Законы гравитации для бизнес-среды
Поддержать

Законы гравитации для бизнес-среды

Каковы ключевые тренды, влияющие на предпринимательскую деятельность в Казахстане?

Тренд № 1: Изменение смысла продолжающейся глобализации.

Парадигма развития Казахстана будет зависеть от региональных интеграционных проектов, продвигаемых этими двумя странами: ЕАЭС и Новый шелковый путь. Законы гравитации в экономике работают так же, как и в физике. Географическое положение Казахстана между двумя крупными экономиками КНР и РФ, будет определяющим в плане экономического развития и страновой специализации. Несмотря на то, что крупнейшими экспортными партнерами Казахстана являются страны ЕС, во многом это связано с доминированием в экспорте нефти, газа и металлов, и других сырьевых товаров. Импорт лучше отражает реальную картину торгового взаимодействия, РФ и КНР — два крупнейших партнера Казахстана. Таким образом, эти две страны будут ключевыми рынками для казахстанского не сырьевого экспорта и ключевыми поставщиками импорта.

По мнению ряда аналитических центров, происходит процесс перехода глобализации на другой уровень развития. Так, по мнению McKinsey и ESPAS (European Strategy and Policy Analysis System)  глобализация остается мэйнстримом. Но, при этом, конкуренция перейдет от конкуренции стран к конкуренции региональных союзов и объединений, через создание и развитие межстрановых экономических блоков. Например, формируемые США торговые партнерства в атлантическом и тихоокеанском направлении создают дополнительные возможности для развития торговли товарами и услугами для продвижения экономических интересов США. Проводимые КНР инициативы — Экономический пояс нового Шелкового пути и Морской шелковый путь формируют новое экономическое пространство, включающее Евразию, Ближний Восток и Европу. Развивающийся интеграционный проект Евразийского союза укрепляет установившиеся и формирует новые экономические связи в Евразии и с партнерами союза. Борьба за инвестиции для экономического развития будет вестись как между региональными союзами, так и между участниками внутри союзов. В перспективе процесс глобализации будет возглавлен тремя участниками, которые будут формировать большую часть мирового ВВП: КНР, США и ЕС.

Тренд №2. Переток инвестиций из сырьевых экономик в развитые страны и страны с лучшими институтами.

Очевидно, что развитие предпринимательства в Казахстане будет зависеть от способности предпринимателей, особенно средних компаний не сырьевого сектора, привлекать инвестиции. 

Большая часть экспортной корзины Казахстана составляет сырье. Основной поток прямых иностранных инвестиций в Казахстане достался сырьевому сектору и крупным компаниям. Казахстан находиться на этапе развития движимым факторами. Завершение сырьевого суперцикла ограничивает дальнейшее использование сырьевой модели для развития страны. Требуется новый «движок». Казахстан должен будет пройти этап, движимый инвестициями. Ключевой вопрос — источники инвестиций. Падение цен на сырье снижает возможности государства по инвестированию в экономику.

Продолжающаяся турбулентность в мировой экономике, связанная с трендами по смещению центров власти и технологическими изменениями, приводит к возвращению инвестиций и капиталов в развитые страны.  В этих условиях государства начинают повышать инвестиционную привлекательность и улучшать условия ведения бизнеса. Начиная с кризиса 2008 года  растет участие государственных институтов развития в поддержке продуктивных торгуемых секторов, особенно обрабатывающей промышленности, что связано с высоким мультипликативным эффектом промышленности для создания рабочих мест и добавленной ценности в смежных отраслях и услугах. Подобные политики реализуют США, ЕС и Германия, КНР, страны ЮВА, Индия и т.д. Основной упор в этих политиках делается на рост производительности труда и активов.

В основе текущей успешности для ведения бизнеса в Казахстане лежит экстрактивная экономическая модель, заключающаяся в создании и поддержании разного рода монополий и ограничения конкуренции, исключительного доступа к факторам производства и рынкам для извлечения экономической ренты. Следствием этого является низкая производительность в экономике и ее привлекательность для инвестиций. При этом предпринимателям придется вступить, как минимум, в региональную конкуренцию за инвестиции с учетом складывающихся трендов. Возможности будут зависеть от способности предпринимательской среды создать запрос государству на реальное движение к инклюзивным экономическим институтам и адаптации к конкуренции, на базе инновационной ренты.

Глобализация движения товаров, услуг и рабочей силы трансформирует производственные цепочки. ТНК, являющиеся основным донором ПИИ, размещают производства, НИОКР, маркетинговые функции, управление человеческими ресурсами по всему миру. Ключевым фактором выбора географии для ТНК является минимизация издержек и рисков

 Тренд № 3: Рост значения экспорта, возможностей и размеров потенциальных рынков.

Относительно небольшое население Казахстана и большая территория,  и все производные от этих факторов: узость внутреннего рынка; низкая экономическая плотность, препятствующая развитию МСБ; высокие затраты на логистику и построение эффективных каналов сбыта; невозможность достижения эффекта масштаба,  при промышленном производстве оказывают непосредственное влияние на необходимость экспортной ориентации экономической модели Казахстана, через выход на приграничные и трансграничные рынки.

Важнейший тренд — это появление нового среднего класса в развивающихся странах, в особенности в Азии. По согласованным прогнозам ведущих аналитических центров, ожидается более чем удвоение среднего класса с 1,8 млрд. человек в 2009 году до почти 5 млрд. человек в 2030. Рынки Центральной Азии и Индии, прикаспийских стран, западного Китая и восточной части РФ могут быть доступны для предпринимателей Казахстана.

Рост доходов на этих рынках, даже с учетом коррекции, произошедшей в ресурсных странах, и формирование среднего класса, ведущих к изменению структуры потребления, создают устойчивый спрос на продукты и услуги, где цена не будет базой конкуренции. Резко вырастет значение навыков по созданию и продвижению брендов.

Создание и реализация инфраструктурных решений — привлекательный рынок для развития средних компаний до крупных. По прогнозам до 2030 года затраты на инфраструктуру в развитом и развивающемся мире продолжат расти. Сильный спрос для ликвидации дефицита инфраструктуры требует не менее 3,7 триллионов ежегодных инвестиций. Например, по оценке Американского общества строительных инженеров, необходимые инвестиции до 2020 года в повышение качества инфраструктуры США потребуют инвестиций в размере не менее 3,6 триллиона долларов США. Несмотря на решение КНР своих основных инфраструктурных проблем, инфраструктурное развитие Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии еще далеко от базового уровня. Внутренний рынок и рынок стран ЕАЭС так же генерирует значительный спрос на инфраструктурные решения и инновации.

Несмотря на наступивший спад цен на ресурсы, связанный с исчерпанием текущей глобальной модели роста, в долгосрочной перспективе доступ к натуральным ресурсам не потеряет своей значимости. В настоящее время, в средне и долгосрочной перспективе конкуренция за ресурсы будет усиливаться. Поэтому, стоит ожидать значительных процессов, связанных как со страновой конкуренцией за обладаниями ресурсами, так и корпоративной конкуренцией, стимулирующей компаний к «интеграции назад» и внедрению ресурсосберегающих технологий.

 Тренд №4. Трансформация производственных и сервисных цепочек и появление возможностей для МСБ в конкуренции с ТНК

Происходящие технологические изменения позволяют предприятиям МСБ, при нахождении правильной бизнес модели, вступать в конкуренцию с крупными компаниями и ТНК, как на отдельных локальных рынках, так и глобально. Если ранее малый бизнес был традиционно представлен в торговле и услугах, то новые технологии позволяют ему начать конкурировать в промышленном производстве, особенно в развитии новых сегментов.

Снижение важности фактора стоимости рабочей силы, открытие новых энергетических источников и увеличение важности профессиональных услуг в ЦДС уже сформировало тренд на возврат производств из развивающихся стран в развитые. Особенно ярко этот тренд виден в США, где применение технологии извлечения сланцевого газа и нефти позволило удешевить стоимость энергоносителей и сырья для базовых секторов промышленности, что привело к ренессансу «ржавого пояса Америки».

Идет трансформация создания стоимости. Структура распределения добавленной стоимости в промышленном производстве вдоль ЦДС начинает смещаться в сторону услуг. Как отметил М. Портер, развитие технологий приводит к радикальным сдвигам в стратегиях и бизнес моделях компаний, возникают новые отношения с потребителями, основанные на обработке «больших данных» и вовлечения потребителей в процесс создания продуктов. Технологии вносят изменения в производственные процессы, НИОКР, логистику и продажи. На НИОКР, брэндинг и послепродажный сервис приходиться большая часть добавленной стоимости.

Технологии создают тренды, изменяющие базу конкуренции. Цифровизация и адаптивные технологии снижают важность эффектов масштаба, геномика и синтетическая биология изменяют здравоохранение, фармацевтику, сельское хозяйство и другие реальные сектора, цифровизация, облачные технологии и робототехника резко снижают издержки, связанные с трудом, управлением производством и логистикой. Новые технологии извлечения нефти и газа вместе с технологиями возобновляемой энергетики и хранения энергии меняют энергетическую отрасль и требования к инфраструктуре. Автономные транспортные средства и новые средства хранения энергии трансформируют транспортно-логистическую отрасль

Происходящие изменения в культуре потребления и развитие сервисов на базе информационных технологий и социальных сетей формирует новый устойчивый тренд, направленный на совместное потребление товаров длительного пользования, недвижимости и т.д. Экономика совместного потребления может оказать существенное влияние на целые сектора экономики: гостиничный бизнес, пассажирские перевозки, пользование товарами длительного пользования.

Большинство развитых стран ужесточают экологические стандарты, предъявляемые к продукции и производственным процессам. Мейнстримом является переход к устойчивому развитию. Сформирована и реализуется концепция экономики замкнутого ресурсного цикла (circulareconomy). Ее основная идея заключается в проектировании продуктов с учетом максимального возвращении в биосферу биологических материалов после их использования, и повторного использования технических компонентов без их помещения в биосферу. Кроме того, ТНК и большинство корпораций изменяют свои производственные процессы и дизайн готовых продуктов с использованием принципа ресурсоэффективности для снижения издержек при производстве, эксплуатации и утилизации готового продукта

Тренд № 5: Урбанизация и борьба за таланты.

Согласно статданным г. Алматы и Астана с долями МСБ в ВРП в 34 и 62% являются лидерами в Казахстане. Это подтверждает тезис о важности экономической концентрации для развития МСБ, и урбанизация — это главная возможность для его роста и развития. Второй не менее важный фактор эти два города имеют положительное сальдо миграции и высокие темпы прироста населения. Третье, эти два города, и в особенности г. Алматы, основные сервисные хабы работающие на всю страну, и они наиболее близки к постиндустриальной экономике.

По оценке McKinsey к 2025 более 2 млрд. человек,  или 25% будет жить в 600 крупнейших городах, которые будут создавать ВРП в размере 64триллиона долларов США или 60% глобального ВВП. Именно урбанизация создает основу для роста МСБ. Высокий процент МСБ в создании ВВП развитых стран во многом объясняется высоким уровнем урбанизации и сопутствующей ему высокой плотностью населения.

Глобальный дефицит квалифицированных кадров один из ключевых трендов. Постоянный рост потребности в квалифицированных кадрах вызывает их дефицит на глобальном рынке труда. Страны уже начали борьбу за таланты и квалифицированную рабочую силу. Ограниченность внутреннего рынка трудовых ресурсов Казахстана, региональная и глобальная мобильность, будут оказывать давление на доступность и качество человеческого капитала из эмиграции наиболее качественной его части — в страны с более комфортными условиями проживания.

Развитые мегаполисы являются магнитом для притяжения талантов и квалифицированного человеческого капитала. Процесс джентрификации порождает неявную дискриминацию и создает барьеры для неквалифицированного труда.

 Где искать возможности, с учетом трендов?

Возможные перспективные направления будет связаны с удовлетворением потребностей в орудиях труда, услугах и работах для развития объектов формирующих страновые конкурентные преимущества и секторов экономики, базирующихся на их использовании: производство агропродукции и продуктов питания; производство минерального сырья и продуктов его переработки; транспортно-логистические услуги; электроэнергетика.

Необходимо использовать существующие технологические тренды для поиска, создания, коммерциализации и тиражирования решений для этих объектов. Цифровизация и использование информационных технологий может резко увеличить производительность в аграрном секторе, повысить эффективность транспортно-логистических коридоров и энергетической инфраструктуры. Цифровизация и аддитивные технологии могут снизить для казахстанских предпринимателей барьеры связанные с масштабом производства в обрабатывающей промышленности и послепродажном обслуживании. Цифровизация, био- и нано- технологии позволят увеличить интенсивность разработки недр через повышение глубины и комплексности извлечения полезных компонентов. Наличие разнообразного сырья и технологии создания новых материалов могут создать новые отрасли в экономике страны. Геномика следующего поколения может оказать существенное влияние на все сектора экономики и, в особенности, на аграрный сектор.

  1. Земля.
  2. Производство орудий для обработки земли, растениеводства, животноводства, агрохимии, систем полива и водосбережения.
  3. Разработка комплексных решений по повышению плодородия конкретных видов почв, селекция растений и животных в том числе с использованием биотехнологий и геномики
  4. Недра.
  5. Разработка комплексных решений по увеличению комплексности и глубины извлечения полезных компонентов
  6. Снижение энерго и ресурсоемкости добычных работ
  7. Производство оборудования для реализации найденных решений.
  8. Энергетические ресурсы.
  9. Трансферт и последующее развитие технологий выработки энергии из традиционного ископаемого топлива
  10. Решения в атомной энергетике
  11. Развитие альтернативных и автономных источников энергии для снижения расходов по энергообеспечению отдаленных мест.
  12. Управление перетоками энергии на основе SMARTGRID.
  13. Производство оборудования для реализации решений.
  14. Географическое положение между различными частями Евразийского континента
  15. Решения по безопасной и эффективной транспортировке грузов между КНР и Европой.
  16. Развитие сухопутных логистических хабов
  17. Производство оборудования для строительства всех типов дорог, транспортное машиностроение.

Дальнейшее развитие будет основываться на использовании этих преимуществ и развиваться от производств в ресурсо- и энергозатратных секторов через сектора регионального процессинга к секторам глобальных инноваций для региональных рынков. В услугах основные направления связаны с оказанием сервисов для этих секторов, развитием каналов продвижения и продаж, в том числе с учетом новых технологий, созданием инфраструктурных решений. Все эти сектора имеют хорошие экспортные перспективы на региональном рынке Центральной Азии, восточной части РФ и западной части КНР, с перспективой последующего выхода на глобальные рынки.






Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.