помогает СПК. А недопонимание чаще возникает только на уровне исполнителей.
СПК подозревают в коррупционных схемах, хотя таковые практически невозможны, поскольку процесс согласования проектов проходит очень сложно. Ни один из них не может быть утвержден без решения совета директоров, куда входят независимые директора, представители министерств, акиматов и других ведомств. Все бизнес-заявки рассматриваются с точки зрения эффективности, очень многие по ходу отсеиваются. Руководители СПК часто жалуются, что, с одной стороны, от них требуют количества проектов, с другой — советы директоров не пропускают их.
Безусловное преимущество СПК в том, что в совместном предприятии у них может быть не больше 49% акций, то есть контрольный пакет и управление остается за предпринимателем. Корпорациям же важно не просто отдать заказ, у них голова болит за эффективность проекта. По показателям рентабельности они постоянно отчитываются перед правительством, Министерством индустрии и торговли, а сейчас и перед госхолдингом «СамрукКазына». То есть заведомо убыточные проекты проталкивать нет смысла.
В период кризиса ликвидности, когда доступ к кредитным ресурсам ограничен, сотрудничество с госкомпаниями для предпринимателей становится чуть ли не единственным выходом. Запустив СПК в долю, бизнесмен привлекает государственные средства для реализации своего проекта, и как только он наладит производство, встанет на ноги, то может выкупить долю СПК в проекте.
Конечно, СПК нужен свой закон, в этом случае предприниматели будут в них более уверены. Пока же партнерские отношения чаще выстраиваются на личных договоренностях. Учитывая частую ротацию кадров, есть риск, что даже при смене директора департамента для бизнесмена могут поменяться условия проекта, а ведь они, как правило, долгосрочные.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.