30 лет университету AlmaU
Поддержать

30 лет университету AlmaU

Тридцатилетний юбилей университет AlmaU торжественно отметил II ежегодным Международным форумом «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах: трансформация ценностей». В форуме приняли участие иностранные послы, руководители банков, ректоры университетов, журналисты, эксперты. Как перейти от идей к успеху? Как воспитать предпринимателя? На эти вопросы пытались ответить гости форума.

Ректор университета AlmaU Асылбек Кожахметов напомнил, что в нашей стране стоит задача повышения роли малого и среднего бизнеса, а для этого нужны сотни тысяч новых предпринимателей. Он сетует, что наши люди до сих пор считают, что все должно сделать государство, и задаются стандартными требованиями к государству – мало зарплаты, мало пенсии. Но это задача самого человека, уверен Асылбек Кожахметов. Конечно, базовые вещи должно обеспечить государство. В том числе, образование. Но ответственность за результаты, за свою семью, за достижения – все это в руках самого человека. Поэтому роль вузов кардинально меняется.

«Мне часто задают вопрос о том, сколько выпускников у нас трудоустроено. Разве мы должны их трудоустраивать? Они теперь должны трудоустраивать других людей», — говорит ректор.  Он считает, что университет не для студентов, а для экономики, какое влияние на развитие общества имеет университет.

«Для этого университет не только должен поменять программу обучения, это самое легкое, программ обучения много – говорит Асылбек Кожахметов, — Самое трудное поменять культуру предпринимательства у преподавателя, а потом можно предоставить все условия – это инкубаторы, это дизайн мышления. Кстати, такого рода эксперимент мы делаем вместе и по запросу компании ERG в четырех регионах Казахстана. Мы создаем экосистему молодежного предпринимательства. Мы главные консультанты и главные исполнители этой программы».

Ректор говорит, что университет намерен проводить этот форум каждый год, потому что много проблем, которыми надо заниматься – начиная с трансформации ценностей, до экосистемы, а также изменения самого госсектора. AlmaU  ориентируется на западный опыт развития предпринимательского образования. Все это делается совместно с Ассоциацией предпринимателей, а также министерством образования и науки.

«Главное – выбрать направление, не боясь делать ошибки, веря в себя», — считает ректор университета AlmaU.

«Пять лет назад я читал лекции для абитурентов. У меня был любимый вопрос – кто из вас хочет стать министром или акимом? Всегда поднимался лес рук. А кто хочет стать бизнесменом? Пара рук. Сейчас, когда я задаю те же вопросы, ситуция изменилась. Кто хочет работать на кого-то? Десять рук… Кто хочет на себя работать? Лес рук», -рассказывает ректор.

Многие студенты стремятся получить грант на обучение. Но Асылбек Кожахметов считает, что будущему предпринимателю не нужны гранты. Предприниматель не должен боятся брать кредит, считает он, потому что лет через десять эти проценты обесценятся, так что возращать в банк можно будет в 2- 3 раза меньше в долларовом эквиваленте. Вот это предпринимательское мышление, когда человек берет ответственность на себя.

Он считает, что гранты – это чужие деньги, которые вам кто-то дал. Вы еще ничего не заслужили в этой жизни. Если у вас предпринимательское мышление, это ответственноть за себя, за свою жизнь, не родители отвечают, а ты сам. То, что сегодня делается в Казахстане, очень сильно. Во многих европейских странах это не делается в таком объеме.

Между тем, его коллега, ректора университета Нархоз Эндрю Вахтель, считает, что в Казахстане люди всегда как бы всем довольны, а это плохо для предпринимательства. Кроме того, предприниматели в нашей стране не хотят рисковать, не пытаются выйти из зоны комфорта.

Ху Хайсинь, генсек Совета китайских предпринимателей в Казахстане тоже прошелся по казахстанскому менталитету. Он считает, что казахстанские предприниматели любят много говорить, откладывать дела под предлогом необходимости провести какие-то дополнительные исследования, переговоры. «В Китае мы себе такое не можем позволить», — говорит китайский бизнесмен. При этом, он согласился с Эндрю Вахтелем в том, что в Казахстане все всем довольны. Между тем, он считает, что будущих предпринимателей важно учить предвидеть, что будет через какое-то время, как пойдет бизнес. Нужно иметь смелость, для того, чтобы быть конкурентным, быть ответственным перед обществом. Нельзя ждать, что кто-то другой будет рисковать, а ты будешь смотреть на все со стороны.

Ху Хайсинь говорит, что сегодня в Китае все предприниматели говорят о большой мечте. Мечта – это сочетание мысли и действия, говорит он. Без действия эта мечта превращается в сон. Будущих предпринимателей нужно учить служению обществу, народу.

Ульф Вокурка, председатель правления Казкоммерцбанка, учился на востоковеда в МГИМО, и дополнительно получил финансовое образование в Дойче банке. Востоковед и финансист в одном лице, Вокурка сделал акцент на качествах наемных работников и предпринимателей. Он уверен, что они сегодня пересекаются – социальная ответственность предпринимателя и креативное мышление наемного работника.

Профессор университета AlmaU Леонид Гуревич 43 года посвятил работе в сфере образования, при этом 30 лет из них он занимался исследованием рыночных отношений. В университете он уже 17 лет преподает, и при обучении студентов использует 2 метода. Первый – это дискуссия об интуиции предпринимателя. Второй – учебная фокус-группа, где выявляют мотивацию поступающих на МВА. Оказалось, что существует 3 вида мотивации. Самая распространенная мотивация – получение знаний. Вторая мотивация – престиж. Третья – карьера.

Профессор отметил, что обычно за знаниями приходят в университет владельцы бизнеса. Типичному предпринимателю нужны осязаемые сиюминутные знания. В массовой предпринимательской среде сформировалась парадигма – меньше теории, больше примеров ситуаций с готовыми решениями. «Это стереотипное мышление необходимо преодолевать», — считает Гуревич.

Но хорошая новость, по мнению профессора AlmaU, это то, что показали результаты социологического опроса среди предпринимателей. На вопрос о желаемой помощи, большая часть опрошенных ответила – обучение и консультирование.

Все спикеры сошлись на том, что предпринимательству нужно учить с самого детства, и, как минимум, не убивать в школе креативные качества детей. Надо студентов учить комфортно ощущать себя в некомфортной среде.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.