суббота, 18 августа 2018
Облачно +28, Облачно
USD/KZT: 360.12 EUR/KZT: 409.67 RUR/KZT: 5.33
Астана осенью ратифицирует Конвенцию по Каспию Российская «нефтянка» успешно переживет санкции США Агентство Fitch указало на главную проблему турков Amnesty International жестко критикует Трампа Американские СМИ выступили против Трампа Аким дорос до отставки Нужен им берег турецкий Доллар опустил цены на Cuprum Узбекский лидер разочарован переговорными талантами подчиненных Пашинян станет генсеком ОДКБ? Криптомир сдувается из-за розничных инвесторов Анкара дала залп по американским товарам Минкульт анонсировал Мировые этноспортивные игры Эрдоган: мир – Samsung, война – iPhone Американские судьи отпустили на свободу подозреваемую казахстанку У Астаны со всеми хороший диалог, а тенге тонет Пекин признал лагеря «идеологического перевоспитания»? Типовые узбекские торжества и похороны Нацбанк заверил, что казахстанцы не побежали скупать доллары Куба обсуждает конституцию с рыночным лицом Жакип Асанов: «реформатор» я или «демагог»? Нацбанк в курсе и неустанно повторяется Система лопнет: без реформы россиянам пенсий вовсе не видать The Financial Times: дележка Каспия Кремль не определился, что делать со сверхдоходами сырьевиков

Рахим Ошакбаев: Новые налоги добьют МСБ и увеличат безработицу

Манипуляции правительства со статистикой по сути саботируют указания Президента. До тех пор, пока мы не признаем реальную ситуацию с безработицей и «самозанятыми», принять адекватные меры по решению проблемы невозможно.

Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев презентовал результаты исследования как фискальная нагрузка и структурные проблемы в экономике Казахстана, включая проблемы малого и среднего бизнеса, влияют на  рост безработицы в Казахстане. Он отметил, что расчеты центра «Талап» показывают, что реальное число не занятых людей по Казахстану может достигать до 15% от экономически активного население и превышает официальные показатели почти в три раза. При этом по официальным данным за последние 15 лет уровень безработицы упал с 9,2% до 4,9%. Безработица продолжала сокращаться даже в кризисные периоды 2008-2009 годы и 2015-2016 годы.

При этом сейчас постоянной работы не имеют 3,3 млн чел из них 2,2 млн. «самозанятых», 0,4 млн безработных и 0,6 млн так называемых «неактивных», формально самозанытые безработными не признаются. В результате принятия новой методики (МЗСР), большая часть «непродуктивно самозанятых», не вставшая на официальный учет в качестве безработных, была отнесена к «неактивным». Это позволило сохранить общий уровень безработицы (5,1%) вместо роста до 6,4%. Всего, количество безработных, «непродуктивно самозанятых» и части «неактивных» без уважительных причин равно 1,4 млн чел. или 15% от экономически активного населения. Среди молодежи растет доля «поколения ни-ни», то есть тех, кто не работает и не учится - NEET – «Not in Education, Employment, or Training» – с 8,3% до 9,5% за год от общего населения 15-28 лет.

Особенно высок риск в Мангыстауской (с 8,3% до 17,3%) и Карагандинской областях (с 10,7% до 16,9%), где ничем не занят уже каждый шестой молодой человек. При этом в 2016-2020 годах население РК старше 15 лет вырастет на 350 тыс. человек. Основной рост придется на реально неактивное население - студенты, пенсионеры, инвалиды - 240 тыс. – что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом  в 2016 году доля наемных работников впервые снизилась и предполагается как минимум сохранение их общей численности на уровне 6,4 млн чел. Таким образом существует риск того, что скрытая безработица - самозанятые, безработные и часть «неактивных» может вырасти на 110 тыс. человек и достигнуть 3,4 млн человек, отметил Рахим Ошакбаев. Доля наемных работников в Казахстане составляет 66% реального экономически активного населения, в то время как в странах ОЭСР  в среднем 82%. Для достижения уровня стран ОЭСР, численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 млн человек до 8 млн. человек к 2030 году, то есть по 500 тыс. каждые 5 лет. Таким образом, государство должно к 2030 году создать дополнительно 1,5 млн рабочих мест, чтобы приблизиться к стандартам пресловутой «тридцатки».

Программы занятости, в свою очередь, предусматривает создание 500 тыс. новых предпринимателей только к 2025 году через инструменты обучения и кредитования. Вместе с тем, согласно опросам центра «Талап» среди безработных, лишь 15% из них изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1% безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Это все происходит на фоне серьезного сжатия малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тыс. единиц, или на 8%. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9%, численность занятых сократилась на 3%.

Тем временем, доля государства в экономике растет. Суммарные активы АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына» выросли с 15,5 трлн тенге в 2011 году до 27 трлн тенге в середине 2016 года, и составили 61,2% ВВП. Увеличивается также налоговая нагрузка на субъекты МСБ, что и ведет к их закрытию и появлению новой армии безработных, заметил Рахим Ошакбаев. В условиях минимального роста ВВП -  1% в 2016 году и падения деловой активности рост налоговых поступлений на 1,1 трлн. тенге или 23% свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования. А впереди введение  пенсионных взносов для работодателей в размере 5% с 1 января 2018 года и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование в размере 2% от дохода работника с 1 июля 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году.

Министерством труда и соцзащиты населения был разработан законопроект, предусматривающий снижение размера отчислений для работодателей: с 1 июля 2017 года – 1%; с 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2%; с 1 января 2022 года – 3%. Взносы индивидуальных предпринимателей предлагается с 1 июля 2017 года установить в размере 5% от 2-х МРЗП, то есть около 2,5 тыс. тенге в месяц. Ожидается  снижение порога НДС: 30000 МРП в 2017 году, 25000 МРП в 2018 году, 20000 МРП в 2019 году, 15000 МРП с 2020 года, а также повышение ставок акцизов и реформирование специальных налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.

По словам Рахима Ошакбаева, все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет уходить в тень, вырастут зарплаты в конвертах, а формально даже занятые люди будут переводиться в незанятые, так как работодатели сократят долю людей, с которыми будут заключаться трудовые договора. Таким образом, к числу самозанятых может прибавиться значительная доля людей, работающих нелегально, без трудового договора и без отчисления пенсионных выплат.

Эксперт отметил, что, к примеру, для определения объекта обложения, исчисления и представления налоговой отчетности по НДС налогоплательщику нужно знать 82 статьи, 375 пунктов, 489 подпунктов Налогового Кодекса РК. При этом нужно учитывать, что все эти статьи и пункты содержат 268 ссылок, из которых 206 статей включают в себе дополнительные ссылки на другие статьи. За 20 лет объем налогового кодекса увеличился в 5 раз, с момента кодификации налогового законодательства в 2001 году объем Налогового Кодекса РК вырос более чем в 3 раза.

Тем временем, основным драйвером повышения налоговой нагрузки является рост расходов бюджета. Расходы республиканского бюджета за 5 лет  - 2011-2016 - выросли на 3,5 трлн. тенге или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году - +18% или 1,1 трлн и в 2016 году - +21% или 1,5 трлн. Несмотря на рост налоговых поступлений, их обеспечение расходов снизилось в 2 раза - с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17% до 40%) и дефицита (с - 3% до 10%).

Рахим Ошакбаев также дал рекомендации для новой модели роста и обеспечения занятости.

А именно:

  • Необходимы позитивные сигналы для бизнеса, чтобы начать новый инвестиционный цикл
  • Оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20%, «горизонтальный» налоговый режим для МСБ)
  • Снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи «лжепредпринимательство»)
  • Оптимизация контрольно-надзорных функций
  • Доступ бизнеса к информации
  • Демонтаж квазигосударственного сектора (приватизация / трансформация)
  • Повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов, в первую очередь, на финансирование квазигоссектора, точечную поддержку предприятий, госсубсидии, консалтинговые исследования и содержание госаппарата
  • Существенное увеличение расходов на образование
  • Решение проблем банковского сектора (очищение от плохих кредитов, снижение волатильности курса тенге)
Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33