Кто починит томограф?
Поддержать

Кто починит томограф?

МЕДИЦ.РЕМ. 1-1
По оценкам экспертов, сегодня в больницах страны скопилось оборудования почти на миллиард долларов. Но львиная его доля практически не используется.

Ежегодно медучреждения Казахстана закупают тысячи медицинских аппаратов различного назначения, от уже ставшего банальным тонометра до сложнейших компьютерных томографов. И стоят они немало, от пары сотен тенге, как обычный термометр — до десятков и даже сотен тысяч долларов. Сегодня в больницах страны есть медицинское оборудование из США, Германии, Южной Кореи, Франции, Японии, России, Китая и многих других стран. Есть такие «хитрые» машины, работать на которых врач может только после серьезной технической подготовки, есть такие, работа на которых создала даже новые врачебные профессии. Например, врача, работающего на аппарате УЗИ, так порой и называют: диагност- «узист». И все бы хорошо, но любая, даже самая лучшая техника имеет свойство рано или поздно ломаться. А вот с «лечением» такой техники возникают порой немалые проблемы.
В нашей районной поликлинике, к которой я приписан, есть рентгеновский кабинет. И очень часто на его дверях можно было увидеть объявление: «Закрыто на ремонт». После разговора с врачами выяснилось, что рентген-аппарат выпуска восемьдесят второго года, ломается постоянно. А централизованной службы ремонта сейчас нет, приходится искать специалистов, частные фирмы. Да и не все они берутся чинить такое оборудование. Иногда по этой причине рентген-кабинет простаивает неделями.
К счастью, после ремонта нашей поликлиники в ней заменили все отжившие свой век медицинские аппараты. Но проблема ремонта медицинской техники осталась. Ведь простой из-за поломки того же томографа, стоящего не один десяток тысяч долларов – это не только финансовые потери. Это огромные потери времени и здоровья для пациентов. А чинить сложную технику сегодня зачастую некому.
О том, что ситуация в одной, отдельно взятой поликлинике не уникальна, говорят то и дело возникающие скандалы, возникающие чаще всего после проверок медицинских учреждений различными органами, которые интересуются правильным использованием бюджетных средств. Вот тут-то и выясняется, что ве6сьма большая часть медицинского оборудования, зачастую даже уникального, попросту пылится в подвалах больниц и не работает. Вот только несколько примеров из прошлого года.
В Алгинской центральной районной больнице простаивает анализатор биохимический Vitalab Flexove 2006 года выпуска, стоимостью 5 180 000 тенге.- сообщает прокуратура Актюбинской области. В Байганинской ЦРБ в связи с отсутствием специалиста с 2009 года бездействует эзофагогастроскоп (приобретен в 2007 году на 2 149 870 тенге). Простаивают и 2 аппарата УЗИ (2005 г.в. – 7 450 000 тенге, 2007 г.в. – 10 999 392 тенге)
В Айтекебийской ЦРБ в связи с техническими неполадками не работают аппараты «Нейрон-Спектр-2». «УЗИ ДС-6» (5 980 000 тенге) и «УЗИ Алока» (4 650 000 тенге) стоят без дела из-за отсутствия специалистов. Для обследования на УЗИ аппарате жители этого района вынуждены ехать в Актобе, а это 320 км пути. В Эмбенской ЦРБ простаивает медицинский диагностический стол ZC15XY-1 (13 680 000 тенге). Он не работал с момента приобретения в 2008 году. Нет специалистов. Рентгеновский флюорографический стационарный цифровой аппарат, приобретенный в 2010 году, стоимостью 12 900 000 тенге успел отработать всего 1,5 месяца.
В Алматинской области простаивает дорогостоящее медицинское оборудование, заявляет заместитель акима Алматинской области Серик Муканов. На момент проверки комитетом по контролю за качеством медицинских услуг (конец 2013 года) не были введены в эксплуатацию и простаивали в центральных районных больницах Аксуского, Саркандского, Коксуского районов, в городских больницах городов Капшагай, Текели, в родильном доме города Жаркент 22 единицы медицинского оборудования на сумму 46,8 миллионов тенге.
В онкологических диспансерах Восточного Казахстана годами простаивают без дела дорогостоящие приборы. Об этом сообщал прокурор ВКО Багбан Таймбетов во время заседания расширенной коллегии с участием представителей акимата ВКО, управления здравоохранения области и онкологических диспансеров. Государство заплатило за их приобретение свыше 167 млн. тенге, однако с 2011 года эти приборы ни разу не применялись на практике. Начиная с 2012 года, в усть-каменогорском онкодипансере на капитальном ремонте находится малая операционная. Естественно, что все операционное оборудование из этого помещения было перенесено в другое место и временно не используется. Однако за эксплуатацию и ремонт этого не используемого оборудования из средств государственной казны в доход одного из ТОО руководство онкодиспансера выплатило за 2012-2013 годы в общей сложности 9,5 млн тенге. Об этом сообщил прокурор области.
Примеры такой поистине безумной расточительности можно множить и множить, беря любую область. Эту политику остро критиковали и в Мажилисе, где депутат Дарига Назарбаева без экивоков заявила, что сегодня зачастую инновации в казахстанской медицине являются просто хорошим «прикрытием» для отмывания денег. Однако реакции исполнительной власти никакой не последовало, министр здравоохранения Салидат Каирбекова, которая в прошлом году докладывала Президенту о ходе реализации госпрограммы ««Саламатты Қазақстан» получила, судя по всему, положительную оценку работы со стороны главы государства. Вопрос о «замороженных» в простаивающем медицинском оборудовании сотнях миллионах тенге, видимо, не поднимался. Однако Минздрав, учитывая большой общественный резонанс, не смог игнорировать эту проблему. В конце прошлого года провели срочную инвентаризацию.
МЕД.ИНН. 3-3
Выяснилось, что по состоянию на 1 декабря текущего года в 14 областях простаивает 152 единицы медицинской техники в общей сумме порядка 400 млн. тенге.
Простаивающее в медучреждениях оборудование будет перераспределено заявил вице-министр здравоохранения Болат Токежанов.
Кроме того, Минздрав, в лице министра здравоохранения Салидат Каирбекова заявил о прекращении бездумной политики «забивания» казахстанских больниц импортными медицинскими аппаратами, без учета их реальных возможностей и потребностей. Она подчеркнула, что при планировании закупа медоборудования должно учитываться наличие подготовленных специалистов.
— Когда вы планируете, то должны знать, что должны быть готовые специалисты. Не зря сегодня АО «КазМедТех» отклонил заявки регионов на 11 млрд. тенге. Мы не закупили оборудование, которое бы завтра простаивало», — отметила С. Каирбекова.
Вот так, волевым решением, конечно, можно сэкономить государственные деньги. Но многогранную проблему правильной эксплуатации, обслуживания и ремонта медицинского оборудования в тысячах больниц Казахстана такой «кавалерийской атакой», конечно, не разрешить.
— Проблему эту власти знают, но недооценивают ее остроту – считает инженер Николай Каманин, много лет занимающийся ремонтом сложных медицинских аппаратов. – Любая техника может сломаться. Учтите, что стоимость ремонта, согласно нормам ВОЗ, составляет десять процентов стоимости оборудования. А это сотни миллионов, и не тенге, а долларов. Оборудование закупается через тендеры. Но в тендерных комиссиях очень часто нет инженеров по медицинской технике. Поэтому зачастую не знают, что за аппараты покупают. Не проводится техническая экспертиза при закупе оборудования, а это значит, что часто отсутствуют техническая документация, запасные части и расходные материалы, сокращаются сроки гарантийного обслуживания. Также часто не контролируется качество ремонтных работ. Пришел какой-нибудь самозваный «мастер», поковырял отверткой в аппарате – и развел руками: «Починить невозможно. Блок «полетел». Таких случаев сколько угодно.
Да и сами производители медицинского оборудования, как оказывается, «не лыком шиты». Во многих импортных аппаратах заложен своеобразный «предел прочности»: машина работает определенное количество времени, например – несколько тысяч часов, потом аппарат попросту отключается, и затем нужно провести его техобслуживание. Хорошо, если такой аппарат стоит на гарантии в фирме, тогда его починят бесплатно. Но если срок гарантии вышел, то фирма-поставщик от него отказывается и вся ответственность за ремонт ложится на главврача. Он обращается к нашим умельцам, а наши частные фирмы заламывают такие цены, что у больницы просто нет денег. Да еще и качество ремонта зачастую никто не гарантирует.
— Бывает, что какая-то мелочь, например – скачки напряжения в сети выводят из строя аппараты стоимостью тысячи долларов. – рассказывает Каманин. – А в штатах даже крупных больниц, где сотни единиц сложной техники, нет должности инженера по медицинскому оборудованию, нет даже техника. Вот и приходится главврачу ломать голову, где найти ремонтников, да еще и таких, которые согласились бы починить недорого, и качественно… Часто бывают, что аппараты ломаются из-за неправильной эксплуатации. Врачи часто просто плохо разбираются, как на них работать. Специалистов, готовых чинить сложное медицинское оборудование, остро не хватает.
— Мы многократно поднимали вопрос создания единой службы закупки, обслуживания и ремонта сложной медицинской техники, на разных уровнях – говорит заместитель ГККП Региональный диагностический центр Алматы Татьяна Явченко. – Это помогло бы решить массу проблем с ней, проблем, с которыми, я уверена, сталкивается каждая больница. Наш центр вынужден содержать штат инженеров и техников именно для того, чтобы оборудование это бесперебойно работало, зачастую обращаться к услугам других специалистов. Каждый в этом вопросе выкручивается, как может. Но идея единой службы, хоть о ней все говорят уже много лет, так и не реализовалась.
Но если нет денег у государства – почему бы не привлечь сюда частный бизнес, заинтересовать его, создать условия?
— Здесь много объективных трудностей – считает Николай Каманин. – Во-первых, тут нужны крупные вложения в развитие инфраструктуры такого сервиса, и не факт, что частная фирма быстро их окупит. Нужен большой штат квалифицированных специалистов, ремонтников, а их за пару недель не подготовишь. Им надо хорошо платить, а у больниц всегда нет денег. Так что крупный бизнес сюда пока не идет. К тому же каждый производитель имеет своих специалистов — ремонтников, деятельность которых сертифицируется заводом. И без сертификата даже близко не подпустят к этому оборудованию – сразу же снимают гарантию. Этот вопрос тоже не решен. Сейчас все медучреждения работают либо по договору со специализированными организациями, либо по гарантии.
Проблему ремонта медицинской техники нужно решать скорее, с учетом ее поистине государственного масштаба. В конечном счете речь идет о дополнительно вылеченных десятках, может быть – и сотнях тысячах казахстанцев, о здоровье нации. Но пока этого нет и забытое или сломанное оборудование просто пылится в подсобках. Вместо того, чтобы помогать лечить людей.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.