понедельник, 14 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии Что сказал Тайжан на встрече с Токаевым? Две трети машин в Казахстане старше 10 лет Тайфун «Хагибис» в Японии: 45 погибших, сотни раненых и миллионы эвакуированных Помощь малому бизнесу за год сократилась на четверть Еще одна жертва Арыси 70 процентов таджиков живут за счет денег из-за границы Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу Перейдем на российское Учителей заставляют читать книги президента Дело Атамбаева продлено до 1 ноября Налоговых поступлений в бюджет стало больше Серик Кудебаев от работы не отстранен КНБ подтвердил приговор Константину Сыроежкину В Алматы открылся турнир «Мемориал Дениса Тен» Это – фейк Цены на нефть упадут? Кого посадят за хищения LRT? Еще один конфликт с иностранными рабочими Объем безнала побил новый рекорд Зять сдал, зять принял Константину Сыроежкину дали 10 лет? Елжан Биртанов: приоритет детям и профилактике

Структура мирового арт-рынка

ДИНА-АРАБ 1 Казахстанское искусство обязано найти свое достойное место в потоке мировой культуры – такова одна из важнейших целей «Стратегии «Казахстан - 2050». А значит – оно должно принять «правила игры» на мировом  арт-рынке, изучать его, следовать его тенденциям развития и учитывать вновь формирующие вкусы и потребности потребителей. Глобализация открывает для казахстанских художников новые, невиданные ранее возможности. Сохраняя богатство национальных традиций, нужно модернизироваться и идти вперед. В одном из своих выступлений по поводу путей развития страны Н.Назарбаев однажды метко отметил:«Как политику, мне совершенно ясно, что прогресс возможен только там, где есть гармония между традицией и модерном». Это верно как для политики, так и для художественного творчества. Об этих вопросах, а также о путях развития арт-рынка сегодня размышляет Дина Дуспулова. ДИНА 6 Рынок искусства после кризиса изменится, - предрекают мировые эксперты. Он станет более технологичным и дружественным для начинающих коллекционеров и инвесторов. Мегатрендом мирового арт-рынка, согласно Skate’s Art Market Research, является формирование рынка потребительского искусства. Интеллектуальное потребление становится глобальным явлением. Искусство широко проникло в массы, и каждый мало-мальски обеспеченный человек считает себя коллекционером. Теперь покупателю не нужно быть олигархом или топ-менеджером, достаточно быть успешным и довольно образованным. Потребители среднего класса постепенно переходят от просмотра картин, чтения книг о художниках и изучения искусства к его покупке и взаимодействию с авторами. Такие клиенты – образованные, обеспеченные, следующие моде – мечта в мире розничных продаж: они все больше тратят на искусство. Меняя статус посетителя на статус покупателя, средний класс увеличивает свой вклад с нескольких сотен долларов в год (членские взносы в музеи) до нескольких тысяч (покупки limited editions и работ современных авторов). Безусловно, этот сдвиг означает, что в мире искусства грядут серьезные изменения. Рост арт-рынка вызывает неподдельный интерес у инвесторов и арт-бизнес сейчас занимает ведущую позицию в мире. Арт-рынок —  это огромный инвестиционный мир, с десятками тысяч публичных и частных сделок, имеющий сложную инфраструктуру и включающий в себя десятки сегментов и секторов.Чтобы понять, что представляет собой арт-рынок как система экономических отношений и какими характеристиками обладает произведение искусства в качестве конечного рыночного продукта, его условно делят на два сегмента. Первый - высокое искусство музейного уровня. Его продукты уже давно циркулирует по рынку, он имеет свою историю продаж и огромную общую капитализацию: 30,5 миллиардов долларов за пять тысяч самых дорогих произведений искусства, проданных с публичных аукционов.  Рынок по своей сути закрытый, непрозрачный, с непомерно высокими барьерами для входа и ярко выраженным влиянием иррациональных факторов. Иллюстрацией этого сегмента может служить картина американского художника-экспрессиониста Роя Лихтенштейна. 9 ноября 1988 года какой-то счастливчик потратил на нее чуть более 2 миллионов долларов. В 2011 году, ровно через 23 года, тот же самый человек продает эту картину с аукциона  Christie’s за 43 202 500 долларов, генерируя чистую прибыль, превышающую 40 миллионов. Рентабельность сделки, как акта купли/продажи, и картины, как инвестиционного актива, составила 13,42%. 2 миллиона на 23 года под 13,4% годовых. Это очень удачное вложение капитала. История повторяется и со многими другими художниками. Буквально на каждых торгах, если анализировать результаты повторных продаж, появляются лоты с показателем рентабельности, в том числе, более 30% годовых. Одновременно происходит ротация топовых художников. Среди лидеров рынка появились новые имена, и десять из пятнадцати самых дорогих художников (по итогам года) оказались китайцами. В 2012 году самым дорогим и самым востребованным стал художник Чжан Дацянь - совокупная сумма продаж его произведений составила 505 миллионов долларов. Другой китайский мастер Ци Байши принес 445,1 миллиона долларов, переместив лидера "по сборам" последних лет Пабло Пикассо на третье место. Произведения Пикассо в 2011 году были проданы на сумму 312 миллионов долларов. Средняя цена за одну картину  10 самых дорогих западных художников, млн. долларов: 1. Пабло Пикассо - 104,2 2. Винсент Ван Гог - 82,5 3. Пьер-Огюст Ренуар - 78,1 4. Петер Пауль Рубенс - 76,7 5. Поль Сезанн - 60,5 6. Поль Гоген - 39,9 7. Жорж Сера - 35,2 8. Клод Моне - 33,0 9. Каналетто - 32,8 10. Амедео Модильяни - 31,4 Самый значительный художественный рынок  - арт-рынок США. Резкое падение арт-рынка произошло в США после трагедии 11 сентября 2001 года. Однако, начиная с этого времени, он стал стремительно расти. Так, по стоимости рынок вырос с 1998 по 2001 год всего на 7%, а с 2002 по 2006-й – на 105%. Объем рынка за этот период увеличился на 24%. Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается 42% всех сделок в стране. Из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 59 совершено в Нью-Йорке на Sotheby’s или Christie’s. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс. зарегистрированных на территории США. Корпоративное устройство арт-рынка в данном сегменте происходит по принципу олигополии. Два крупнейших аукционных дома, Sotheby’s и Christie’s, держат львиную долю рынка, оставляя на откуп меньшинства остатки сливок. Среди них английские Bonhams и Phillips De Pury, австрийский Dorotheum , немецкий Villa Grisebach, китайский Poly и другие. Торговля искусством  зачастую выходит за рамки аукционов. Это происходит, когда сделки совершаются в частном порядке и их результаты не раскрываются общественности.  У каждого человека, готового заплатить за картину шести - семизначную сумму, могут быть самые различные мотивы для скрытности. Один из них – высокие комиссионные ставки аукционов, другой - нежелание покупателей публично заявлять о размерах своих доходов. Именно поэтому практически невозможно оценить общий размер рынка и приходится опираться на открытые данные аукционных продаж. Итоги мировой активности арт-рынка за 2011 год эксперты считают сверхуспешными. ДИНА-АРТ 3-3 По расчетам французской компании Artprice, которая ведет самую полную базу данных по результатам торгов, общий объем аукционных продаж в 2011 составил более 11 миллиардов долларов, опережая более чем на миллиард  результаты предыдущего года. Доходность рынка искусства составила 15 %, то есть арт-рынок оказался доходнее фондового. По данным Bloomberg совокупная капитализация мирового фондового рынка упала в 2011 году на 12,1%. Если принять во внимание, что по недавним исследованиям немецкой компании Artnet, показатели от вложений в голубые фишки арт-рынка (Энди Уорхол, Дэмьен Херст) ползут вверх с опережением роста суммарной капитализации крупнейших компаний США, индекса S&P500, то рациональный инвестор, пусть даже совершенно далекий от искусства, задумается или хотя бы озадачится возможностями в этой индустрии. Мировой товарооборот аукционов за 2011 год: 11,25 миллиардов долларов США                                                                               -  34% Китай                                                                       -  23% Великобритания                                                   -  22% Германия                                                                - 10% Франция                                                                  - 5% Россия                                                                      - 2% Согласно отчету The TEFAF(The European Fine Art Fair), Art Market Report 2013, о состоянии мирового арт-рынка, он демонстрирует небольшой спад и уходит в онлайн. Объем торгов искусством и антиквариатом в 2012 году снизился на 7% и составил 43 миллиарда евро. В 2011 году объем сделок на рынке искусства эксперты TEFAF оценили в 46,4 миллиарда евро. Также, согласно отчету, рынок искусства Китая по сравнению с 2011 годом, просел на 24% и составил 10,6 миллиарда евро в 2012 году. А вот показатели американского рынка искусства, который по итогам прошлого года вырос на 5% и достиг 14,2 миллиарда евро, свидетельствуют об устойчивой тенденции последних лет. По уровню спроса потребителей данные Skate’s Art Market Research таковы: арт-рынок работ топ-класса достиг своего пика - это стало одной из главных особенностей I полугодия 2012. Интересом арт-мира завладела небольшая группа художников с известными работами. По сравнению с тем же периодом 2011 года в I полугодии 2012-го упали показатели количества новых работ, попавших в список Skate’sTop 5000. Игроки рынка топ-класса не готовы рисковать, покупая незнакомые работы, – они сконцентрировали все внимание на широко известных произведениях. Несмотря на избирательность рынка топ-класса, он продолжал расти. Пороговая цена выросла с 1,745 млн долларов (с 31 мая 2010 года, когда Skate’sTop 5000 был создан) до 2,258 млн (30 июня 2012 года), продемонстрировав, таким образом, 29-процентный рост. Средневзвешенная эффективная ставка доходности (ERR) повторных продаж достигла 5% – это значительный рост цен на элитное искусство за последнее десятилетие. Стабильный рост на протяжении последних 50-60 лет показывают так называемые "голубые фишки": Пикассо, импрессионисты, венская школа конца XIX-начала ХХ века, старые мастера. Аналитики также отмечают устойчивый рост интереса мировых коллекционеров и арт-инвесторов к ряду недооцененных сегментов арт-рынка: фотографии или искусству 50-х годов ХХ века.Также, интерес вызывает эротика в искусстве - живописи, скульптуре, фотографии - которая перестала быть табу в мире, и получила возможность занять причитающееся ей место. Второй сегмент, который к сегменту высокого искусства имеет отношение довольно отдаленное и развивается совершенно по другим принципам и законам,это современное искусство и живые художники. Современное искусство, в отличие от академического,  существует по законам рынка. О любом произведении современного искусства вполне можно говорить как о полноценном продукте.  Его можно воспринимать в качестве материального актива благодаря истории продаж и применять к нему методы рационального анализа, общепринятые для данной группы активов. Однако произведение искусства имеет довольно интересные особенности. Каждый продукт уникален, не имеет аналога; объективных факторов формирования цены нет - многое зависит от галереи, которая представляет художника, тенденции на определенное направление, наличие выставок за рубежом. Продукт в большинстве случаев находится в закрытом доступе. Благодаря этим свойствам, путь художника от студии до коллекционера довольно тернист и успех совершенно не гарантирован. Определенная доля сбыта современного искусства происходит через арт-дилеров, которые есть у каждого художника,  нацеленного на коммерческую реализацию своего творчества. И если выделять тенденции последних лет, то стоит отметить онлайн-площадки для торговли искусством. Как развивающаяся отрасль искусства, потребление будет становиться все более привлекательным для предпринимателей, что уже доказано быстрорастущим миром электронной коммерции. Интернет-коммерция - это уже важная составляющая жизни, и когда дело касается торговли искусством, интернет позволяет решить наиболее болезненные проблемы арт-рынка – высокие транзакционные издержки и низкую прозрачность. В отличие от признанных аукционных домов, которым понадобился век, чтобы заслужить достаточную репутацию для этого своеобразного рынка, конкурентная среда в интернете совершенно отлична от олигополической модели аукционов. Этот рынок на данный момент совершенно свеж и скорее представляет собой среду свободной конкуренции, где компания может получить стратегическое преимущество за счет развития своей технической базы, логистики, маркетинга и пиара, развивая свои конкурентные преимущества. На современном этапе выход  Казахстана на мировой арт-рынок является лучшей стратегией развития. Структура ГЛОБАЛЬНОГО арт-рынка  демонстрирует ГЛОБАЛЬНЫЕ возможности усиления  позиций на новых рынках за счет арт-экспорта, новых территориий и новых типов потребителей. Дина Дуспулова Искусствовед Арт-агентство «Алматы – Дом Мира» almatydomira@gmail.com  

Оставить комментарий

Антресоли

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33