Гора родила мышь
Поддержать

Гора родила мышь

Абу Алиев


Намедни в Астане прошел очередной антикоррупционный форум. По странному стечению обстоятельств он состоялся аккурат после того, как стартовала аналогичная кампания в соседней России. Остается надеяться, что это не просто дань моде или же настрою Кремля сделать все, чтобы вернуть доверие граждан к власти, особенно в том, что касается ее серьезности и искренности в преодолении подобных проблем.


Сам форум начался с признания угрожающих масштабов коррупции и неотложности борьбы с ней. Хотя сразу было оговорено, что если мы и говорим о коррупции, это не значит, что ее уровень у нас более высокий, чем в других странах. «По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций в СНГ. Мы за эти годы многое сделали для искоренения этого социального зла. Это подтверждают и международные эксперты. Еще 10 лет назад мы впервые на постсоветском пространстве приняли специальный Закон «О борьбе с коррупцией». Создан специальный орган — Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В целом казахстанское законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности стало, по сути, модельным для наших коллег по Содружеству».
Тем самым как бы давалось понять, что коррупция у нас если и имеет место быть, то у других дела обстоят еще хуже. Схожий принцип, кстати сказать, применяется не только по отношению к коррупции. Так, с точки зрения оценки социально-экономических неурядиц, продвижения демократических реформ тоже часто можно услышать тезис о том, что в других странах ситуация не лучше, например, в Кыргызстане или Нигерии. Да и наличие пускай даже самых совершенных законов — еще полдела. Намного важнее обеспечить их соблюдение, несмотря на чины, родственное положение, высокое покровительство.
Переходя непосредственно к теме борьбы с этой раковой опухолью, признавалось, что антикоррупционная система еще не работает полноценно и максимально эффективно. Статистика коррупционных правонарушений в республике остается негативной. В частности, сейчас борьбу с коррупцией ведут КНБ, МВД, Агентство по борьбе с коррупцией, Генеральная прокуратура, Финансовая полиция, но искомых результатов не видно. И с кого спросить — непонятно. В связи с этим прозвучало предложение сосредоточить вопросы борьбы с коррупцией в одном органе, поднять его статус, дать необходимые полномочия. Остается только неясным, какой из перечисленных выше органов будет выбран на эту роль, или будет создано какое-то новое суперведомство?
Между тем были оглашены конкретные показатели проведенной работы: с начала года всего по республике зарегистрировано 1581 коррупционное преступление. Осуждены за коррупционные преступления 520 человек, привлечено к дисциплинарной ответственности 990. Только акимами всех уровней совершено 69 коррупционных преступлений, 18 из них уже осуждены. По результатам социологических опросов обнаруживается, что немало жителей республики оказывались в ситуации, когда их вопрос решался эффективнее с помощью взятки. При этом в группу «лидеров» по распространенности коррупционных отношений, по мнению респондентов, входят работники правоохранительных и таможенных органов, юстиции, акиматов, здравоохранения, образовательных учреждений. Поражает то, что в числе отличившихся по коррупциогенности фигурируют органы, призванные истреблять эту самую коррупцию.
Опыт таких стран, как Сингапур и Малайзия, показывает, что в профилактике и предупреждении коррупционных правонарушений большая роль принадлежит высокой оплате труда чиновников. В Казахстане с 1 января 2009 года на 25% повышается уровень оплаты труда всем категориям государственных служащих, на 60% возрастет зарплата судей местных судов. Еще большее повышение зарплаты ожидает дорожных полицейских — почти в три раза. Хотя другой стороной медали должен стать жесткий спрос.
Еще одной кричащей проблемой является контроль за расходованием бюджета, который, как оказывается, снова же «растащен» по разным органам. Деятельность Счетного комитета, Финансового контроля, Министерства финансов, а также органов, проверяющих исполнение местных бюджетов, осталась бесконтрольной.
По мнению главы государства, настало время разобраться и поставить точку в вопросе проверок, проводимых государственными органами. Несмотря на все принимаемые меры, поток жалоб на необоснованность проверок не прекращается.
Сюда можно присовокупить злоупотребления в области госзакупок, проведения госучреждениями различных тендеров, выдачи всевозможных лицензий, отвода земель частным и юридическим лицам и т.д. Правда, погоня за пресловутыми показателями в борьбе с коррупцией способна вызвать эффект резкой стагнации. Чиновники, курирующие соответствующие сферы, из-за боязни быть уличенными в действиях с коррупционными признаками будут попросту воздерживаться от того, чтобы ставить свои подписи. Да и присказка «не подмажешь — не поедешь» может сделать свое дело.
Вместе с тем на совещании отмечалось, что граждане по-прежнему имеют упрощенные представления о причинах коррупции и методах борьбы с ней. Им не хватает антикоррупционного просвещения. Многие сами провоцируют чиновников на получение взятки. В этом плане в очередной раз прозвучал тезис о том, что наравне со взяточниками и взяткодатели должны нести одинаковую ответственность перед законом. Прямо сказать, не совсем верная аналогия, потому как принципиальное отличие между этими двумя фигурантами коррупционного действа состоит в том, что взяткодатель вынужден давать взятку, а взяточник — нет. Да и курьезные вещи от подобной уравниловки не исключаются. На память приходит рассказ одного экономиста: «У меня один приятель работает в ГАИ, и он говорит: такую классную вещь дала нам власть, когда уравняла в правах взяточников и взяткодателей. Теперь, говорит, мы берем две взятки: первую — за ГАИшное правонарушение, а вторую — как с взяткодателя. Третье — у нас ставки повысились, потому что штрафы увеличились. Только, говорит, отток пошел из ГАИ — но жить стало хуже, и народ опять пошел в ГАИ — создали нам прекрасные условия жизни!».
Пока обществу остается ждать того, чтобы коррупционные дела, особенно «крупного калибра», доводились до суда, и только это укрепит его доверие к предпринимаемым мерам. Впрочем, развалившееся недавно дело экс-министра и экс-главы компании «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева под такую классификацию явно не дотягивает. С самого начала этой скандальной истории не покидало ощущение, что она шита белыми нитками, и посадили не прожженного взяточника, а человека порядочного, который не давал воровать подчиненным. За что, видимо, и поплатился свободой. Таковы они, нравы в век культа денег, в век морали, затерявшейся в пыли лимузинов.
В целом антикоррупционный форум в столице произвел впечатление как по масштабности организации, так и решительности шагов, которые ожидаются к принятию. Победить такое зло, как коррупция, только усилиями государственных и правоохранительных органов невозможно, необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества, — вот, наверное, главный вывод, сделанный по его итогам. Ну а возглавить эту работу должна партия «Нур Отан». Существенную роль призван сыграть создаваемый при партии Комитет партийного контроля. Возможно, этот последний рецепт перенят из советского опыта, кстати, не самого плохого, если учесть, что уровень коррупции в СССР был мизерным по сравнению с нынешними временами.


Президент Нурсултан Назарбаев: «Нам нужны не искусственная шумиха или очередная «кампанейщина», а точные и реалистические меры, направленные на выявление и предупреждение коррупции».


Выступая перед участниками совещания, Президент призвал широко привлекать к этой работе неправительственные организации, институты гражданского общества, средства массовой информации. Откликаясь на этот призыв, и редакция «Эксклюзива» решила предложить свои 10 шагов, необходимых для того, чтобы покончить с коррупцией в Казахстане:
1. Создать общественную комиссию по борьбе с коррупцией с включением представителей всех политических партий, интеллигенции, СМИ, с предоставлением широких полномочий, финансовым и организационным обеспечением деятельности.
2. Провести проверку во всех государственных органах на соответствие сотрудников занимаемой должности и квалификационным требованиям.
3. Ввести практику прохождения детектора лжи при приеме государственных служащих на работу и продвижении по карьерной лестнице.
4. Опубликовать должности владельцев, крупных акционеров ведущих компаний, банков, финансовых учреждений, торговых центров, СМИ и пр.
5. Сделать достоянием гласности размеры зарплат первых руководителей министерств и ведомств, областных акиматов с перечислением записанного на них и их ближайших родственников имущества, банковских вкладов, а также компаний, руководителями или членами которых они являются.
6. Обнародовать список казахстанских студентов, обучающихся в вузах Европы и Америки, в том числе по программе «Болашак», с указанием стоимости их обучения и проживания за рубежом, должностей и размеров заработных плат их родителей.
7. Применить по отношению к коррупционерам в дополнение к увольнению с должности и лишению права когда-либо работать на госслужбе, такую меру, как конфискация имущества.
8. Финансово стимулировать право-охранительные, надзорные и судебные органы на раскрытие коррупционных преступлений и их доведение до суда. Например, путем премирования отличившихся сотрудников 10% от сумм, перечисленных в доход государства по решению суда в отношении коррупционных преступлений.
9. Обеспечить прозрачность перед СМИ всех правоохранительных органов, расследующих и рассматривающих коррупционные преступления.
10. Повысить заработную плату государственным служащим и бюджетникам хотя бы до реалистичного прожиточного минимума, и дать им право выбора.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.