Дивный новый мир
Поддержать

Дивный новый мир

n

Представляя казахстанцам «Стратегию «Казахстан -2050» Президент Н. Назарбаев особо отмечал: «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее. Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека. Мы должны быть активными участниками этих процессов.»

Важнейший элемент этого нового технологического будущего – компьютеры и всемирная цифровая Сеть, которые уже сегодня предоставляют совершенно новые и уникальные возможности для казахстанцев. Поэтому мы не могли упустить возможности задать вопросы приехавшему в Казахстан Дмитрию Конашу — региональному директору компании Intel в России и СНГ. Intel Corporation — крупнейшая международная корпорация, производящая широкий спектр электронных устройств и компьютерных компонентов, включая микропроцессоры, наборы системной логики (чипсеты) и другие. Intel внесла существенный вклад в развитие компьютерной техники. Спецификации на множество портов, шин, стандартов, систем команд были разработаны при участии компании Intel или же ей самой. Сегодня процессоры этой компании стоят в сотнях и сотнях миллионах компьютеров по всему миру. В каком направлении движется мир IT, как работает и чем удивит потребителей эта компания — об этом мы говорили с Дмитрием Конашем.

-Каково ваше мнение о казахстанском IT рынке?

Я всегда с удовольствием посещаю Алматы, стараясь организовывать свои визиты не реже одного раза в год. Несмотря на то, что по всему миру продажи в IT индустрии в этом году упали в среднем на 10%, в Алматы ситуация остается стабильной. Это заметно даже по таким внешним признакам, как реклама. Покупатели ходят в магазины, где на полках стоит новейшая продукция от разных производителей. У меня сложилось приятное впечатление от этой поездки и от встречи с партнерами — очень много позитива.

ИНТЕЛ-КОНАШ 1-1

-Каждый год IT— индустрия поражает выбросом на рынок все новых товаров и услуг. Вот, например, появился так называемый «Интернет вещей», таргет-реклама…

— Есть рынок устройств, о которых все мы знаем: это компьютеры, планшеты, телефоны. Но также существует большой рынок вычислительных устройств — то, что раньше называлось «встраиваемые технологии». Например, микроконтроллер, находящийся в телевизоре. И он там не один. Их, как минимум, полтора десятка. IT индустрия стала называть эту сферу «Internet of thing» или «Интернет вещей». Имеется в виду взаимодействие разных микроконтроллеров между собой, исключающее из части действий и операций участие человека. Intel присутствует на этом рынке давно. Сюда же относится и автомобильная электроника. Кстати, до недавнего времени самым популярным микроконтроллером для автомобилей являлся продукт Intel, разработанный на архитектуре X86.

Сейчас мы определили для себя несколько приоритетных направлений. Одно из них – это все, что связано с цифровой рекламой, включая цифровые табло, которые вы видите в магазинах, на вокзалах. Когда человек, к примеру, будет проходить мимо таких рекламных табло, они будут определять пол и показывать соответствующую рекламу. Если это мужчина, то будут демонстрироваться товары для мужчин. Аналогично — и для женщин. Плюс к этому, подобные устройства смогут учитывать и возраст человека. Это называется «таргетированная реклама» и является одним из тех направлений, над которыми Intel сейчас работает.

Второе направление – это, безусловно, по-прежнему автомобильная электроника. Она становится более сложной. Хорошим примером являются автомобили BMW, в которых находится устройство для развлечения клиентов, для навигации, выполненное на базе решений Intel. В России у нас есть такой проект для КАМАЗа. Intel совместно с этим производителем грузовиков разработали встраиваемый компьютер с голосовым управлением, который позволяет водителю легче определиться с навигацией. Очень удобная вещь.

Третье направление – встраиваемые приложения для сложных вещей, которые раньше считались очень простыми. Например, автоматы для продажи кофе. Intel совместно с английской компанией Costa создали «премиальный» кофейный аппарат.

Costa разработала дизайн и начинку, а мы, соответственно, сделали компьютер для этого аппарата. Этот кофейный аппарат может варить более десяти разных сортов кофе, узнает своих постоянных клиентов, включает музыку при приближении к нему, выбрасывает в воздух распыленный кофе, привлекая клиентов.

Такие вещи сейчас являются для нас фокусными, и мы наращиваем людские, финансовые ресурсы для развития этих направлений.

-А не может ли получиться так, что все эти новые «удобства» будут способствовать все большему одиночеству человека в этом «прекрасном новом мире»? Ведь легче общаться с бесконечно доброжелательным автоматом, чем с людьми…

Я думаю, что мы далеки от того уровня, когда перестанем общаться друг с другом из-за того, что рядом с нами будут умные машины, аппараты и автомобили. Я, в этом смысле, гораздо больше обеспокоен тем, как подростки общаются между собой. У всех у нас, взрослых людей, есть дети и знакомые подросткового возраста. И когда я вижу, что, собравшись в одной компании, молодые люди достают свои телефоны и начинают вместо живого общения что-то делать с ними – это меня пугает больше, чем умный кофейный аппарат.

-Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития казахстанского рынка, если сравнивать с ситуацией в других странах – России, Украине и странах Средней Азии?

По данным агентства GFK, в 1-м полугодии 2013 года рынок персональных компьютеров (ПК) для потребителей в России уменьшился на 10% по сравнению с 1-м полугодием 2012 года. Если мы говорим про Центральную Азию, про Казахстан, то, по данным GFK, показатели первого полугодия 2012 и 2013 годов примерно одинаковы. Возможно, мы увидим рост во 2-м полугодии. В любом случае это позитивная динамика.

В процентном соотношении, доля продаваемой продукции под названием Ultrabook в Казахстане выше, чем в России и во многих странах Европы. Отмечается также бурный рост продаж планшетных компьютеров. По данным GFK, ежемесячные продажи, меньше чем за год, увеличились почти в 3 раза. Это обусловлено доступностью интернета. «Таблетка» без интернета лишена смысла, она не функциональна. В Казахстане с доступом в Интернет все в порядке, поэтому и наблюдается очень хороший рост.

n

Что касается других стран, в Украине в этом году наблюдается рост компьютерного рынка. Но надо понимать, что последние несколько лет рынок в Украине был не очень хорошим из-за экономической ситуации. Поэтому замедление роста наступило немного раньше, чем в Казахстане, России или Западной Европе. Но сейчас экономическая ситуация более-менее стабильная, что, соответственно, отражается на рынке. По итогам 1-го полугодия рост не очень большой, но, тем не менее, он есть. Посмотрим, что покажет 2-ое полугодие. А то что, Казахстан лидирует по доле Ultrabook в продажах — это факт, который приятно радует. Это заслуга команды Intel в Казахстане и особенность пользователей, готовых потратить немного больше денег и купить премиальный продукт.

Можно также говорить и о тенденции, пусть и не новой – продажи мобильных систем растут, продажи десктопов падают. И это не только в Казахстане. В других регионах также ожидается падение рынка ПК примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, и, соответственно, ожидается рост продаж мобильных устройств. Но в то же время, появляются новые форм-факторы ПК, такие как Intel NUC.

Еще одна цифра, которая нас радует: по данным GFK, в августе текущего года 6% планшетных компьютеров, проданных в России, были созданы на базе решений Intel. С одной стороны, это небольшая цифра, но с другой, еще в декабре прошлого года таких устройств на рынке не было вообще. Более того, рынок планшетов в этом году в России возможно увеличится в 2 раза, а в Казахстане — в 2,5 – 3 раза.

-Как вы считаете – не наступает ли предел насыщения IT рынка и куда он движется, в связи с изменением экономической ситуации?

— Я не могу сказать о насыщении IТ рынка. Я в этой индустрии работаю более 20 лет, и каждый год коллеги из СМИ задают вопросы: не слишком ли много компьютеров, для чего мы обновляем эти компьютеры, зачем это нужно? Но эта гонка не кончается, а продолжается. И это очень хорошо. Если вспомните, то несколько лет назад мобильные телефоны были очень большими, не было планшетов, о скайпе слышали единицы. Прорыв, который сделали IТ продукты за последний десяток лет, заметно улучшили нашу жизнь. Я считаю удивительным и не вижу никакой причины для перенасыщения рынка.

Сейчас существует выбор носимых устройств, например, часы от Samsung или браслет от Nike, который измеряет количество потраченных калорий. Пройдет еще несколько лет и всё, что мы носим на себе – одежда, обувь, элементы каждодневного гардероба — будут измерять наше состояние: давление, температуру и т.д. Качество жизни станет еще лучше.

Что касается экономики: я вижу, как компании адаптируются к изменениям. Например, компания Яндекс почувствовала, что в России наступает насыщение рынка интернет-пользователей и начала пересматривать свою бизнес-модель. Если они раньше занимались поиском, то сейчас делают еще и другие вещи. Акции Яндекс в США возросли с начала года в 2 раза. Яндекс нашла новые системы работы, и ее капитализация растет. То есть прорвутся те компании, которые смогут вовремя отследить изменения.

-А какова, в этой связи, политика Intel?

— Наша философия проста – фокус направляется на те секторы, где рынок больше всего растет. К примеру, рынок мобильных устройств вырос, и мы изготовили платформу Bay Trail с отличными показателями производительности, энергопотребления. С другой стороны, огромные усилия направлены в область дата-центров по линии процессоров, а также много инвестируется в твердотельные диски. В области дата-центров, помимо чипсетов, процессоров и твердотельных дисков, Intel инвестирует также в элементы «коннективити» – в то, что соединяет сервера в дата-центрах между собой. На сегодняшний день там используются достаточно дорогие кастомизированные переключатели (свитчи), и Intel поставил перед собой задачу создать архитектуру, переключаемую софтом. Этот рынок достаточно сильно сегментирован. Но туда пора внести горизонтальный элемент, упорядочить, и тогда мы можем ожидать рост в этой области. Что касается десктопов, то рынок традиционных десктопов сжимается и с точки зрения приоритетов он меньше, чем рынок смартфонов. Но в то же время рынок моноблоков — одного из сегментов ПК — растет вполне успешно. В магазинах вы можете найти много вариантов моноблоков на Intel, особенно с сенсорным экраном. Поэтому Intel, безусловно, будет продолжать развивать и эту область.

Я еще хотел бы отметить технологию LTE – интернета 4-го поколения. В технологии 4G есть очень много наследия, которое тянется из предыдущего поколения GSM. По определению наш чип LTE обходится производителям устройств дешевле, потому что там нет багажа интеллектуальной собственности других компаний, за который нужно платить. Чип LTE уже находится в коммерческих продуктах, и сейчас производители постепенно проходят сертификацию этого чипа на разных рынках. Еще одно новое для нас направление – это софт. Мы купили компанию McAfee и нам хочется, чтобы больше продуктов McAfee продавалось в нашем регионе. Количество вирусов увеличивается, создатели вирусов становятся все корыстней и стремятся украсть наши с вами данные, наши деньги.

-Сегодня все большей популярностью стали пользоваться ультрабуки…

— Ультрабуки – это гениальный сегмент рынка для нас. Когда планшеты рванули вперед, наши партнеры оказались в ситуации, когда им нужно было срочно менять стратегию, чтобы продажи продолжились. И концепция с ультрабуками помогла в этом, она вдохнула вторую жизнь в рынок мобильных ПК. В момент, когда индустрия была готова замереть, ультрабуки дали толчок к движению. Доля процессоров для ультрабуков в общем объеме процессоров, произведенных Intel, возросли в разы. Теперь, развивая эту концепцию, вы уже можете видеть на рынке новые устройства 2 в 1. Это следующий этап развития, следующий толчок для рынка. Мы, как большая часть индустрии, хотим стимулировать ее к движению и росту.

n

-И все-таки: какие еще чудеса и угрозы от IT ждут нас в будущем?

— Если бы 4 года назад кто-то сказал, что операционная система, которую купил Google, будет занимать 50% всего рынка, то я бы не поверил. Поэтому предсказывать какие-то глобальные вещи очень сложно. Я могу говорить про очевидные вещи. К примеру, увеличение ультрамобильности. Устройства будут все тоньше и легче, дольше работать от батарейки. Второй явный тренд – это вопрос безопасности. В мире все больше будет людей, стремящихся украсть кошелек не из вашего кармана, а деньги с электронного счета. То есть, кроме традиционных карманников, нам нужно опасаться и виртуальных. Кроме этого, я могу предположить, что Интернет будет там, где мы хотим. Это касается носимых компьютеров, они станут частью нашей жизни.

-Недавно в Алматы проходила конференция философов. Известный философ, академик РАН В.Лекторский говорил про огромные вложения в создание искусственного мозга при помощи нанотехнологий, IT и биологических составляющих. Как Вы относитесь к созданию искусственного мозга, интеллекта?

— Я не являюсь большим специалистом в этой области, тем более, что все быстро меняется. Но на мой взгляд, создание искусственного мозга превышает возможности современной науки. Правда, я не могу сказать, что будет через 10 лет. Мы с вами уже говорили о том, что сегодня мы пользуемся вещами, о которых даже не могли представить несколько лет назад. Поэтому возможно очередной научный прорыв решит какую-то часть этой задачи. Я уверен, что когда-нибудь это произойдет, но, наверное, я до этого не доживу. Меня интересуют более насущные вещи, в этом отношении я осторожный оптимист.

— Сегодня множество молодых людей, в Казахстане и России, ищет себя в новой реальности, создаваемой на наших глазах. Что бы вы им могли посоветовать/?

-В наши дни у молодых людей гораздо больше возможностей проявить себя, научиться новой профессии, даже не выходя из дома, имея просто компьютер. К примеру, Intel проводит международный конкурс Intel International Science and Engineering Fair, в котором участвуют школьники старших классов со всего мира и представляют свои разработки. В прошлом году школьница из Караганды заняла первое место в одной из категорий с разработкой ветродвигателя. Среди тысячи школьников – участников её проект стал победителем. Она получила гранд в университет США, но решила остаться в стране и поступила в один из казахстанских ВУЗов. В этом году 15-летний школьник из США разработал способ диагностики рака, который в 168 раз быстрее, в сотни раз точнее и в тысячи раз дешевле существующих методов. Кроме того, есть парень из России, который также занял призовое место на конкурсе ISEF, недавно создал стартап по производству специальной трости для слабовидящих, которая помогает им лучше ориентироваться. Мы рады поддерживать таких талантливых молодых людей – в Казахстане, в России, везде, где видим ищущий, творческий ум.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.