Палата двинулась, и рассекает волны… Куда ж нам плыть?
Поддержать

Палата двинулась, и рассекает волны… Куда ж нам плыть?

НАЦ.ПАЛ.2-2

В Казахстане создана Национальная палата предпринимателей
На этой неделе в Астане произошло то, чего многие предприниматели ждали уже давно, кто с надеждой, а кто и со страхом. Первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев и Председатель Правления НЭПК «Союз «Атамекен» Аблай Мырзахметов подписали совместное решение Правительства РК и НЭПК «Союз «Атамекен» о создании Национальной палаты предпринимателей РК ( НПП), передает Служба по связям с общественностью НЭПК «Союз «Атамекен».
После подписания вышеуказанного документа состоялось первое организационное заседание Президиума НПП. Председателем президиума Национальной палаты предпринимателей (НПП) избран председатель Ассоциации «KAZENERGY», председатель президиума Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Тимур Кулибаев. Также определен срок полномочий и количество членов Правления, утверждены Председатель и члены Правления Палаты.Утверждены организационная структура, штатная численность центрального аппарата Палаты, количество и наименование комитетов Президиума НПП.
Членами правления НПП избраны Рахим Ошакбаев, Екатерина Никитинская, Жаннат Ертлесова, Тимур Назханов, Мейрамкул Дузбаева, Гульнар Курбанбаева, Зангар Ногайбай.
По закону устанавливается учредительный период один год и переходный период до пяти лет со дня введения в действие закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Законом также предусматривается создание 16 региональных палат в областях, Алматы и Астане, филиалов палат во всех районах областей и городах районного значения, а также представительств за рубежом.
Основными функциями Национальной палаты предпринимателей являются:
— представительство и защита прав и законных интересов предпринимателей;
— проведение общественного мониторинга предпринимательской активности, условий предпринимательской деятельности в регионах;
— участие в государственных программах поддержки и развития предпринимательства;
— поддержка отечественного производства и повышение доли местного содержания в закупках организаций;
— подготовка, переподготовка, повышение квалификации, сертификация и аттестация кадров, развитие технического и профессионального образования;
— стимулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, привлечение инвестиций и диверсификация экономики.

НАЦ.ПАЛ. 4-4

Уже из этого перечня задач ясно, что в Казахстане впервые общественная организация берет на себя часть важнейших государственных функций. Включение в НПП всех видов бизнеса у многих вызывает опасение: как смогут сосуществовать в рамках одной организации крупный и малый бизнес? Какие перспективы в связи с созданием НПП сулит предпринимателям будущее? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам:
Виктор Ямбаев, Президент Алматинской Ассоциации предпринимателей:
-Проблемы реального сектора экономики возникли не вчера. Поэтому создание Национальной палаты предпринимателей запоздало, примерно так лет на 15. Все это время казахстанский бизнес последовательно разрушали более 50 различных государственных контрольно-надзорных органов. Расплодилась полномасштабная коррупция среди них. Многие из «контролеров», начиная от таможенной службы и заканчивая теми, кто занимался сертификацией и лицензированием, стали очень богатыми людьми. В отличие от предпринимателей, которые в это время трудились в реальном секторе экономики.
Но, как говорится, лучше позже, чем никогда. Создание НПП – это больше политическая акция. Во-первых, это сделано, на мой взгляд, чтобы лидеры бывшего «Атамекена», а теперь НПП, включая Тимура Кулибаева, получили бы реальную возможность помочь государству сделать экономический прорыв. Потому что сегодня темпы развития экономика Казахстана не соответствуют реальным вызовам и угрозам. Они же не соответствуют духу сегодняшнего дня, о чем постоянно говорит Президент. Одна за другой принимаются различные государственные программы, которые благополучно и проваливаются. Программы, за которые отвечают министерства и ведомства. И всем стало понятно, что сегодня хоть какие-то деньги можно заработать в бизнесе, только если «присосаться» к бюджетному сектору экономики. Это, а также необходимость «кормить» эту орду проверяющих, истощило реальный сектор. Единственное, что удалось сделать за эти годы, при поддержке Президента — это удалось ограничить самовольные проверки, которые привели к росту коррупции.
Что мы имеем сегодня? Чудовищные скандалы на таможне, огромные хищения бюджетных средств во всех секторах. Об этом говорил Счетный комитет, эти вопросы рассматривались и на заседаниях парламента, когда ревизовали реализацию различных бюджетных программ.
Надо очищать поле для казахстанского бизнеса. Поэтому хорошо, что такая, во многом «знаковая» фигура в мире бизнеса и политики, как Тимур Кулибаев, возглавил НПП. Думается, он не позволит в этой структуре заниматься различными финансовыми схемами отмыва денег, хищениями бюджетных средств. На что мы сильно надеемся.
Я был против обязательного членства всех предпринимателей в единой Национальной палате. Выран иной вариант. Но так как сегодня палата, по сути, уже не является чисто общественной организацией, это некий тесно связанный с государством «параллельный» орган, я думаю, что действия ее должны быть направлены прежде всего на точный и всесторонний анализ всех этих «узких» мест, которые мешают развиваться казахстанскому бизнесу.
Второе – они должны быть направлены на тесное сотрудничество со всеми организациями и объединениями бизнеса, которые за все эти годы, без поддержки государства, выжили, и показали свою эффективность.
Важно и то, что члены НПП хорошо знают эти проблемы и могут четко и ясно эти проблемы изложить для чиновников.
С помощью НПП можно будет существенно сократить экономический блок правительства, который показал себя далеко не с лучшей стороны. «Проморгали» кризис, «проморгали» девальвацию тенге, словом – упустили все основные вызовы, с которыми столкнулась страна. И не смогли подготовить экономику к диверсификации. Правильно будет, если теперь сами предприниматели возьмут часть их функций на себя. Но это можно будет сделать, если НПП в своей работе будет опираться на действительно «живые» предпринимательские организации и активных бизнесменов. Президент ясно дал понять, что кризис отнюдь не закончен, и что у нас впереди нелегкие испытания.

НАЦ.ПАЛ.3-3

Раньше у множества общественных объединений не было такого мощного административного ресурса. Их вопросы чиновникам оставались без ответа – «как об стенку горох». Теперь такой ресурс появился.
Я всегда надеюсь на лучшее, но готовлюсь к худшему. Это и называется реализм. Я очень хочу, чтобы палата не превратилась в орган только экономического лоббирования отдельных бизнес-групп, а еще хуже – отдельных лиц. Такая опасность есть. Обладая большими, законодательно закрепленными полномочиями, личными и деловыми связями в государственных органах, палата вполне может стать такой «карманной». Но я надеюсь на разум и совесть. Ведь это первая политическая заявка Тимура Кулибаева. И я думаю, он отнесется к этому проекту с большой ответственностью, будет работать на весь бизнес страны. И, наконец, мы все сможем определиться, что нужно и выгоднее для Казахстана: контроль над экономикой или все-таки ее развитие.
Проблемы перед казахстанским бизнесом стоят тяжелые. У нас нет «вертикальной» динамики бизнеса, то есть мелкие предприниматели не вырастают в средние, средние очень редко становятся крупными и т.д. Крупными предпринимателями у нас сегодня человек или рождается, или назначается. А мелкие и средние тянут свою нелегкую лямку. Поэтому нам нужно выстроить устойчивую модель экономического развития. Пока такой модели нет. Малый бизнес полностью зависит от финансового сектора, от людоедских штрафов налоговых и других органов. И есть еще невнятная бюджетная политика. Примеров множество и они наглядны. Понастроили за бюджетные деньги множество заводов, предприятий, а они стоят, зарастают сорняками. Вот этими вопросами НПП и должна вплотную заняться. Чтобы от государственных инвестиций была отдача, чтобы деньги работали на экономику и вкладывались бы в эффективные проекты. И не нужно нам учитывать опыт зарубежных высокоразвитых стран, потому что он во-многом оказался для нас неприемлем, а сами эти страны оказались не такими уж эффективными. Никто из них от кризиса увернуться не сумел. Нужно идти своим путем, поддерживать реальную экономику, особенно в сфере переработки сырья и сельхозпродукции.
Наша Ассоциация готова всеми силами помогать НПП в реализации такой программы.

НАЦ.ПАЛ.6-6

Талгат Мамырайымов, политолог:
— Вопрос очень сложный. Мне видится в создании Национальной палаты предпринимателей некий ответ на грядущие политические и экономические вызовы. Создание Национальной палаты предпринимателей означает то, что Тимур Кулибаев, которые возглавил ее, будет в определенной степени «надзирать» за всей экономической жизнью в стране. Объяснений этому может быть несколько. Первое упирается в то, что, как я уже ранее говорил, в этом году у нас начнется формирование режима «технократического авторитаризма». Основной признак такого типа авторитаризма – это контроль всех сфер жизни, включая экономическую сферу. С созданием палаты предпринимателей свобода маневра для бизнесменов будет ограничена.
С другой стороны это означает, что государственный капитализм в нашей стране расширяется. Это также связано с формированием «технократического авторитаризма» в нашей стране.
Почему это сегодня стало, с точки зрения верховной власти, необходимым в Казахстане? Очевидно, что нас ожидают очень большие политические изменения на уровне верховной власти. Они будут касаться не только порядка и форм транзита власти, но и сути самой этой власти. Не исключено, что может произойти изменение формы политического режима. Это также связано со вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз.
Надо уяснить, что «второго Назарбаева» в Казахстане быть не может. Не сможет его преемник обладать таким авторитетом, такими властными полномочиями, да и способностями, так жестко контролировать «климат» внутри элиты, поддерживать баланс между различными центрами силы. Такой человек вряд ли найдется. Следующий глава государства, очевидно, будет только «первый среди равных». А это означает, что будущий политический режим будет в некотором смысле олигархическим. Могут быть различные модификации такой политической конструкции. Страной будут управлять несколько сильных групп влияния. Вполне возможно, что президентская форма власти будут трансформирована в парламентско-президентскую форму правления. В такой структуре премьер-министр будет обладать большими полномочиями и будет избираться исключительно парламентом.
Для осуществления всех этих планов необходим контроль экономической сферы и создание НПП – серьезный шаг в этом направлении. Высказывание Ленина, что политика – это концентрированное выражение экономики, актуально сегодня, как никогда. И этот контроль необходим сегодняшней и будущей власти для предупреждения каких-либо нежелательных эксцессов в политической сфере, внутри политической элиты. Когда у политической элиты «скованы руки», в виде контроля над ее экономическим ресурсом – это важнейший фактор контроля и над политической ситуацией. НПП может сыграть для этого важную роль.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.