Дьявол кроется в деталях
Поддержать

Дьявол кроется в деталях

«…События на Востоке начались с того, что один из отчаявшихся изменить мир сжег себя. Небо приняло эту жертву потому, что она была «адал» — «чиста». Видимо, все жертвы, которые мы принесли изменениям, не настолько пронзительны и чисты в своей силе. Видимо, мы еще не доросли до перемен, торгуясь с собственной совестью».

Мне всегда жаль, когда зачастую текст воспринимается буквально. Когда в самосожжении видят только самоубийство, а кочевничество сводится к скотоводству.

Отношения человека с собственной совестью — это вечный диалог c дьяволом-искусителем. Достаточно продать блестящему и тонкому собеседнику по имени Мефистофель некую размытую и неопределенную субстанцию, именуемую душой, как можно получить все мыслимые блага в обмен на нечто, не поддающееся никакому определению. Иногда этот торг длится мгновения, а иногда — всю жизнь.

Однако есть некие внешние признаки, по которым можно определить победу или поражение дьявола. И далеко не всегда самоубийство — это его победа.

Во-первых, самосожжение — это не самоубийство девицы, которой родители отказали в покупке автомобиля, а форма протеста. По большому счету, японское харакири — одна из законных форм выражения своего неприятия, когда человек дает понять, что он не может смириться с вещами, которые противоречат его этическим нормам.

Что иное, как не самоубийство, воспетые человечеством подвиги, когда любящие предпочитают смерть разлуке или в одиночку ведут заведомо проигранный бой с врагом?

Что иное, как не самоубийство, сейчас последовательно делает человечество, загаживая воду, воздух и землю?

Жизнь и смерть многогранны. Дьявол кроется в деталях.

Я не апологет самоуничтожения. Скорее — наоборот.

Но в основе любого протеста должны лежать неистовая любовь к свободе и счастью. При этом оба эти понятия — это процесс, а не результат.

Для меня эти тексты — это возможность катапультироваться в собственный мир. Они привлекательны именно полным отсутствием функциональности, практического применения. С точки зрения общепринятой морали они абсолютно бесполезны. Но до тех пор, пока мы ведем эти бесполезные диалоги сами с собой, есть надежда хотя бы иногда испытывать всю полноту счастья от таких же совершенно бесполезных вещей: красоты, музыки, любви, поэзии…

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.