Программа «Производительность-2020»: Новое мифотворчество или трезвый расчет?
Поддержать

Программа «Производительность-2020»: Новое мифотворчество или трезвый расчет?

Эффективность любой экономики — фактор, определяющий ее конкурентоспособность. Увеличение доли обрабатывающих отраслей, выпускающих наукоемкую продукцию, существенно повышает уровень производительности труда в экономике. Поэтому государству жизненно важно стимулировать повышение ее производительности, внедрение инновационных разработок, внедрение современных управленческих технологий и в целом модернизацию основных фондов предприятий.
Не сказать, что достижение отмеченной выше задачи озаботило правительство лишь в последние несколько лет. Пускай речь напрямую и не шла о производительности труда, почти все прежние программы развития подразумевали либо ее, либо ее отдельные компоненты. Насколько Казахстан продвинулся в результате преобразований, вопрос отдельный, однако, как представляется, глобальный кризис, который сбил темпы развития экономики, заставил отказаться от привычного обилия приоритетов и сконцентрироваться на главном. Так, если в среднем в 2000–2007 годах коэффициент роста ВВП составлял 10,2%, то в 2008 году этот показатель снизился до 3,3%, а в 2009-м — до 1,2%. В прошлом году Казахстану благодаря жесткой антикризисной программе и благоприятной конъюнктуре мировых цен на сырье удалось обеспечить рост объема валового внутреннего продукта производства на уровне 7%. Характерной также стала тенденция замедления роста цен: инфляция составила 7,3% к уровню 2008 года.
Но, несмотря на в целом положительные тенденции в экономике, стало ясно, что без кардинального и качественного ее обновления нельзя гарантировать устойчивое будущее Казахстана. Тем более в условиях сохраняющейся турбулентности глобальной экономики и рисков, связанных с новым витком кризиса. По горячим следам в мае 2010 года правительство приступило к реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития. И хотя план действий рассчитан на пятилетку, первые результаты обнадеживают. Во всяком случае, как утверждают в самом правительстве, из 7%-ного роста ВВП Казахстана в прошлом году около 2% были обеспечены за счет ФИИР. В настоящее время Карта индустриализации содержит 469 инвестиционных проектов. Из них уже в текущем году должны быть реализованы 200 проектов.
Теперь же, начиная с текущего года, страна приступила к реализации программы «Производительность-2020» — составной части ФИИР. Ключевым приоритетом плана развития республики в указанный период является устойчивый рост экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры. В основу устойчивого и сбалансированного развития страны в ближайшие 10 лет должны быть положены ускоренная диверсификация, повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также комплексный рост производительности труда. При этом ключевым фактором повышения производительности труда является введение инноваций.
Важную роль в активизации социально-экономической жизни общества играет предпринимательство. Мировой опыт показывает, что динамичное развитие государства зависит от эффективности мер стимулирования предпринимательства. Сегодня в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится свыше 50% объема ВВП, тогда как в Казахстане данный показатель составляет только 31,2%, поэтому первостепенное внимание уделяется поддержке МСБ, улучшению бизнес-климата, в том числе снижению стоимости ведения бизнеса, а также снижению влияния бюрократии и коррупции. Однако, не препятствуя развитию частного сектора, будут установлены жесткие антимонопольные законы и технические стандарты.

Если брать в целом, то целевые индикаторы программы предусматривают:
• увеличение производительности труда не менее чем в два раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в программе;
• масштабную модернизацию не менее 20 системообразующих предприятий;
• технологическое перевооружение не менее 100 промышленных предприятий;
• реализацию не менее чем 200 предприятиями комплекса мер повышения эффективности. По мере реализации количество предприятий будет уточняться.
Что касается реализации программы, то она будет проходить в два этапа.
1-й этап — с 2011 по 2014 год, при этом 2011 год является пилотным. В этот год реализация программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив, модернизации действующих предприятий и усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий. По итогам реализации пилотной фазы в программу могут быть внесены изменения и дополнения, а также дополнительные меры государственной поддержки. Уже в 2012–2014 годах реализация программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив и модернизации действующих предприятий, усилении кадрового потенциала индустриальных предприятий.
2-й этап — 2015–2020 годы. В этот период реализация программы будет заключаться в поддержке новых бизнес-инициатив и модернизации действующих предприятий.
На реализацию программы «Производительность-2020» из республиканского бюджета в 2011 году предусматривается 19,9 млрд тенге. Дальнейшее ее финансирование будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы, а также привлеченных внешних займов.
Таким образом, одним из важнейших направлений индустриально-инновационного развития экономики Казахстана является промышленная модернизация плюс рост производительности труда, основанные на индивидуальном подходе и поддержке государства. Успешная реализация намеченных в Стратегическом плане-2020 задач будет способствовать модернизации страны, созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению конкурентоспособности отечественной экономики.

Критерии, предъявляемые к участнику программы «Производительность-2020»
Участниками программы могут быть субъекты предпринимательства, соответствующие следующим критериям:
• реализующие и (или) планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики в рамках Государственной программы согласно приложению 1 к программе и планирующие выпуск продукции, представленной в приложении 2 к программе;
• финансово устойчивые (положительная кредитная история, отсутствие налоговой задолженности и др.);
• имеющие комплексный план инвестиционного проекта, который должен предусматривать достижение следующих показателей:
финансовая окупаемость инвестиционного проекта;
• повышение производительности труда в два раза, но не менее чем в полтора раза от среднего отраслевого уровня по проектам модернизации действующих предприятий или в три раза от среднего отраслевого уровня по новым инвестиционным проектам;
• конкурентоспособность продукции (востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.