Возвращение Президента
Поддержать

Возвращение Президента

«Эксклюзив» составил рейтинг главных событий уходящего года. Можно с разной долей скепсиса относится к действующей власти, но нужно признать одно — главным ньюсмейкером, за редким исключением, уходящего года было государство, а точнее — президент страны.

Откровенно говоря, за последние 10 лет впервые возникло желание прокомментировать его выступления, потому что в них появились какие-то новые в риторике Акорды слова: труд, ценности, культура, бережливость…

Пятнадцать лет назад, во время работы в Агентстве по стратегическому планированию, мне пришлось иметь какое-то отношение к работе над первой долгосрочной стратегией «Казахстан-2030». Я помню то воодушевление, с которым команда работала над этим документом? и практически все ее авторы так или иначе сегодня имеют отношение к ее реализации: Кайрат Келимбетов, Асет Исекешев, Максат Муханов, Ерлан Аринов, Госман Амрин и еще десятки тогда еще неизвестных молодых амбициозных персон. Нужно сказать, что тогда обнародование стратегии вызвало гораздо больше внимания в обществе, не всегда однозначного, но, по крайней мере – неравнодушного. В том числе и я была приглашена в Агентство после того, как крайне нелицеприятно отозвалась о ее качестве.

Возможно, причина девальвации внимания к публичным выступлениям президента кроется не только в том, что они превратились в ритуальные перечисления достигнутого и объявления о повышении зарплат бюджетников, и даже не в том, что контроль за их реализацией ограничивался подсчетом количества «просроченных» документов, но и в том, что составлялись медиа-планы по их освещению для бюджетных масс-медиа и в них долго и унизительно однообразно и формально изливались панегирики по поводу «дальновидности», «актуальности», «своевременности» и так далее очередного послания.

В прошедшем году Акорда удивила тем, что появился некий намек на то, что ее рецепторы еще живы после многолетней летаргии. Заговорили о социальном партнерстве, о социальных лифтах, о самозанятых, которых в стране по умолчанию долго просто не существовало, а это практически половина всего трудоспособного населения страны, о молодежи, у которой сегодня три дороги: преступность, религия и суицид, и т.д.

Причем непонятно, с чем это связано – то ли в окружении Президента появились новые люди, то ли работает пресловутая группа Тони Блэра, то ли наконец-то стали читать отчеты социологов и аналитиков, то ли Жанаозень и московские митинги привели власть в чувство, но, так или иначе, повышенная публичность президента говорит об одном – что Акорда и в наступившем году не только сохранит свой статус главного ньюсмейкера, но и нас ожидают очень интересные политические реформы, о необходимости которых так долго говорили большевики… Пардон, большинство думающих людей в этой стране и даже за ее пределами…

Итак, во-первых, в последнем послании вполне адекватно отражены глобальные вызовы ХХI века. Не знаю, как насчет ускорения исторического времени, оно и в 20 веке ускорилось до неприличия, итогом чего стал и демографический дисбаланс, как следствие – нехватка продовольствия, воды, ресурсов и, что еще более важно — кризис ценностей нашей цивилизации. Остальное – только следствие.

На мой взгляд, несколько неудачно названа сама Стратегия «Казахстан-2050» — Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях. По большому счету, нового политического курса как-то не просматривается, если не считать «новизной» элементарный здравый смысл и прагматизм. Хорошо, что появилась попытка ответить на вопрос — Куда мы идем? Этот вопрос задавало на протяжении всех этих лет бесчисленное количество моих соотечественников вне зависимости от пола, возраста, национальности и уровня доходов.

По большому счету, наверное, потому документ и стратегический, что в нем очень схематично изложены основные направления, но тогда гораздо важнее «расшить», что в каждом конкретном случае имеется в виду. По хорошему, такие документы готовятся как минимум три года, представляют из себя десятки и сотни томов, а потом, только после их агрегации выдается на «гора» вариант для «пипла». Боюсь, что в этом случае будет ровно наоборот – после обнародования послания министерства и комитеты будут судорожно, второпях и, как следствие, некачественно и формально писать Программы по реализации послания, план мероприятий по их выполнению и т.д.

Дай Бог, чтобы я была не права. Но в стране нет структуры, которая бы занималась стратегическим планированием, мониторингом и корректировкой такого уровня документов, которая была бы способна обеспечить необходимый уровень компетентности и полномочий. Старые уже все вышли, а новые еще не народились…

Например, радует, что в послании сказано о сельском хозяйстве. В ситуации, когда наши города просто не в состоянии абсорбировать огромный поток сельских мигрантов ни с точки зрения обеспечения рабочими местами, ни обеспечения минимального социального стандарта, нам просто критически важно честно признаться, что в постиндустриальном развитии мы отстали минимум на 50 лет и нет никаких признаков, что в ближайшие 50 лет это отставание преодолеем. Следовательно, нужно четко определиться, что есть только две-три отрасли, в которых у нас есть даже не конкурентные преимущества, а только то, что может ими стать и среди них сельское хозяйство с нашими территориями и населением – в первую очередь.

Радует, что заговорили о бизнесе, изменении роли государства, новой волне приватизации. Нашему бизнесу нужно дать возможность взять реванш после того, как его основным заказчиком стали бюджет, и, как следствие – бесчисленные проверки как заказчика, так и исполнителя, когда качество исполнения проекта волнует в самую последнюю очередь. Главное – чтобы документы были в порядке. Понятно, что с коррупцией надо бороться, но при этом очень трудно понять, что ее стало меньше, а вот отрицательный мультипликативный социально-экономический эффект налицо – доля МСБ в ВВП падает с каждым годом. То же касается и выборности аульных акимов. Половинчатость – самый страшный бич любых реформ. Честнее было бы дать им больше финансовой самостоятельности и четко определить критерии эффективности, и при этом проводить независимую общественную экспертизу акимов, чем выбирать их, оставив их полностью подконтрольными областному акиму, чья должность выборной не является, но целиком и полностью зависит от навыков аппаратных войн.

Судя по оглавлению содержания послания складывается впечатление, что мы все эти 20 лет ничего не делали. Опуская «социалку», которая была самым слабым звеном Стратегии-2030, остальные пункты: децентрализация управления, совершенствование системы госпланирования и прогнозирования, формирование профессионального госаппарата и далее по списку – говорят о по сути о провале предыдущего программного документа.

Опять-таки, возвращаясь к собственному опыту, предположу, что помимо всех прочих объективных причин, дело было и в том, что созданное сразу после обнародования «Стратегии-2030» Агентство по стратегическому планированию и реформам сначала по существу выполняло функции Госплана, ровно до тех пор, пока оно занималось только функциональным мониторингом и стратегическим анализом, но при этом не подчинялось Правительству и обладало большими полномочиями. Начало конца случилось тогда, когда АСПИР стало брать на себя несвойственные функции, то есть, по сути, параллельно выполнять функции правительства. На экспертизу АСПИР высылались десятки и сотни документов, начиная от лицензирования алкогольной продукции и заканчивая ратификацией межпарламентских соглашений. Не исключаю, что это был итог аппаратных войн, когда ведомство сначала усиливают сверх нормы, делают из него «узкое горло», оно не справляется с этим валом, его начинают справедливо критиковать, а потом потихоньку поэтапно реорганизовывают до нуля.

Мне еще много есть что сказать, но в одном я согласна с текстом Президента безоговорочно: новый исторический шанс не может быть нами упущен уже в который раз…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.