Люди и контейнеры
Поддержать

Люди и контейнеры

ЛОГИСТ 3-3
Как уже сообщалось, группа компаний «Казахстан Кагазы» передает логистические активы (складской комплекс класса «А» и контейнерный терминал) в АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» (ИФК) в оплату задолженности перед фондом и, таким образом, выходит из логистического бизнеса. Но то, как происходит передача имущества этого крупнейшего не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии транспортно — логистического центра, вызывает очень много вопросов, которые вполне могут заинтересовать контролирующие органы.

До сих пор логистическим центром управляла «РЕАК Logistics» в состав которой входят «Paragon Development» и «Астана-контракт». И управляла весьма успешно, из года в год наращивая обороты и объемы прибыли для «Казахстан Кагазы». Центр представляет собой крупнейшее в Алматы складское и контейнерное хозяйство, где работает большой коллектив – более 500 человек. Площадь складов класса «А» составляет 48 тыс. квадратных метров, таможенного склада – 1700 кв. метров, склада временного хранения – 7 тыс. кв. метров, имеется огромное офисное помещение, склады могут принимать на хранение крупногабаритные грузы. Одновременно этот центр может обрабатывать 48 машин и 28 вагонов. К тому же он расположен в непосредственной близости от аэропорта и железнодорожной станции Алматы – 1. Склад обрабатывает сотни тысяч тонн грузов со всех концов земли. Словом – это очень «лакомый» бизнес, если учесть, что он работает, и весьма успешно. Ежемесячная выручка работающих здесь компаний часто доходила до 2 млн. долларов, но никогда не опускалась меньше 500 тыс. долларов. И вот такое успешно работающее предприятие объявляется банкротом. Как это произошло, нам рассказал Николай Долматов, бывший президент АО «Астана-контракт».
— Помимо того, что я занимал должность президента «Астана-контракт», я занимался еще и юридическими вопросами. Так что я в курсе отношений с «Банком развития Казахстана». В свое время предприятия логистического направления взяли кредит в АО Банк развития Казахстана, около 60 млн. долларов, для развития компании. Кредит брали в 2007-2008 году, еще прежние акционеры, которые были до Томаса Вернера. Вначале кредиторская задолженность регулярно погашалась, но затем возник период, когда в группе начались трудности. Компания обратилась в «Банк развития Казахстана» с предложением реструктуризации долга, чтобы снизить платежи до приемлемого для всех уровня. Долгое время велись переговоры, и до поры до времени вопросы решались, хотя со стороны БРК все время ставились новые условия, нас торопили с выплатой долга. Мы старались все эти условия выполнить. Однако, в конечном итоге, не договорились. Начался судебный процесс. БРК, естественно, его выиграл. Затем, около года назад, мы получили уведомление, что наша кредиторская задолженность передана от БРК — Инвестиционному фонду. На каких условиях – мы не знаем. В конце 2013 года начались процедуры, связанные с реализацией залогового имущества, на территории центра стали появляться судебные исполнители.
— Нам обещали, что наши компании, со всем коллективом, передает в АО «Инвестиционный фонд Казахстана», после чего мы станем акционерами новой управляющей компании – продолжает рассказ Долматова Зоя Заманщикова, начальник отдела внешнеэкономической деятельности. – Ведь наш логистический бизнес достаточно крупный. Денежные потоки, которые он генерировал, составляли не менее 500 тысяч долларов в месяц. Это достижения нашего коллектива, многие члены которого работают здесь уже не один десяток лет. Естественно, нас очень волнует судьба этого имущества, как и судьба коллектива.
Но после новогодних праздников начался «период сюрпризов». На предприятие пришли представители Инвестиционного фонда Казахстана, в лице советника председателя правления НУХ «Байтерек» Айдына Турганбаева, а также и.о. председателя правления ИФК Рината Сисембаева. И без обиняков объявили, что правила изменились.
ЛОГИСТ 2-2
— ИФК ввел нового управляющего, который появился внезапно, неизвестно откуда. – рассказывает Николай Долматов. — Никаких конкурсов не происходило. Все происходило в спешке и в тайне от нас. 28 декабря, перед Новым годом, на сайте фонда появляется объявление о сдаче в доверительное управление транспортно — логистического центра. И в течение двух-трех дней объявляют о результатах. Получается, компанию выбрали за выходные. Это нас очень насторожило, потому что коллектив большой, квалифицированный, и знает, что логистика — весьма непростое дело. Чтобы быть успешной, она требует очень знающих специалистов. Со стороны прежнего владельца бизнеса, Томаса Матеоса Вернера нам никакой помощи не пришло. Видимо, он смирился с тем фактом, что бизнес его практически забрали.
Вот так у нас делаются дела. Люди, не имеющие никакого опыта в логистическом бизнесе, не зная технологических процессов, в ускоренном темпе, за два дня, провели передачу в доверительное управление объекта, стоимостью более 100 млн. долларов. И уже 6 января в центр приходит новая управляющая компания, о которой до той поры никто не слышал.
Кое что пояснила Виктория Урумбаева — начальник отдела транспортно – таможенного регулирования «РЕАК Logistics»:
— ТОО «Актобе Логистик групп » прошла регистрацию в третьем квартале 2013 года. Она расположена в городе Актобе. Директор компании – некто Балгазин М.К., на данный момент он является единственным сотрудником этой компании. Но при этом все процессы по приемке имущества и основных средств ведет другой человек – Бекренев Игорь Александрович. Он не является работником этой компании. По странному стечению обстоятельств, господин Бекренев уже когда-то управлял этим логистическим комплексом. И именно при нем были приняты те самые обязательства перед «Банком развития Казахстана». Странно, не правда ли?
— Как вы видите, «Актобе Логистик групп » — это совсем новая компания, создана она одним физическим лицом. – говорит Николай Долматов. — Есть ли у него опыт владения и управления таким бизнесом – мы не знаем. Среди известных менеджеров казахстанских логистических компаний, которых не так много и все всех знают, его имя неизвестно. И поэтому у нас возникают вопросы: о судьбе бизнеса, о судьбе людей, которые годами работали на его процветание. Как эта неизвестная в мире казахстанской логистики, новая компания намерена возвращать деньги Инвестиционному фонду? Как они поступят с коллективом? Все это нас очень волнует сегодня.
— По договору доверительного управления имуществом, который ИФК заключил с «Актобе Логистик групп », планируется оплачивать Инвестиционному фонду Казахстана примерно 20 млн. тенге в год. – продолжает Николай. — С учетом того, что прежнему руководству не удавалось договорится с «Банком развития Казахстана» и о платежах в 500 тыс. долларов в месяц, такие необычайно льготные условия для договора с «Актобе Логистик групп »также вызывают недоумение и вопросы.
Действительно, странные привилегии для выскочившей неизвестно откуда, словно чертик из табакерки, компании из далекой от Алматы провинции.
Но, могут возразить, ведь ИФК сейчас – владелец, и может брать себе в управляющего любого, кого захочет! Хоть кобеля хромого, как говорится. Может быть, у него есть каике-то свои расчеты? Хозяин-барин!
Так – да не так. Поскольку Инвестиционный фонд – это далеко не частная лавочка, она оперирует не частными, а огромными государственными деньгами и создана именно для того, чтобы создавать жизнеспособный и эффективный бизнес. Ее важнейшая задача – беречь и контролировать народные деньги, следить, чтобы инвестиции приносили доход. Как же сочетаются с этими задачами действия ИФК по отношению к логистическому центру, к коллективу, который работает здесь? Есть ли какая-то логика в такой, с позволения сказать, «логистике»?
Другой важнейшей особенностью является то, что ИФК, вкладывающий государственные средства, составленные из налогов граждан страны, обязан самым тщательным образом соблюдать правовые нормы при их использовании. В Казахстане, надо сказать, благодаря неустанным усилиям Президента, все время призывающего беречь каждый народный тенге, создана пусть и громоздкая, но в целом весьма надежная система контроля за правильным расходованием государственных средств. Чтобы их не разворовали, чтобы не было соблазна у различного типа махинаторов «попользоваться» этими деньгами в свою личную пользу. Для этого принят целый свод государственных законов, в которых все эти процедуры регламентируются.
ЛОГИСТ 4-4-4
Но в случае с этим логистическим центром законы почему-то не действуют. Присутствовавшая на встрече представительница НУХ «Байтерек» Айгуль Канатбаева отказалась прокомментировать нам высказывания работников «РЕАК Logistics» и вообще конфликт в крупнейшем логистическом центре Алматы. Она только распространила свой пресс-релиз, из которого следует, что для данного случая Закон «О государственных закупках»… неприменим. За основу решения о сдаче ИФК в доверительное управление транспортно – логистического центра руководство фонда почему-то приняло не положения Закона РК «О государственных закупках» (Закон РК от 21 июля 2007 года № 303-III), а свои собственные ведомственные Правила осуществления закупок товаров работ и услуг, которые приняты, кстати, совсем недавно (решение Совета директоров Фонда от 02 октября 2003 года, протокол №8). Иными словами, внутренний корпоративный документ подменил Закон! И в Фонде не видят в этом ничего необычного, так, по их мнению, и должно быть.
Однако, если действовать по Закону, то закупки из единого источника осуществляются на основании решения исполнительного органа заказчика (в данном случае – АО «Инвестиционный фонд Казахстана»), в случае приобретения товаров, работ, услуг, если общая сумма однородных видов товаров, работ, услуг, предусмотренная планом закупок на соответствующий календарный год не превышает двухтысячекратного размера МРП на соответствующий финансовый год, т.е. не превышает 3740000 тенге. А ИФК в данном случае прямо нарушает это требование, поскольку ему будет платиться вознаграждение, которое в разы превышает пороговые значения плана закупок! Поэтому договор о доверительном управлении способом из единого источника здесь применен быть не может, считают участники пресс-конференции. Насколько правомерна такая юридическая позиция судить должны, думается, не журналисты, а контрольные органы, например — прокуратура или финансовая полиция. Так считают юристы компаний, которых попросту выбросили из логистического бизнеса.
К слову, представители ИФК присутствовали на встрече представителей коллектива логистического центра со СМИ. Но на резонные вопросы не отвечали и вели себя очень нервно. По всей видимости, им очень не хотелось, чтобы информация по «ускоренной» передаче многомиллионного имущества в руки никому не известной компании, а также какими методами она проводилась, получила огласку. Сейтказы Матаев, организовавший эту встречу, откровенно признался, что ему звонили из о-очень высоких кабинетов, весьма влиятельные люди, просившие отменить пресс-конференцию по этому вопросу. Кому-то очень не хочется, чтобы детали перехода отлично действующего бизнеса из одних рук в другие, вышли из тени на свет. Но здесь эти люди допустили ошибку. Они посчитали, что с людьми можно не церемониться, они уподобили их грузовым контейнерам, которые можно передвигать, куда захочешь. А можно просто отправить их…куда подальше. Но в данном случае разобиженный коллектив, который долгие годы и создавал это богатство, вокруг которого кипят такие страсти, пошел «ва — банк» и вынес на свет то, что так хотелось бы сохранить втайне. Теперь, видимо, свое слово должны сказать контролирующие и правоохранительные органы. Общество вправе знать, на что и по каким правилам расходуются народные деньги.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.