Где взять деньги для АПК?
Поддержать

Где взять деньги для АПК?

Мурат Темирханов

На текущей неделе exclusive.kz провел экспертную дискуссию, посвященную финансированию сельского хозяйства. Аналитики Halyk Finance поставили неутешительный диагноз, но подготовили рекомендации, в корне отличающиеся от тех, которые сдержатся в текущих госпрограммах. 

Сельское хозяйство является естественным драйвером для роста экономики в Казахстане. Этот сектор экономики имеет необходимую базу природных и человеческих ресурсов, что создает возможности для более высокой добавленной стоимости. В частности, по площади пахотных земель на душу населения Казахстан занимает второе место в мире, при этом сельское население занимает 43% от всего населения Казахстана с высокой долей занятых.

Однако, несмотря на очень высокий потенциал и приоритетность этого сектора экономики, он занимает низкую долю в ВВП страны – 5%, а в налоговых доходах государства еще меньше — 0,5%. При этом, в относительном выражении АПК является одним из крупнейших получателей государственной помощи, как напрямую (прямые субсидии), так и косвенно (льготные процентные ставки, льготное налогообложение и так далее).

В соответствии с рекомендациями ОЭСР и Всемирного Банка государственное вмешательство в сельскохозяйственный сектор должно нести временный характер и должно быть прежде всего направлено на устранения неэффективности рыночных механизмов («провалов» рынка) с целью обеспечения долгосрочного развития АПК. Главным недостатком всех прошлых государственных программ по развитию АПК в Казахстане было именно отсутствие фокуса на развитии рыночных механизмов с целью роста конкурентоспособности, производительности, и благосостояния населения в сельском хозяйстве.

Текущая программа развития агропромышленного комплекса Казахстана на 2017-2021 годы, утвержденная в феврале 2017 года, имеет тот же самый недостаток. В программе практически  отсутствует анализ международного опыта по различным мерам государственной поддержки сельского хозяйства. В ней неверно поставлены цели и остается непонятным, какую роль в развитии АПК должны играть рыночные механизмы, а какую государство.

Главная проблема текущей программы развития АПК заключается в том, что предложенные в ней государственные меры будут не способствовать, а мешать развитию рыночных отношений, как в сельском хозяйстве, так и в финансовом секторе.

Обеспечение доступности финансирования АПК

В ноябре 2017 года, как было заявлено — «в рамках реализации Госпрограммы развития АПК на 2017–2021 годы», правительством был утвержден поэтапный план перехода от субсидирования к льготному кредитованию. Затем это еще раз было подтверждено в январском послании президента на 2018 год, где было сказано, что «нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК».

По нашему мнению, такое сильное изменение госпрограммы по развитию АПК не приведет к улучшению ситуации в сельском хозяйстве по четырем основным причинам.

Во-первых, выдача банковских кредитов, по которым процентная ставка искусственно занижена за счет государства, искажает рыночные отношения в банковском секторе, что в долгосрочном плане будет ограничивать доступность финансирования в сельском хозяйстве.

Во—вторых, высокие рыночные ставки кредитования не являются основным препятствием по доступности финансирования для сельхозпроизводителей.

В-третьих, сельхозпроизводители в большинстве своём сильно перегружены долгами и имеют плохое финансовое состояние.

В-четвертых, фокус на доступности финансирования только для сельхозпроизводителей недостаточен. Необходимо стимулировать финансирование других видов деятельности, без которых развитие сельского хозяйство невозможно (инфраструктура, исследования, образование, внедрение инноваций и так далее).  

Льготные проценты на кредитование ограничивают финансирование АПК

Выдача кредитов, по которым процентная ставка искусственно занижена за счет государства, искажает рыночные отношения между заёмщиками и банками, и непосредственно между финансовыми институтами. Это приведет к долгосрочной стагнации финансирования сельского хозяйства по следующим причинам.

Финансирование государства по низким процентным ставкам сильно ограничено в объемах, однако оно фактически не позволяет банкам выдавать кредиты по рыночным ставкам за счет средств, привлеченных на рынке. Таким образом, льготное кредитование за счет государства выдавливает кредитование на рыночных условиях, что в долгосрочном плане приведет к снижению кредитования сельского хозяйства.

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков демотивирует банки в кредитовании малого бизнеса в сельском хозяйстве. Административные расходы банка по одобрению, выдаче и мониторингу небольших кредитов практически не отличаются от крупных кредитов. В связи с чем, процентные ставки для МСБ выше, чем для крупного бизнеса. Государственное ограничение по максимальной процентной ставке приведёт к снижению кредитования частных предпринимателей и МСБ в сельском хозяйстве.   

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков демотивирует банки в кредитовании более рисковых сельскохозяйственных проектов. Обычно чем выше риск, тем выше процентная ставка. Государственное ограничение по максимальной процентной ставке приведёт к снижению кредитования заёмщиков с более высоким кредитным риском.

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков выравнивает все банки между собой, что демотивирует их в улучшении своей деятельности с точки зрения кредитования сельского хозяйства. При нормальных рыночных условиях рыночная ставка на кредиты во многом зависит от кредитоспособности банка и его возможностей привлекать дешевые и долгосрочные ресурсы.

Одинаковая льготная конечная ставка демотивирует самих заёмщиков в улучшении своей деятельности. При нормальных рыночных условиях рыночная ставка на кредиты для определённого заемщика во многом зависит от его собственной кредитоспособности и прозрачности. 

Предложения по субсидированию процентной ставки

Для развития рыночно-ориентированных подходов по кредитованию сельского хозяйства рекомендуется перейти на субсидирование процентных ставок через налоговые вычеты.

В этом случае все сельхозпроизводители должны получать кредиты в банках и во всех государственных финансовых институтах, только по рыночным условиям. Субсидирование будет осуществляться как вычет из налоговых платежей заемщика (например, 5% годовых от суммы кредита) после того, как заемщик реально оплатил процент по кредиту.

Такой подход позволит устранить все вышеуказанные недостатки льготных процентных ставок.

Также такой подход будет способствовать уменьшению неофициальных доходов в сельском хозяйстве. Не платишь налоги – нет субсидий.

Помимо этого, банки освободятся от взаимодействия и контроля со стороны государства, что снизит расходы банков и позволит им сфокусироваться на развитии рыночного кредитования сельского хозяйства.

В целом, по долгосрочным инвестиционным кредитам для АПК можно совсем заменить субсидирование процентной ставки на прямые инвестиционные субсидии сельхозпроизводителям так, как это предлагается в действующей госпрограмме.  

Льготное кредитование не улучшит доступность финансирования для АПК

С точки зрения доступности кредитования сельского хозяйства, помимо высоких процентных ставок, в Казахстане есть еще ряд ключевых проблем.

  1. Банки неохотно кредитуют этот сектор экономики из-за присущих ему высоких рисков. Прежде всего, это касается природных рисков: засухи, наводнения, природные вредители, болезни и так далее. Также из-за изменений на мировых и региональных рынках цены на сельхозпродукцию в стране часто подвержены сильным скачкам.
  2. Другим существенным риском кредитования сельхозпроизводителей является слабые возможности заемщиков предоставить залоги.
  3. Финансирование агробизнеса ограничивают высокие операционные (транзакционные) затраты в сельской местности, которые гораздо выше, чем городах. Это связано с низкой плотностью населения, большими расстояниями, и слаборазвитой сельской инфраструктурой. Банкам не выгодно открывать отделения в сельской местности. Из-за этого прежде всего страдают мелкие и средние сельхозпроизводители.
  4. Отсутствие нормального бухгалтерского учета и государственной статистики в сельском хозяйстве очень сильно затрудняет оценить кредитоспособность заёмщика и сравнить его деятельность с другими участниками рынка, что является серьезным сдерживающим фактором для их финансирования.
  5. В Казахстане финансовый сектор недостаточно развит и не имеет необходимых финансовых инструментов и условий на рынке для кредитования сельского хозяйства. Особенно это касается финансирования мелких и средних сельхозпроизводителей.

Предложения по стимулированию доступности финансирования для АПК

Главным принципом государственных мер по улучшению доступности финансирования АПК должно быть – не субсидирование процентной ставки, а «развитие рыночных механизмов так, чтобы со временем банки начали кредитовать сельское хозяйство полностью без вмешательства государства».

Необходимо развивать рынок страхования рисков, непосредственно связанных с сельским хозяйством. На первом этапе, для успешного развития этого рынка и снижения страховых премий, государство должно взять на себя существенную часть этих рисков.

В развитых странах главным залоговым имуществом сельхозпроизводителей является земля. В среднесрочном плане в Казахстане обязательно нужно развивать институт частной собственности и рынок купли продажи для сельскохозяйственных земель.

На промежуточном этапе, при отсутствии ликвидных залогов у сельхозпроизводителей (земля, недвижимость, и прочее) предлагается более активно использовать схемы частичного государственного гарантирования кредитов, чтобы снизить убытки банков по кредитным дефолтам сельхозпроизводителей.

Государству необходимо максимально стимулировать добровольное объединение сельхозпроизводителей в кооперативы. Из-за коллективной гарантии и более низких рисков дефолта банкам более выгодно кредитовать сельхоз кооператив, чем отдельных мелких сельхоз производителей.

Необходимо прекратить практику государственной поддержки неконкурентоспособных проблемных хозяйств. Слабые должны банкротиться и уходить с рынка. Необходимо продумать систему банкротства для сельского хозяйства.  

Для стимулирования микро и малого кредитования сельского хозяйства государство может просубсидировать операционные расходы банков в виде фиксированной суммы за каждый выданный кредит. Это будет частично компенсировать высокие операционные затраты банков в сельской местности и  стимулировать выдачу небольших кредитов. Также государство может субсидировать операционные расходы посредников, помогающих мелким сельхозпроизводителям получить финансирование (на рыночной основе) в банках и других финансовых организациях.    

С точки зрения повышения прозрачности деятельности сельхозпроизводителей, возможно, будет полезным повысить требования к их бухгалтерскому учету и статистике. При этом, на промежуточном этапе, на несколько лет государство может просубсидировать им услуги внешних бухгалтеров.

Необходимо решить проблему самозанятых на селе, которые занимают наибольшую долю от всех самозанятых в стране. Их непонятный статус (безработные или предприниматели?) ограничивает возможности реализации государственной агрополитики.

Переход банковского кредитования сельского хозяйства на рыночные рельсы автоматически будет стимулировать другие виды финансирования сельского хозяйства, такие как: кредитные кооперативы и товарищества, кредиты от оптовых покупателей, форвардные контракты, сельские микрофинансовые организации, частный лизинг и факторинг в сельском хозяйстве, и так далее. Для стимулирования этих видов финансирования сельского хозяйства предлагается на несколько лет дать им очень существенные налоговые льготы и максимально облегчить регулирование.

В целом, в мировом опыте есть еще много других способов по улучшению доступности кредитования АПК. С точки зрения рекомендаций, указанных выше, необходимо будет коренным образом пересмотреть структуру и функции НУХ «Казагро».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.