Прямые явные угрозы
Поддержать

Прямые явные угрозы

Традиционная, ежегодная, теперь уже XI Конференция по риск-менеджменту в Алматы всегда  воспринималась как ристалище умов, площадка для интеллектуального соперничества, обмена мнениями о насущных проблемах бизнеса сегодняшнего дня. И в этом своем качестве она оправдала ожидания  также  в этом году.

Ее основное отличие от иных дискуссионных площадок – это то, что  предназначена она не только для охвата всех  аспектов  коммерческой деятельности, но и для рассмотрения политических, социальных и даже психологических изменений, которые происходят на мировой арене.  Примечательно, что среди  участников  Конференции — крупные предприятия страны, которые в совокупности вносят существенный вклад в экономику Казахстана — ТОО «Евразийская Группа», ТНК Казхром, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), Алюминий Казахстана, Казахстанский электролизный завод (КЭЗ), Евроазиатская энергетическая корпорация (ЕЭК), Шубарколь Комир, группа Самрук-Казына, Air Astana, Национальный Банк Республики Казахстан, микрофинансовые и электроэнергетические корпорации, местные брокерские, страховые и перестраховочные организации, лидирующие банки Казахстана. Казалось бы – что им Гекуба? – чем им могут быть интересны умозрительные рассуждения политологов и социологов, профессоров университетеов и обозревателей экономических изданий? Однако бизнес сегодня не может, видимо, замкнуться только в своей профессиональной «скорлупе», он стал поистине глобален и любые существенные изменения в мировой картине могут значительно повлиять на него. География участников Конференции тоже говорит о многом– страны Европейского сообщества, США, Китай, Индия, Турция, Россия, и другие страны СНГ, Южная Корея, Япония и другие страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В этом году в ней участвовали  более 300 человек из 30 стран мира.

Однако для тех, кто постоянно следит за дискуссиями на этом форуме, очевидно, что «градус» их , по сравнению даже с прошлым годом, годом «покорения Крыма» Россией, заметно повысился, тогда как широта затрагиваемых тем также значительно сузилась. Особенностью выступлений многих экспертов, особенно иностранных, являлось то, что они обращались к узкопрофессиональным вопросам страхования и перестрахования, новым методикам оценки рисков, популяризации передового опыта в этой сфере. Но, начиная с прошлой, юбилейной Конференции, геополитика властно заняла в темах дискуссий первое, главенствующее место. Украина, Россия, конфликт в Донбассе, западные санкции и российский ответ на них, экономические последствия для всего мира и для Казахстана, будущее Евразийского экономического союза – вот что решительно заняло все внимание участников в этот раз. Причем столкновения самых разнообразных мнений, острых инвектив, смелых предположений в ходе споров было больше чем достаточно.

Преобладал умеренный алармистский настрой, а в ряде случаев высказывания звучали просто апокалиптически. Один из видных диспутантов  даже заявил, что мы, скорее всего, живем в преддверии ядерной войны, которой он очень и очень опасается…

В этой насыщенно политизированной атмосфере доклады, посвященные практическим и теоретическим вопросам страхования о оценки рисков не получили должного эмоционального отклика. Они просто провалились в какую-то дискуссионную «трещину»  и иностранные эксперты, делавшие доклады, с некоторым недоумением, хотя и с интересом, наблюдали, как СНГ – овские участники дискуссий с пеной у рта осмысливали проблемы геополитики и последствия войны в Донбассе. Познавательные доклады Ларса Ланжа  о перспективах международного морского страхования, интересное сообщение Анны Вольтат о минимизации рисков в системе здравоохранения Германии, глубокий доклад Кристиана Баумгартеля о немецком страховом рынке и его новых тенденциях и многие другие подобные сообщения вызвали вежливые аплодисменты собравшихся, но далеко не такие ожесточенные дискуссии, как тема ЕАЭС, единой валюты, перспектив экономики России и угроз, которые она несет, став «плохим Сантой» в добропорядочном западном обществе.

По сути, все два дня дискуссии кружили вокруг одних и тех же  тем – Украина, Россия, санкции, и что плохого еще от всего этого можно ожидать. Выяснилось – много еще что. Эксперты здесь отнюдь не совпадали в деталях, но в целом были едины: перспективы экономик России и стран ЕАЭС выглядят не радостными.

В наиболее четкой и лапидарной форме эти выводы сформулировал профессор российской   Высшей школы экономики Сергей Медведев. По его мнению, в России сейчас  создана «крайне неэффективная, дремучая модель экономики». Идет переформатирование постсоветского пространства, и многие вопросы еще открыты. Возникли совершенно новые  экономические риски,  нарастает эффект санкций против России, в рисках  появилась очень сильная политическая составляющая. По его мнению, ситуация ухудшилась на долгие годы.

 -Идея общей валюты, идея Евразийского экономического, Таможенного союза «убита» событиями в Крыму и событиями на Украине. Проект ЕАЭС —  насквозь политический .Существует большая дымовая завеса всей этой постсоветской интеграции, она существует на протяжении последних 25 лет. Мы приближались, удалялись от нее, но, пожалуй, в 2015 году мы дальше от нее, чем когда бы то ни было. – считает С. Медведев.

—  Если раньше  все считали, что фактически состоялся и  институционально оформился распад СССР, то сейчас мы видим, что процесс не завершен.  По мнению профессора, сегодняшнее руководство России  воссоздало архаичную модель государства, поделенного на сословия. В нем частной собственности, а любой бизнес может существовать только под опекой  и контролем власти. Что касается  ЕАЭС, то он экономически абсолютно бессмыслен, и вскоре мы заметим   (уже замечаем) крах его институтов и интеграционных проектов. И напротив – идет  рост национализма, фундаментализма и сепаратизма, усиление центробежных тенденций  и угроз новой холодной войны. В значительной степени похожих взглядов на ситуацию в России и ЕАЭС придерживались в ходе дискуссии и, Иван Давыдов, зам. главного редактора журнала «The New Times», Даниэль Гросс из Центра Европейских политических исследований и даже модератор конференции,  Игорь Виттель, телеведущий канала «РБК». Все они уверены, что кризис мировых отношений налицо, новые вызовы для экономики требуют необычных решений. Но вот каких именно, куда идти, что делать  – ответа на этот вопрос никто дать не смог.

Доминирующая мировая экономическая тенденция сегодня – слабый  рост. Китай и США (две страны которые задают тон мировой экономике) сдают свои позиции. Евро за год девальвировал на 25%. Такая ситуация не дает шансов глобальному капиталу расти, считали спикеры. Однако и здесь не следует опускать рук. Экономика не умирает и в самых критических условиях, а сегодня, все-таки, до критического уровня  во многом далеко. Кризис – это не только когда  все плохо, это основа для нового роста, считает Назым Тульчинский, заместитель председателя правления СК «Евразия».

— Сложная экономическая ситуация всегда ведет к чистке рынка. Слабые – уходят, продаются или сдают позиции, сильные – приобретают, укрепляются, растут. Аналитики в ближайшие годы ожидают бум слияний и поглощений. Как сообщает The Wall Street Journal, за весь 2014 год сумма объявленных сделок в секторе слияний и поглощений установила очередной рекорд в 3,26 триллиона долларов. Рост составил 44%. Значит, не все еще потеряно – мы должны приспособиться  к новому экономическому суперциклу.

Виктор Никольский, аналитик S&P:

— Кризис – замечательный период  для слияний и поглощений. Мы видим, что продавцы и покупатели сейчас делают больший акцент на размер компании, и в настоящее время приобретения выглядят достаточно привлекательным для наращивания своего масштаба, и кроме того, для внесения разнообразия в свои  операции.

Геополитическая напряженность по-разному повлияла на глобальную экономику, считает эксперт. По его оценкам,  увеличение ВВП США составит 3% в предстоящие два года, в еврозоне рост под вопросом из-за украинских событий. Зато серьезный рост покажут Китай и Индия. В среднем, по его прогнозу, в Азиатском регионе ВВП увеличится на 1-7%.  В России ожидается  спад ВВП в 2015 год от 1,5% до 2,6%. В Казахстане рост будет немного ниже, чем в прошлые пять лет.

 По мнению эксперта, трендами развития страхового сектора сегодня  выступают негативное давление на рейтинги, обострение конкуренции, на котором тяжелее становится небольшим и менее диверсифицированным участникам рынка. При этом уровень капитализации перестраховщиков достиг рекордных высот при сильных прибылях и инвестициях в высоколиквидные активы – так что возможности для маневра у них есть и в таких условиях.

Анна Вольтат, генеральный директор «WP German Med CARE»,  рассказала о своих встречах с казахстанскими  специалистами по здравоохранению.  Она привела расчеты, из которых вытекает, что расхождение в финансировании медицины  между нашими странами  огромно, почти на порядок. Если в Германии  на медицинское страхование тратят  примерно 300 млрд. евро в год, то в Казахстане, где живет в пять раз меньше людей – в сто раз меньше. Это ли не повод забыть о политике, и обратиться к реальным, неотложным делам, до которых почему – то все руки не доходят?

Конференция по риск-менеджменту еще раз доказала, что сегодня весь мир переживает период прямых, но пока еще не до конца осознанных угроз. Ответить на них поможет  только  здравый смысл и осознание того, что, как выразился глава СК «Евразия» Борис Уманов – «мы все в одной лодке». Но, судя по многим тревожным факторам, кое-кто решил устроить на этой лодке игры в «казаки-разбойники»…

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.