среда, 16 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Конфуз с российским гимном Майлыбаева раньше срока не выпустят В Казахстане обсудят зарплаты с китайцами Назарбаеву дали новый орден Казахи из Китая просят политубежища в Казахстане Кто в стране самый заядлый шопоголик? Ануар Нурпеисов: «если я не могу выбрать президента, я могу выбрать страну, в которой я хочу жить» Таджикская власть признала оппозиционеров террористами Константина Сыроежкина лишили казахстанского гражданства На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии Что сказал Тайжан на встрече с Токаевым? Две трети машин в Казахстане старше 10 лет Тайфун «Хагибис» в Японии: 45 погибших, сотни раненых и миллионы эвакуированных Помощь малому бизнесу за год сократилась на четверть Еще одна жертва Арыси 70 процентов таджиков живут за счет денег из-за границы Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу Перейдем на российское Учителей заставляют читать книги президента Дело Атамбаева продлено до 1 ноября Налоговых поступлений в бюджет стало больше Серик Кудебаев от работы не отстранен КНБ подтвердил приговор Константину Сыроежкину

Кадровый голод, или где найти управленца?

ТАЙЖАНОВА 2 Даже при отборе в корпус «А» государственной службы применяется тестирование по кругу вопросов, не затрагивающих практические аспекты управления проектами. То есть лица, прошедшие тестирование в корпус «А», обладают подтвержденными компетенциями чиновников, однако при этом компетенции управленцев не выявляются. Знание законодательства не может, по определению,  помочь в управлении проектом, так как навыки управления проектами – это набор устоявшихся приемов управления, техник переговоров, финансовой компоненты, пула стратегий для конкретных ситуаций - и так далее. Доказательством необходимости изменения подходов является тот факт, что 50 процентов госслужащих корпуса «А» сидит без работы, согласно информации Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. По мнению Председателя данного Агентства Кайрата Кожамжарова, необходим пересмотр системы отбора на госслужбу, в частности, возможна отмена тестирования и более полная оценка профессиональных навыков. Практика последних лет показала низкий уровень знаний в области управления проектами не только среди сотрудников государственных органов, но и частного сектора. Анализ проектов в области бюджетных инвестиций за последние 4 года свидетельствует, что порядка  70%  проектов не могут получить положительного заключения экономической экспертизы в Центре ГЧП. Это, в первую очередь, связано с низким качеством подготовки документации по этим проектам. Поэтому крайне необходимо, чтобы сотрудники организаций, непосредственно задействованных в реализации финансируемых из бюджета проектов, были профессионально подготовлены  и сертифицированы  в  области проектного менеджмента. Таким образом, человеческий потенциал  сегодня не соответствует потребностям развития, из-за чего и возникает большинство ошибок при реализации и, как следствие, неэффективное расходование средств бюджета. Следует отметить, что в казахстанском законодательстве нет четкого требования к лицам, участвующим в отборе, подготовке, реализации, мониторинге и оценке реализации проектов, финансируемых из государственного бюджета. В связи с этим, подготовка и переподготовка таких специалистов в современных условиях должна учитывать три вещи: 1) Существует комплекс проблем, которые являются однотипными для всех стран или для групп стран, но в разных государствах эти проблемы решаются по-разному.  Этот опыт богат, разнообразен и его необходимо изучать и, одновременно, искать более или менее универсальные технологии их решения. Для Казахстана будут полезны многосторонние международные программы по подготовке управленцев, содержащие представление о разном опыте государственного управления, о разных подходах и практике решения проблем, существующих в мире. 2) Наиболее эффективные инвестиции – это вложения в человека. Необходимо просчитать, сколько будет стоить подготовка современного управленца для государственной системы на разных ступенях образования,  в соответствии с необходимыми компетенциями. Политика государства в вопросах своего собственного кадрового обеспечения должна быть четко сформулирована, проработана программно, обеспечена финансово и организационно. 3) Необходим механизм постоянного обновления управленческого образования и, одновременно, механизм контроля качества подготовки. Самое оптимальное решение – внедрение системы профессиональной сертификации специалистов, принимающих участие в подготовке и реализации проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета. ТАЙЖАНОВА 1 Процедура сертификации – это процесс профессиональной оценки опыта и компетенции, а также профессионального уровня проектных менеджеров. В свою очередь, сертифицированный менеджер по управлению проектом ГЧП – это специалист, обладающий профессиональными способностями, подкрепленными систематическими знаниями, практическим опытом и психологическими навыками, личными качествами и этикой. Сами с усами,  или без них? Было бы наивно утверждать, что в Казахстане ничего нет, а что есть – все неправильно. В стране на сегодняшний день имеется достаточно много инициатив, идей, планов. Но они часто остаются втуне,  по причине  плохой организации процесса планирования и исполнения, неээфективной системы мониторинга, отсутствия мотивации у исполнителей, либо недостаточно эффективного и своевременного контроля за исполнением.Это и есть основные функции управленца, без знания и умения которых нельзя допускать их к подготовке и реализации государственных проектов. Большинство проектов и идей не доходит до операционной стадии,  либо даже до инвестиционной стадии. То есть,  многие проекты заканчиваются на этапе планирования, и, таким образом, проходят только порядка 20-25% полного жизненного цикла. Одной из острых проблем, препятствующих стабильному и долгосрочному экономическому росту, является низкая эффективность государственного управления. Это проявляется в недостаточно высоком качестве государственных услуг, низком уровне доверия населения к значительной части государственных институтов, а также в отсутствии достаточного количества управленцев высокой квалификации. Что,  в свою очередь,  не позволяет успешно реализовать требуемые проекты. Надо понимать, что стратегическая задача инновационного развития Казахстана не может быть решена на базе тех управленческих механизмов, которые существуют на сегодняшний день. Кроме того, значительным фактором является нацеленность политики при отборе кадров на госслужбу на механическое знание законодательства и соответствие достаточно формальным признакам стажа работы,  без учета практики и навыков успешного управления именно инвестиционными проектами. Дополнением к указанному фактору является подготовка студентов ВУЗов по соответствующим специальностям без достаточного количества материалов и внедрения специальных курсов по управлению проектами,  с учетом специфики государства. По большому счету, подготовку менеджеров (в том числе проектных), осуществляют преподаватели, не имеющие либо опыта в управлении проектами, либо соответствующей теоретической подготовки. При преподавании часто используется устаревший материал, который уже неоднократно был опровергнут на практике. В частности, классические подходы к построению проекта через планирование, реализацию, мониторинг и контроль значительно осложняются с развитием социальных сетей и чрезвычайной информационной открытости - с соответствующими рисками для информационной безопасности. Планирование бюджетов и структурирование проектов также значительно изменились с внедрением новых стандартов учета, мирового финансового кризиса, новых финансовых инструментов, таких как государственно-частное партнерство.  Всеобуч нам в помощь Казахстанский рынок труда требует скорейшего создания системы профессиональной сертификации управленческих кадров. Такая система станет естественным регулятором рынка труда в области управления ГИП, внесет ясность и прозрачность в процессы найма, спроса и предложения работников в системе государственного управления проектами, повысит правовую и финансовую культуру общества. В частности, внедрение системы профессиональной сертификации дает участникам трудовых отношений следующие преимущества. Во-первых, работник получит возможность объективной оценки своего профессионального уровня и сможет планировать свой профессиональный рост и карьеру. Во-вторых, работодатель сможет увидеть объективную картину спроса и предложения на рынке труда, сэкономить время и средства при подборе персонала, а также успешно решить вопрос поддержания профессионального уровня персонала и оптимизировать расходы на обучение. В-третьих, государство получает возможность снять с себя часть кадровых проблем, оставив только надзорные функции, получить так называемую «рамку» квалификаций по секторам экономики, существенно повысить эффективность учебных заведений, а также профессиональную компетентность отечественных специалистов и вывести их на международный уровень. Наряду с сертификацией специалистов, решению проблемы будет содействовать создание ряда специализированных стандартов подготовки и реализации проектов. Абсолютно все центральные и местные исполнительные органы участвуют в реализации государственных инвестиционных проектов, но не используют единую методологию при их разработке и в подходах к управлению ими. Использование единых стандартов при разработке проектов в подходах к управлению ими обеспечит качество, системность, прозрачность, а также успешную реализацию проектов. Казахстану нужна серьезная массовая подготовка и сертификация инновационно ориентированных государственных управленцев, которые были бы подготовлены лучше, чем кадры, которые будут работать в инновационном бизнесе. Это крайне трудная задача, но если она не будет осознанна государством, она и не будет решаться. Жанар Тайжанова, аналитик Центра государственно- частного партнерства  
Оставить комментарий

Антресоли

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33